Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 10-11. Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

Цели: закрепить знания по литературе и истории Древней Руси; вызвать интерес к изучению древнерусской литературы.

Методические приемы: игра-конкурс.

Оборудование: репродукции картин, изображающих Древнюю Русь, рисунки учеников.

Ход уроков

(Участники делятся на две команды.)

I. Вступительное слово ведущего

Сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

II. Первый тур

1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)

2. Комната монаха в монастыре. (Келья.)

3. Первая книга христианского мира (Евангелие.)

4. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)

5. Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)

6. Торжественное обещание, обязательство Древней Руси. (Обет.)

7. Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)

8. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)

9. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)

10. Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)

III. Второй тур

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести.)

2. В чем своеобразие «Слова о погибели Русской земли»? (Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн- прославление родной земли. Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)

3. Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»? («Великая ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания».)

4. Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».)

5. Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля? (Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа всю землю на три части. Сыновья Сима взяли восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский.)

6. В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость...» В чем же заключалась эта хитрость? («Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить ниткой к голубю ши воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их».)

7. Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря? (Сказали древляне: «Вот убили князя мы русского: возьмем жену его за князя нашего Мала». Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье». Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.

Другим лучшим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошла в нее древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.

В 3-й раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)

8. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)

IV. Третий тур

Командам предлагаются тесты на тему «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

Тест для первой команды

1. Агнец - это:

а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

3. Покажите длан.

4. Духовник ...

а) играет на духовых инструментах;

б) создает духи;

в) совершает духовные обряды

5. Басурман - это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

6. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

Тест для второй команды

1. Алкать - значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

2. Пращур-это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

3. Забрало - это:

а) меч;

б) городская стена, ее верхняя часть, ограда;

в) кольчуга.

4. Лепота - это:

а) лепные узоры;

б) настой липы;

в) красота.

5. Покажите свою десницу.

6. Что необходимо, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

Справка:

Буки - название буквы Б в церковнославянской азбуке.

Длань - рука, ладонь.

Духовник - священник, принимающий исповедь.

Басурман - иноверец, не христианин.

Клобук - высокий монашеский головной убор с покрывалом. Алкать - жаждать, сильно хотеть.

Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

Забрало - городская стена, ее верхняя часть.

Лепота - красота, приличие.

Десница - правая рука.

Толмач - переводчик.

V. Игра со зрителями

Пока команды решают тесты, со зрителем проводится конкурс «Спешите видеть».

1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»? (На картине Сурикова изображен момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку, ясно изобразила ею старообрядческое двуперстие.)

2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце (демонстрируется фотография шапки Мономаха). (Владимир Мономах - внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)

3. Как называется храмовая икона Троице-Сергиевой лавры? Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского? (Икона «Троица». Лавра, основанная Сергием Радонежским носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием -храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона - Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполненные медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества? (Братина.)

VI. Четвертый тур

Вопросы первой команде

1. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет».)

2. Автор Летописного свода «Повесть временных лет». (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)

3. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий.)

4. Назовите дату празднования славянской письменности. (24 мая)

5. Год принятия христианства на Руси. (988 г.)

6. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни. (Варфоломей.)

1. Волхвы - это... (языческие жрецы).

8. Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)

9. В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве.)

10. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри.)

Вопросы второй команде

1. Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат.)

2. Основатель Киева. (Кий.)

3. Как погиб Олег Вещий? (От укуса змеи.)

4. Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение».)

5. Имя первого князя на Руси. (Рюрик.)

6. Бог ветра в Древней Руси. (Стрибог.)

7. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень.)

8. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб.)

9. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси.)

10. Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии Древней Руси - монголо-татарском нашествии. (Трилогия В. Яна: «Чингизхан», «Батый», «К последнему морю».)

VII. Итог урока

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.