Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 52. Внеклассное чтение. Путешествие в литературный музей К.Г. Паустовского

Цели: дать представление о К.Г. Паустовским как о человеке и писателе; вызвать интерес к личности писателя.

Эпиграф:

«Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе». (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Слово учителя

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).

Деятельность его была многообразна: он - автор романов, повестей, рассказов; он - очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги - яркие, романтичные - читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Читатель не может не ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский - человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

II. Реализация группового задания

Заочная экскурсия в литературный музей - центр К.Г. Паустовского в Москве. (Экскурсию проводит группа экскурсоводов.)

Экскурсовод 1. Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков, Вильно (показывает по карте) - это только начало длиннейшего свитка адресов К.Г. Паустовского. Читая произведения, написанные в 40-50-е годы, улавливаешь потаенную тоску по домашнему теплу, уюту. В рассказах «Снег», «Телеграмма», «Скрипучие половицы», «Жильцы старого дома» наряду с героями фигурирует образ дома. Обязательно деревянный, небольшой, уютный, сроднившийся с хозяином, окруженный садом - таков дом, о котором мечтал Паустовский.

Экскурсовод 2. А в рассказе «Кордон «273» дан «портрет» такого дома: «Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце, - так бывает всегда, когда увидишь то, о чем думал много лет. А думал я о том, чтобы поселиться в такой вот чистой избе, в лесном пустынном краю, поселиться надолго и спокойно работать. Только так, мне казалось, могут быть написаны настоящие вещи - неторопливо, обдуманно, в полную меру». Дом с мезонином стал Литературным музеем-центром К.Г. Паустовского. (Демонстрируется иллюстрация.)

Экскурсовод 3. Музей встречает гостей, нетерпеливо глядя на них окошками в белых рамах. Поднимаемся по скрипучим ступенькам деревянного крылечка, распахиваем дверь и слышим мелодичный звон колокольчика...

Интересна судьба здания, в котором расположился музей. Это строение находится в Москве, в парке Кузьминки. Как известно, усадьба Кузьминки строилась и расцветала при С.М. Голицыне. Именно в период активной работы над архитектурным ансамблем усадьбы для работы в саду и оранжерее князь С.М. Голицын выписал из Германии ботаника. Для него-то и был построен этот дом. Об этом напоминает мемориальная доска на здании: «Памятник архитектуры. Флигель садовника («Серая дача»). 1797 г.».

Экскурсовод 1. После революции 1917 года в «Сером доме» была устроена коммунальная квартира, а позднее дом сгорел. Тот «флигель садовника», который мы видим сейчас, - это здание, восстановленное по сохранившимся с конца XVIII века чертежам. В 1987 году в воссозданную «Серую дачу» вселился музей Паустовского. Музей создавался силами воспитанников школы № 456. Возник он в 1975 году, а размещался в клубе «Спутник» на Яснополянской улице. Сейчас Литературный музей К.Г. Паустовского - крупнейший центр, координирующий деятельность исследователей жизни творчества писателя; до недавнего времени музей Паустовского в Москве был единственным, но сейчас и в Одессе создан музей Паустовского.

Экскурсовод 2. Первое, что видишь, войдя в дом, - это скульптурный портрет писателя (единственное прижизненное скульптурное изображение). Паустовский пристально вглядывается в лица вошедших, словно напоминая: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд».

«Мы - потомки Пушкина, и с нас за это спросится». «В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек», - писал К.Г. Паустовский («Золотая роза»).

Экскурсовод 3. Экспозиция «Далекие годы» в первом зале музея посвящена детским годам и времени учения в гимназии.

Мы видим уникальные фотографии мамы, сестры Паустовского. Особое место занимает фотография бабушки: «Я дружил с бабушкой. Я любил ее больше, чем всех своих родных. Она мне платила тем же... Бабушка вся светилась лаской и грустью. Несмотря на разницу лет, у нас было много общего. Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления».*1 Читая главу «Караси» из книги «Повесть о жизни», мы вместе с мальчиком Костей приезжаем в городище (хутор Паустовских - Сагайдачных) и оказываемся в кругу многочисленных родственников: тетушки Доди, дяди Илько, деда Максима Григорьевича, дедушки Ничипора...

