Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 43-45. М. Горький «Челкаш»

(См. материалы уроков 45, 46 по программе В.Я. Коровиной.)

Уроки 46-47. Максим Горький. «Песня о Соколе»

Цели: определить художественные особенности произведения, развивать навыки анализа текста, показать аллегорический смысл «Песни...»; выявить авторскую позицию и способы ее выражения.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Ход уроков

I. Чтение учителем «Песни о Соколе»

II. Беседа по вопросам

- Какое впечатление произвела на вас «Песня...»?

- Как вы представляете себе море и сидящих не его берегу старого Рагима и рассказчика?

- Почему рассказчику «нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны»?

- В чем особенности композиции произведения?

- Какова роль обрамления в «Песне о Соколе?

- Как изображена природа в 1-й части? (Писатель изображает природу одухотворенной: «море... лениво вздыхающее... уснуло и крепко спит», «небо... наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег»: «горы важно задумчивы»; «у камня печального, хмурого», луна «задумчиво льет свой свет на море, «тихо вздыхающее ей навстречу» и т. д.)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для создания образов природы? (Олицетворения: (см. выше).

Метафоры: «горы подняли свои вершины в синюю пустыню»; «прозрачная ткань облаков»; «гребни волн»; «золотые узоры звезд»; «серебро сияния луны».

Эпитеты: море огромное, мягкое и серебристое; золотые узоры звезд; неугомонные волны; сонно всползая; тайная тишина; печальный, хмурый камень; ласковая мгла и т. д.)

- Какое значение имеют олицетворения? (Природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. И люди-рассказчик и старый Рагим - готовы умом и сердцем проникнуть в неведомое. На душе у рассказчика легко и нет иных желаний, кроме желания думать. Рагим философствует, разговаривая с морем, и по-своему пытается сформулировать мысли о загадках жизни и смерти. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.)

- Сопоставьте начальный и финальный пейзажи. (Оба пейзажа даны через восприятие рассказчика. Пейзажу Горького одухотворен: море, горы, небо - все живет, дышит, говорит. Первая часть - покой и ожидание чего-то важного, значительного. Во втором описании - живом, полном скрытого движения-много мудрости, знания самых сокровенных тайн жизни.)

- Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»? (Пейзаж - это фон, на котором разворачивается сказочный сюжет; одухотворенность природы помогает естественнее воспринять грозную песню волн в главной части произведения. Природа является и героем произведения: море слушает грозную песню волн и таит в себе реальные признаки пробуждения. Пейзаж является средством характеристики эмоционального состояния рассказчика, средством выражения авторской позиции. Пейзаж связывает сказку с окружающей действительностью.

Обрамление подготавливает читателя, слушателя к пониманию мудрости песни Рагима; оно расширяет ее рамки, показывая, как прекрасна жизнь и как она загадочна, беспредельна, значительна. Оно заставляет задуматься над вечными вопросами: о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии.)

III. Анализ центральной части произведения

Опираемся на вопросы учебника (с. 62-63).

Дополнительные вопросы:

- Каково жанровое своеобразие произведения?

- Почему рассказ Рагима назван не сказкой, а песней? («Песня о Соколе» - песня, значит, она наделена дыханием лирики, что сказывается в патетике интонации, откровенной эмоциональности тона повествования, напряженной метафоричности образов.)

- Где происходит действие? Найдите описание ущелья. («Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью».)

- Что противопоставлено этому описанию? В чем смысл данного противопоставления? (Пейзаж, полный жизни, движения, простора, света, противопоставлен затхлости, духоте, темноте ущелья.)

- Какую композиционную роль выполняет пейзаж? (Величественный и грозный пейзаж - преддверие появления главного героя - Сокола - такого же вдохновленного, как и природа. Ии фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне...» Сокол, сраженный в бою.)

- Какие чувства испытывает Сокол? Найдите строчки в тексте. («Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!..» Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева и жажды борьбы.)

- Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа?

- Как соотносится афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета» из очерка Короленко «Парадокс» с идеей «Песни о Соколе»? (Как птице свойственно летать, так человеку свойственно быть счастливым. Образ свободной, счастливой птицы перекликается с образами афоризма из «Парадокса».)

- Какое содержание в понятии «счастье» вкладывает герои горьковской «Песни о Соколе»? (Для Сокола счастье - в битве с врагом, его любимая стихия - небо, простор. Удел и счастье Ужа - прямо противоположны - темное ущелье, где «тепло и сыро».)

Задание: Выпишите афоризмы, характеризующие мировосприятие и взгляды Сокола и Ужа.

- Какой афоризм выражает идею произведения? («Безумство храбрых - вот мудрость жизни». В этом афоризме заключается идея произведения: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву, высокие устремления спокойному и сытому обывательскому житью.)

- Кого автор подразумевает под образом Сокола и Ужа? (Автор показывает 2 типа людей: ужей, то есть людей-обывателей, для которых идеалом жизни является покой, и соколов, то есть людей-борцов, для которых идеалом жизни является действие и борьба.)

- Какой художественный прием использует автор? (Аллегорию - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа с целью наглядно показать его существенные черты. Изображая Сокола и Ужа, писатель подразумевает определенные человеческие характеры и их взаимоотношения.)

- Как вы думаете, почему писатель применил этот прием? (Аллегория - прием, маскирующий содержание. Аллегория, замаскировав политическое, революционное содержание «Песни о Соколе», не помешала придать произведению значение широкой типичности и обобщения. Прием аллегории дополняется приемом контраста, с помощью которого оттеняется непримиримая противоположность образов Сокола и Ужа.)

- Почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?

IV. Чтение статьи учебника «Подумаем над «Песней о Соколе» вместе» (с. 60-61)

V. Итог уроков

«Песня о Соколе» носит ярко выраженный романтический характер: яркая, экзотическая, одухотворенная природа; гордый и смелый герой - Сокол. Язык «Песни о Соколе» эмоционально насыщен, произведение строго ритмично, написано двустопным ямбом (но без рифмы и разбивки на стих); автор пользует символические образы. «Песня о Соколе» прославляет «безумство храбрых».

Прочитаем заключительные строчки М. Горького из «Легенды о Марко» (запись на доске). Как они соотносятся с содержанием «Песни о Соколе»?

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут,

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен о вас не споют.

Эти строки соотносятся с жизненной позицией людей, похожих на Ужа. Писатель осуждает их слепоту. Ему по душе герои свободные, сильные, красивые, которые заслуживают памяти людей, о которых складывают сказки и песни.

Домашнее задание

1. Прочитать материалы раздела «Для любознательных» (с. 63-70).

2. Написать сочинение о героях Горького (см. материалы урока № 47 по программе В.Я. Коровиной).

3. Прочитать раздел учебника «Н.А. Заболоцкий. Лирика» (с. 72-77).

4. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.