Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 8. События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Цели: проследить, как раскрываются характеры героев; показать новаторство повести; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Оборудование: репродукция картины И. Пчелко «Наталья, боярская дочь».

Ход урока

I. Выразительное чтение понравившегося эпизода

Зачитаем описание Москвы, другие эпизоды по выбору. (Обосновать выбор эпизодов.)

II. Беседа по вопросам учебника

Дополнительные вопросы:

- Как представляет Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» образцовое царствование? (При ответе используем отрывок статьи «Поразмышляем над прочитанным...».)

- Как описывает Карамзин старинный московский быт? (Описание обстановки в доме боярина Матвея: «...поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать мимоходяших бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском...». Описание одежды Натальи: «тонкое шелковое платье», «камчатная телогрея», «жемчужная повязка» для волос.)

- Как описаны теремная жизнь, занятия русской девушки XVII века? (Наталья вставала рано, каждый день отправлялась к обедне в сопровождении своей няни: возвратясь домой, садилась возле отца «или шить в пяльцах, или плести кружева, или сучить шелк, или низать ожерелье». Затем гуляла с няней, потом снова садилась за рукоделье. Вечером - «новое

гулянье», разговоры с подругами. Зимой - вечеринки, «на которые собирались одни девушки», с играми, песнями.)

- Как описаны изменения, произошедшие с Натальей, «вышедшей из лет детства»?

- Как изменилась Наталья после встречи с Алексеем?

- Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев? (Изображение внутреннего мира героев дано в динамике. В духе сентиментализма описаны любовные отношения Алексея с Натальей: при встречах «любовники» бледнеют, доходят почти до обморочного состояния, а из глаз их беспрестанно льются слезы. Часты в повести и перифразы, характерные для поэтики сентименталистов. Многократно встречаются обращения. Их функция - придать повести более эмоциональный характер и внести в произведение элементы интимности. Много эпитетов, сравнений; они помогают оживить создаваемые писателем картины, воздействуют на зрительное восприятие читателя. Обилие слов с уменьшительными суффиксами придает повествованию эмоциональность, чувствительность, показывает авторское отношение к героям.)

III. Самостоятельная работа

- Выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, перифразы; определите их функции (7-10 мин).

IV. Слово учителя о романтизме

«Наталья, боярская дочь» - повесть сентиментальная, но в ней есть некоторые особенности, свойственные новому литературному направлению, зарождающемуся внутри сентиментализма и идущему ему на смену - романтизму.

Новое осмысление жизни было вызвано в первую очередь глубоким разочарованием в существующей действительности. Произведения романтизма проникнуты духом отрицания, разочарования и даже пессимизма по отношению к современному обществу. И этот протест имеет исторические причины.

Своеобразие романтизма состоит еще и тяготении к исключительному, будь то человеческие характеры или обстоятельства, в которых эти характеры действуют. Условия, в которых раскрываются такие характеры, оказываются также исключительными.

Романтики проявляют напряженный интерес к внутреннему миру человека. Сущностью романтического искусства является изображение сильных и ярких чувства, погруженность в глубины духа, изучение его тайных движений.

Критика действительности у романтиков могла выражаться по- разному и проводиться с разных точек зрения. Эта критика порождает у одних чувства пессимизма, неверия в человека вообще, неуверенность в будущем, у других она вызывает желание перестроить общество на новых началах, веру в возможность его совершенствования.

- Приведите примеры признаков романтизма в повести. (Венчание Натальи и Алексея совершается в таинственной, мрачной обстановке «старым священником, согбенным бременем лет»; только внук его - послушник и Натальина няня были свидетелями; роль церковных певчих исполняли порывы ветра, «который шумел в худое окно церкви».

Герои попадают в исключительные обстоятельства - едут на войну «сразиться с неприятелями Русского царства и победить». Наталья следует за любимым супругом, переодевшись отроком; как и он, проявляет в бою чудеса храбрости, героизма.)

V. Продолжение работы над повестью

- Как вы понимаете название повести? (Карамзин создал идеальный образ московитянки XVII века - боярской дочери Натальи. Важно, что героиня боярская дочь: она «благовоспитанна», она отважно встает на защиту Родины, она хранит боярскую честь.)

VI. Работа с иллюстрациями

1. Сопоставьте описание древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце учебника-хрестоматии.

2. Рассмотрите иллюстрации к повести И. Пчелко. Какие черты героев выделяет художник?

VII. Итог урока

- Почему произведения Карамзина пользовались у современников неслыханным успехом?

- В чем вы видите развитие традиций русской литературы в повести Карамзина?

- Что новаторского в русскую литературу внес Карамзин своей повестью? (Писатель впервые попытался раскрыть психологию героини - девушки XVII века, воспроизвел многие бытовые черты, свойственные тому времени, правдоподобно описал теремную жизнь русской девушки. Новаторским было изображение идеального государственного устройства, с которым читатели могли сравнивать современное им общество.)

- Что вам понравилось в повести, а что показалось далеким от реальности, устаревшим?

- Встречались ли вам произведения современного искусства и литературы, чем-то напоминающие повесть Н.М. Карамзина? В чем вы видите сходство?

Домашнее задание

1. Выполнить задание № 2 рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 76).

2. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.

3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о баснописцах: Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве.