Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 41. Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс»

Цели: раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта; определить пафос, идею очерка «Парадокс»; развивать навыки монологической речи, анализа текста.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Ход урока

I. Словарная работа

- Что означают слова парадокс, феномен, афоризм?

Запишем в тетрадь значения данных слов.

Парадокс - мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным, привычным представлениям.

Феномен - редкое, необычное явление; выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Афоризм - законченная мысль, выраженная сжато, емко; изречение.

II. Проверка домашнего задания

- Докажите, что жанр «Парадокса» - очерк. (В основе очерка - завершенный сюжет, и весь отработанный и переосмысленный писателем жизненный материал «работает» на то, чтобы создать у читателя яркое представление о людях определенной поры, привлечь внимание к событию, которое раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц и наталкивает читателя на определенные выводы. При всей размытости границ между художественным очерком и рассказом очерк ближе к фактам действительности и содержит больше описательного элемента. Поэтому жанр «Парадокса» - очерк.)

- Как вы озаглавили части очерка? (1. Сказочный мир детства.

2. Столкновение иллюзий с действительностью. 3. Феномен.

4. «Человек создан для счастья...»?)

III. Беседа по вопросам

- О чем повествуется в первой части очерка? Каково значение этой части? (Первая часть, в которой рассказывается о безмятежности мира детей, их фантазии, служит контрастом для дальнейшего повествования, в котором детям приходится столкнуться с трезвой, суровой, неприглядной действительностью, приходится повзрослеть и потерять обаяние сказочного, вымышленного мира.)

- Перечитайте страницы посвященные игре детей. Как автор описывает эти игры? (Описывает подробно, совершенно серьезно, хотя нет-нет да и мелькнет ласковая усмешка.)

- Какие художественные особенности вы увидели в описании игры? (Автор использует эпитеты: экипаж - фантастический, карета - чудесная, обломок - призрачный, фантазия - чистая, глубина бадьи - таинственная. Эти эпитеты помогают создать яркие, завораживающие картины игры, сказочного мира детей.)

- Какие измерения вы заметили в тональности повествования во второй части? (В начале второй части возникает противопоставление: сказочный мир разрушает «неприятный и резкий голос лакея Павла». «Серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами» лакея все видится иначе: удочки становятся простыми ветками тополя..., а «неизмеримая глубина нашего зеленого омута» становится «старой деревянной бадьей». При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками».)

- Перечитайте последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев? (Этот абзац перекликается с первым абзацем первой части. Автор подводит читателя не только к дальнейшему повествованию (а читатель уже заинтригован настойчивым повторением мысли), но и к размышлениям о назначении жизни.)

- Чьими глазами дан портрет «феномена»? Что в облике «феномена» особенно поразило мальчика? (Портрет дан глазами героя-рассказчика. Описание облика «феномена» сопровождается эпитетами, проясняющими впечатление, которое тот произвел на детей: «странно», «до болезненного ощущения», «испуганными глазами», «беспокойным, раздражающим пятном», «паукообразное чудовище», «резко и болезненно ударило в глаза». Портрет «феномена» дан в развитии, портрет противоречив, как противоречив афоризм Залуского. В портрете во многом раскрывается характер героя: изломанного жизнью, несправедливо обделенного, циничного, страдающего.

Выделяются глаза «феномена»: «большие, проницательные, бегающие»: «два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «глаза... внимательно и медленно прошли по нашим лицам», «мне казалось, что... он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и страннее». Несколько раз повторяется сравнение странного человека с пауком.)

- Зачем несчастному калеке надо было вести такую жизнь? Как он сам объясняет это? («Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «...человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам».)

- В чем значение сцены с нищим стариком и девочкой? (В этой сцене «феномен» чувствует себя выше тех, у кого «все на месте». Он, в отличие от «долгоусого» не жалеет для нищего старика серебряной монеты, и это позволяет «феномену» презирать людей «с руками», в том числе и своих племянников, которых он, безрукий, кормит «ногами», своим уродством.)

- В чем парадокс изречения Яна Залуского? («Феномен» обыгрывает придуманный им афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета»; «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Парадокс в том, что этот афоризм вложен в уста безрукого калеки, вынужденного зарабатывать на жизнь своим уродством, за цинизмом скрывать стыд и унижение.)

- Что изменилось в жизни детей после встречи с «феноменом»? (Мальчики увидели жизнь, окружающую действительность другими глазами. Игра потеряла свое волшебство, «заманчивую таинственность». Они начали быстро взрослеть. «Первое противоречие жизни острой занозой» вонзилось «в детские сердца и умы».)

- Определите пафос и идею очерка «Парадокс». (Идея очерка-в афоризме «Человек создан для счастья, как птица для полета». Пафос его в том, что человек должен стремиться к счастью, несмотря ни на какие жизненные испытания.)

IV. Итог урока

Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица - символ свободы, полет - проявление свободы; свобода - необходимое, если не главное, условие счастья.

Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы учебника № 3, 4 к очерку «Парадокс» (с. 21-22).

2. Прочитать миниатюру «Огоньки».

3. Ответить на вопросы учебника (с. 22).

Дополнительный материал

Парадокс. Очерк*

* Русское богатство. 1984. №5.

Смысл рассказа Короленко разъяснял в письме от 28 сентября 1894 года к сестре своей жены П.С. Ивановской: «Вы меня немного пожурили за знак вопроса в «Парадоксе». В отдельном издании - выскажу свою мысль яснее, а пока Вам лично скажу, что этот рассказ явился для меня самого неожиданным результатом всего, что пришлось пережить в последнее время. Я вообще человек не унылый и пессимист. Но смерть моей Лели (маленькой дочери Короленко, умершей во время путешествия в Америку, в 1893 году - Б.А., Н.Д.) так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжелые минуты моей жизни, не чувствовал себя до такой степени изломанным, разбитым и ничтожным. Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. А если нет счастия? Ну что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом, но собственная моя душа в это время была еще так же изломана, как мой несчастный философ. И поэтому эта сама по себе простая и не пессимистическая мысль оказалась как-то непроизвольно с таким пессимистическими придатками, что в общем выводе рождает недоумение и вопрос. Повторяю - впоследствии я скажу все это яснее, и впечатление, думаю, выйдет более цельным». (Короленко В.Г. Письма к П.С. Ивановской. М., 1930. С 64)

Вопрос Ивановской относился, вероятно, к следующей финальной фразе рассказа, которая не вошла в окончательную редакцию: «И много раз еще мы сидели над этой бадьей и путешествовали в старом кузове, и много раз впоследствии случалось нам предаваться таким же неумным занятиям в течение жизни и чувствовать себя такими же дураками, как в ту минуту, когда Павел застал нас с удочками на заборе. И не раз мне казалось, что за плечами к меня вырастают крылья, а потом я чувствовал себя беспомощным, разбитым и бессильным, как червяк, раздавленный в дорожной пыли. Бывали безумные удачи и постыдные поражения, сердце не раз трепетало от восторга и сжималось смертельной тоской, мир раскрывался навстречу моим надеждам и замыкался четырьмя стенами душной тюрьмы... Но никогда с тех пор я не забывал странного афоризма, написанного ногами парадоксального счастливца, которого голос и до сих пор упрямо звучит в памяти с такою же ясностью, как в первую минуту.

- Человек создан для счастья, как птица для полета...»