Экскурсовод 1. Слышим певучую, журчащую украинскую речь. Видим мир таким удивительным, каким он бывает лишь в детстве: «Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые мальвы-монашки покачивались за открытым окном. Вместе с ними заглядывал в комнату цветок настурции; в нем сидела мохнатая пчела... по потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны - отражение реки. Река шумела тут же, рядом»**.

* Паустовский К.Г. Далекие годы // Повесть о жизни. М., 1993.

** Там же.

А музей нам дает возможность увидеть фотографию Городища; на этом же стенде - фотография флигеля дома № 5 в Гранатовом переулке Москвы, где родился К.Г. Паустовский (дом не сохранился).

Экскурсовод 2. «...осенью 1902 года я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку...» - так начались годы обучения в Первой Киевской гимназии. Мы видим фотографию здания гимназии, созданного архитектором Беретти в 1887 году. Здесь же - фотографии выпускников гимназии, вошедших в историю России. А.Н. Вертинского (выпуск 1909 года), М.А. Булгакова (выпуск 1911 года), К.Г. Паустовского (выпуск 1912 года).

Особую роль в жизни Паустовского сыграл Николай Трофимович Черкунов; он является прототипом Черкунова (учителя географии из главы «Вода из реки Лимпопо» книги «Повесть о жизни»). Этот преподаватель стремился пробудить в детях воображение, ибо «...человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Экскурсовод 3. Рядом с фотографией Черкунова - бабочка, чудесная бабочка с острова Борнео! «Огромная бабочка, больше, чем лист клена, лежала в ящике на темном шелку и переливалась, как радуга бабочка вспыхивала разными цветами - то белым, то золотым, то пурпурным, то синим. Казалось, что крылья ее горели чудесным огнем, но никак не сгорали».

Не эта ли бабочка да дедушкин сад поселили в душе мальчика страсть к путешествиям? И как атрибуты путешествий в дальнейшие страны - сверкающие перламутром раковины, морские звезды, помещенные радом с атрибутами ученической жизни - пуговицей от форменной курточки гимназиста, пряжкой, ручкой с пером.

Экскурсовод 1. Г оды учения в гимназии подходили к концу. «Моя юность началась в последних классах гимназии и окончилась вместе с Первой мировой войной. Она окончилась, может быть, раньше, чем следовало. Но на долю моего поколения выпало столько войн, переворотов, испытаний, надежд, труда и радости, что всего этого хватило бы на несколько поколений наших предков».

Экскурсовод 2. С фотографии этой поры глядит профессор Гиляров, заставлявший своих учеников работать над собой, развивать свои способности. Тогда-то, по признанию Паустовского, под влиянием Гилярова «родилась мысль о нем (писательстве) как об единственной моей жизненной дороге».*

* Там же.

Экскурсовод З. На фотографии 1912 мы видим повзрослевшего Паустовского - студента Киевского университета; в 1915 году Паустовский - санитар военного санитарного поезда № 226; фотограф запечатлел его вместе с товарищами.

Экскурсовод 1. Среди фотографий бойцов, среди газетных лозунгов вдруг останавливаешь взгляд на знакомом лице. Бунин! Фотография 1909 года. Именно И.А. Бунину пошлет на отзыв свои первые стихотворения К.Г. Паустовский. Музей сохранил рукописи стихотворений 1916-1917 годов.

Экскурсовод 2. Романтику 20-30-х годов передают экспозиции второго зала музея. Фотографии И. Ильфа, Э. Багрицкого, Ю. Олеши, И. Бабеля, В. Инбер остановили во времени молодость сотрудников газеты «Моряк» издававшейся в Одессе. Море, пленившее Паустовского в детстве, стало частью жизни. Белый парус, старый морской компас, корабельный колокол, спасательный круг, мотки каната - вот она, исполнившаяся детская мечта.

Экскурсовод 3. «Море появилось вдали, как синяя стена. Я долго не мог понять, что это такое. Потом я увидел зеленую бухту, маяк, услышал шум волн у мола, и море вошло в меня, как

входит в память великолепный, но не очень ясный сон». С мечтой о море, с образом моря у Паустовского связаны имена А. Грина, П.П. Шмидта; 20-30-е годы - время создания книг «Черное море»; «Романтики» (это первый роман Паустовского, над которым писатель работал в 1919-1923 годах).

