Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 51. К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма»

Цели: выявить способы авторской характеристики; помочь прочувствовать авторскую идею; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Эпиграф:

«За добро плати добром, не будь пустельгой». (К. Паустовский)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Заглавия к частям рассказа:

1 часть - Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»

2 часть - Дочь. «Эх ты, сорока!»

3 часть - Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор не оставляет надежды на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».

II. Словарная работа

Пустельга - 1) Хищная птица из семейства соколиных; 2) Легкомысленный пустой человек (разе, неодобр.).

III. Характеристика Насти

1. Слово учителя.

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

2. Работа с портретом.

- Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? («Художники звали ее Сольвей за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь», это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (а позже и одноименной оперы Грига), воплощение верности и любви. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза - зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.)

3. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам.

а) Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Нас

тя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!».

В душе героини происходит внезапный перелом. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее одиночество.)

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? (Имолодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непонимание.)

- Случайно ли число «три» во фразе, сказанной Тимофеевым: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся!». (Три года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же три года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

б) Выставка Тимофеева.

- Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников. Бездушна ли, по-вашему, Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия. («Долго говорила, горячилась, доказывала», хлопотала, «ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором», «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма?)

- Вспоминала ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. (Настя постоянно отодвигает мысли о матери на второй план, находит себе оправдания: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола».

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбежных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас, забывающих в суете повседневности о главном.)

- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не понят, о какой Кате речь, не поняла, что речь идет об умирающей матери.)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в то время, как она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Неприятное известие нарушило ее планы.)

4. Чтение и анализ эпизода «Настя под “хмурым небом”».

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы - это слезы очищения. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последние годы. И мы уже готовы простить все Насте за ее раскаяние.

- Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоронил Катерину Ивановну? (Односельчане проводит Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирит мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры». Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)

5. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

У «молоденькой учительницы», встретившейся на пути похоронной процессии, мать тоже осталась одна - «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Катерина Ивановна напомнила учительнице о матери, а учительница словно заменила Настю на похоронах.

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

IV. Анализ эпиграфа к уроку

- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? (Это напутствие

пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, и всем людям.)

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)

- Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (Открываем запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле».)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».)

V. Итог урока

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

«Будь человеком! - говорит Паустовский. - За добро плати добром!»

Домашнее задание

1. Прочитать материалы рубрики учебника «Для любознательных» (с. 90-94).

2. Прочитать статьи учебника «А.Т. Твардовский. Поэт и гражданин» и «Как был написан «Василий Теркин» (с. 95-97).

3. Прочитать главы поэмы Твардовского «Василий Теркин».