Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 21-24. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Мцыри»

(См. материалы уроков 22-25 по программе В.Я. Коровиной.)

Цель: развивать навыки анализа текста.

Методические рекомендации: выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, стихи.

Ход уроков

I. Чтение и комментирование стихотворения «Кавказ» и отрывка «Синие горы Кавказа, приветствую вас!»

Отметим песенное начало стихотворения, поддерживаемое особым ритмом (размер стихотворения - амфибрахий), кольцевой рифмой и рефреном: «Люблю я Кавказ!». Это стихотворение соотносится с темой и образами поэмы «Мцыри»: Кавказ выступает символом величия и свободы, символом родины («Как сладкую песню отчизны моей»); сходны мотивы - одиночества, сиротства, тоски.

Отрывок «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» воспринимается как стихотворение в прозе (вспомним этот жанр у И.С. Тургенева).

Миниатюра написана ритмической прозой: немерная, свободно движущаяся речь переходит в организованную по закону стихотворных размеров (в данном случае - дактиль). Ритмическая проза - это особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом, она в большей степени ритмически упорядочена. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста.

Стихотворный размер миниатюры - дактиль, состоящий из 3-х слогов, где первый слог - ударный, второй и третий - безударные: / - / —— /.

Горы, небо, тучи - воплощение свободы, вечности, величия. Лирического героя привлекают мирные картины природы, окрашенной розовым светом зари. Но важнее, прекраснее для него - мятежная суть Кавказа: «одичалые хребты», «громовые тучи», «громкие бури», «пропасти», «и выстрел нежданный, и страх после выстрела», «люди, как вольные птицы».

II. Чтение и комментирование стихотворений «Сосед» и «Пленный рыцарь»

Оба стихотворения посвящены мотивам узничества, стремления к свободе.

Отказавшись от участия в общественной деятельности, лермонтовское поколение, поколение 30х годов, оказалось пленником своей эпохи. Его удел - бездействие, духовная смерь. А слава побед, рыцарская доблесть отцов стали лишь далекие воспоминанием. Впервые в русской литературе тема потерянного поколения была глубоко осмысленна именно Лермонтовым. Мысль об исторической судьбе России, судьбе современников связанна в творчестве поэта с трагическим развалом между прошлым и настоящим, «богатырями» и «нынешним поколением». Особенно скорбно звучат размышления в стихотворении «Пленный рыцарь». Образ темницы и томящегося в ней путника характерны для Лермонтова: так он осмысливает свою судьбу в стихотворениях «Желанье», «Сосед», «Соседка», «Узник», «Пленный рыцарь» и другие. Эти произведения можно объединить в так называемый «тюремный цикл», начатый в 1837 году, кода поэт находился под арестом за дуэль с де Барантом.

В стихотворении «Сосед» лирический герой мысленно разговаривает с «товарищем случайным», которого он даже никогда не видел - с соседом по тюрьме. Так нейтральное название произведения приобретает драматическую окраску. Оба узника одиноки, тоскуют по неосуществимым надеждам, которые оживают в сердце при звуках тоскливых напевов. Почему пленники оказались в тюрьме, мы не знаем, это окутано тайной. Но настроение стихотворения понятно и близко и тем, кто не испытал неволи, зато чувствовал одиночество и тоску.

Прочитаем впечатление от стихотворения, написанное В.Г. Белинским, и поделимся своими впечатлениями.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в жанре рыцарской баллады, лишено внешнего сюжета, все внимание автора сосредоточено на динамике духовной жизни лирического героя.

Стихотворение представляет собой развернутую метафору.

- Какой прием использует поэт для выражения настроения лирического героя? Антитеза. Противопоставления в первой строфе:

Пленник - вольные птицы

Окошко темницы - синее небо

Молча сижу - птицы играют)

- Каково настроение лирического героя?

Глядя на играющих в небе птиц (автор подчеркивает этим образом беззаботность, радость бытия), пленник испытывает подавленное настроение, которое определяется двумя словами «больно» и «стыдно».

- Почему лирический герой «Пленного рыцаря» отвергает молитву, даже называет ее «грешной» (2-я строфа)2 (Он не желает примирения с действительностью; его воспоминаниями владеет музыка битвы, а надежды связаны со смертью, о чем молиться - грех.)

- Почему рыцарь вспоминает «старинные битвы», а не свои вчерашние? (Возникает образ героя, попавшего в плен «чужого» времени, «чужой» эпохи. Он - из давних, древних рыцарских веков, сама современная жизнь для него тесна. В этой эпохе он задыхается.)

- Какие противопоставления заложены в 3-й и 4-й строфах? (Прежняя воля - тюрьма, ратные доспехи - тюремный камень.)

- Определите, о каких доспехах прошлого и настоящего говорится в этих строфах? (В прошлом - тяжелый меч, железный панцирь - боевое снаряжение. В настоящем: панцирь - стены тюрьмы, забрало шлема-решетка на окне, щит - двери темницы, конь - быстрое время, то есть все то, что отгородило рыцаря от мира «тревог и битв».)

- Почему рыцарь призывает смерть (5-я строфа)2 (Смерть для него - обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится.)

- Как представляет герой свой финал? (На наших глазах сидевший «под окошком темницы» рыцарь вырастает в великана, отдающего постылую жизнь в плену за истинную свободу. Он вступает в совершенно новые отношения с миром: время - конь, смерть - стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец «сдернуть забрало» и открыть свое истинное лицо.)

- Каким настроением проникнуты последние строки? (Лирический герой Лермонтова привык смотреть смерти в глаза. Его дух угнетен, но не сломлен. В финале стихотворения звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.)

Уроки 25-32. Н.В. Гоголь. «Ревизор»

(См. материалы уроков 26-30 по программе В.Я. Коровиной.)

Уроки 33-34. Развитие речи. Обсуждение сочинений по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Уроки 35-37. И.С. Тургенев. «Ася»

(См. материалы уроков 31-34 по программе В.Я. Коровиной.)

Уроки 38-39. Л.Н. Толстой. «После бала»

(См. материалы уроков 38-40 по программе В.Я. Коровиной.)