Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 48-49. Н.А. Заболоцкий. Лирика

(См. материалы уроков 62-63 по программе В.Я. Коровиной.)

Ход уроков

I. Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой...»

- Почему поэт называет природу «суровой»?

- С каким чувством описывается мир природы?

- В чем необычность метафор в стихотворении?

- Каковы отношения лирического героя и природы?

В художественном мире Заболоцкого явления, предметы уподобляются друг другу. Поэтому так неожиданны метафоры: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника твердый клинок». Растения—тоже воспитанники «природы суровой», приспосабливаются к жизни, борются за нее. Природа названа суровой, потому что предполагает борьбу за жизнь, стремление к свету. Если даже маленькие, слабые растения выживают в этой борьбе, поддерживают друг друга (ромашки образовали целое «государство»), то и человек не должен пасовать.

Лирический герой - дитя природы («воспитан природой суровой») и в то же время - выразитель ее души, ее мысли, орган ее чувств («Все лежал бы и думал я думу / Беспредельных полей и дубрав»). Поэт ощущает течение жизни, и в этом помогает ему природа: «Жизнь потоком светящейся пыли / Все текла бы, текла сквозь листы...».

М.Л. Макеева пишет о гармонии человека и природы в поэзии Заболоцкого: он «вглядывается в этот мир и залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы».

- Какова главная мысль стихотворения? (Главная мысль - в единстве всего живого на земле, в стремлении человека ощутить себя частью неотъемлемой частью природы, где всё важно и всё дорого поэту - от «простых растений» до «туманных звезд».)

II. Анализ стихотворения «Журавли»

Прочитаем комментарий к стихотворению, ответим на вопросы (с. 75).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- О чем говорится в стихотворении?

- Какова главная мысль стихотворения?

- Каковы жанровые особенности стихотворения?

- В каких произведениях вам встречались аллегорические образы птиц?

И в этом стихотворении говорится о природе, о ее величии и хрупкости. Журавли здесь названы «народом», подобно тому как ромашковое поле в предыдущем стихотворении названо «государством».

Главная мысль стихотворения выражена в седьмой строфе:

Гордый дух, высокое стремленье

Волю непреклонную к борьбе, -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

Понятно, что речь здесь идет не только и не столько о журавлях, сколько о людях.

Стихотворение по жанру напоминает балладу: оно имеет развернутый сюжет, пронизано лиризмом, пафосом борьбы, высоких стремлений.

Вспомним, что образы птиц аллегорически выражали стремление к свободе, к счастью, к борьбе в стихотворении Лермонтова «Пленный рыцарь», в повести Тургенева «Ася», в очерке Короленко «Парадокс», в «Песне о Соколе» Горького.

III. Анализ стихотворений «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!»

1. «Одинокий дуб».

Образ одинокого дуба не нов в русской литературе, этот образ берет начало еще в лирических народных песнях. У Заболоцкого образ дуба приобретает новые черты: это воин, воплощение силы, стойкости, достоинства. Стихотворение имеет метафорический смысл: развернутая метафора напоминает о человеческой жизни. Поэт призывает читателя: «Вглядись в него...». В жизни природы Заболоцкий видит пример для жизни человека.

2. «Птичий двор».

Это стихотворение противопоставлено предыдущему. Забывшим о вольной жизни обитателям птичьего двора не до свободы: они существуют покорно, «вечно заняты едой» и «бесшабашной» суетой. Жизненный опыт не для них: слишком они важны и глупы, а значит, рано или поздно «распростятся с головой» под ножом кухарки и попадут в суп или на жаркое.

Стихотворение имеет метафорический смысл. Автор иронизирует над людьми, имеющими «вечно глупый, важный вид», над теми, которые «вечно заняты едой». Они подобны домашним птицам: глупым уткам, важным гусакам, надутым индюкам, суетливым курицам, напыщенным петухам. Они не знают и не желают свободы.

Отметим богатство звукописи, создающей впечатление птичьего гвалта. Например:

Скачет, свищет и бормочет

Многоликий птичий двор,

То могучий грянет кочет,

То индеек взвизгнет хор.

Слышим птичьи голоса: «чет - щет - чет - чий - чий - чет...»

3. «Не позволяй душе лениться!»

В этом стихотворении-завещании Заболоцкий призывает каждого к труду души. Метафора «труд души» значит: неравнодушно относись к жизни, к людям, совершенствуй себя, спрашивай прежде всего с себя, не обвиняя других в своих неудачах, сочувствуй людям в их горе и радуйся их успехам, преодолевай леность и слабость.

Труд души совсем не легок. Поэт словно отделяет душу от ее обладателя, чтобы показать, что человек может развивать свою душу, становиться добрее, мужественнее, чище. Многочисленные повторы, восклицательная интонация, употребление фразеологизмов («чтоб воду в ступе не толочь», «и день и ночь», «держи... в черном теле», «не снимай... узды», «дать... поблажку», «последнюю рубашку... сорвет»); настойчивые призывы, выраженные формой повелительного наклонения глаголов («Не позволяй душе лениться!», «гони ее», «тащи», «не разрешай ей спать в постели», «не снимай с нее узды!», «хватай», «учи и мучай») усиливают публицистический пафос стихотворения.

IV. Чтение рубрики «Возвращаясь к прочитанному» (с. 77)

Домашнее задание

1. Прочитать статьи учебника «Мастер слова» (с. 78-79) и «Паустовский в жизни» (с. 79-80).

2. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Дополнительный материал

Писатели о Заболоцком

«Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нем даже некоторая важность, выражавшая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой ответственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.

Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем сам не был убежден. Он был сдержан, молчалив. Все, что он делал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.

Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Лучшие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадолго до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в быту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчетливо видны классические традиции русской литературы». (ВА. Каверин)

«Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоровый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студента, работающего над дипломом». (П.Г. Антокольский)