Экскурсовод 1. Страсть к путешествиям не дает Паустовскому сделаться оседлым человеком. 1930 года - фотографии, связанные с периодом работы над книгой «Кара-Бугаз». А затем - бросок на север, «Книга скитаний». И снова Паустовский среди знакомых лиц: И. Ильф, Е. Петров, Ю. Олеша, М. Булгаков. А впереди - Москва. На большой Дмитровке, в доме номер 26, в квартире у Р.И. Фраермана собирались люди, беззаветно преданные писательскому делу: А. Гайзер, В. Гросман, А. Платонов... Многие из писателей, улыбающиеся с этих фотографий, создавали книги для юных читателей. Не был исключением и К.Г. Паустовский. Это книги «Дремучий медведь», «Заботливый цветок», «Стальное колечко», «Летние дни», «Барсучий нос»...

Экскурсовод 2. Солотча - особая глава в жизни Паустовского. Здесь, в Рязанской области, Константин Георгиевич жил в доме академика живописи И.П. Пожалостина. Фотографии запечатлели Паустовского с пойманной рыбой, среди жителей села, во дворе (а на завалинках притаился кот-ворюга), на рыбалке. Здесь писатель навсегда полюбил Мещерский край. «Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы». А.И. Роскин оставил такой отзыв о книге Паустовского «Мещерская сторона»: «Такие произведения Паустовского, как «Мещерская сторона», - произведения живописи, созданные средствами словесного мастерства. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди».

Экскурсовод 3. Завершая повесть «Мещерская сторона», К.Г. Паустовский писал: «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь» (1939).

Защищать страну весь народ поднялся в 1941 году. Паустовский был военным корреспондентом газеты 9-й армии «Защитник Родины» в 1941 году журнал «Новый мир» (№ 7, 8) опубликовал статью-воззвание Паустовского «Мы победим!».

Экскурсовод 1. «Никогда еще слово “родина”, “отечество”, слова о том, что наша страна - это существенная великая надежда измученного, окровавленного, обманутого человечества, - не звучали с такой окончательной ясностью, как 22 июня 1941 года. Мы победим! Мы стоим за правое, великое, светлое дело.

Во имя родной земли, которую мы любим до боли в сердце, во имя нашего будущего, во имя труда и справедливости, во имя культуры, наконец, во имя самой жизни - мы победим».

К.Г. Паустовский награжден медалью «За отвагу».

Экскурсовод 2. В последние годы Паустовский работает над повестью «Далекие годы», опубликованной в журнале «Вокруг света» в 1946 году (№ 3,4). В 1947 году писатель получает от Бунина письмо, написанное в сентябре 1947 года под впечатлением от рассказа «Корчма на Брагинке». И.А. Бунин восхищен рассказом: «...он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы!..».

Время безжалостно. Вчерашние задорные мальчишки стали солидными мужчинами. И вот уже Паустовский задается вопросом: «Кому передать оружие?».

Экскурсовод З. На стенде, рассказывающем о преподавательской деятельности Паустовского в Литературном интернате, помещены фотографии тех, кому мастер доверяет «оружие». Это В. Тендряков, Ю. Казаков, Р. Достоян, Ю. Бондарев, Б. Балтер.

Особая станица экспозиции музея - «Пушкин в жизни Паустовского». Вспомним, что при входе в музей мы читали следующие слова: «Мы - потомки Пушкина, и с нас за это спросится».

Экскурсовод 1. Ответственность за каждое написанное слово, за своих учеников, за своих читателей, пламенная любовь - вот, пожалуй, сгусток чувств к Пушкину. Пушкинская тема звучит в пьесе «Наш современник» (первоначально называлась «Изгнанник», была поставлена в Малом театре в 1949 году). К.Г. Паустовский работал над сценарием учебного фильма «Пушкинский Петербург», а судьбы героев произведения «Дым Отечества» связаны с Пушки- ногорьем. Специально для издания сказок Пушкина Паустовский подготовил статью «Сказки Пушкина», адресованную родителям и воспитателям.

Экскурсовод 2. «Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина».

«Городок на Оке» - так называется экспозиция, посвященная жизни Паустовского в Тарусе. Представлены издания поздних произведений: «Золотая роза», «Ильинский омут», «Повесть о жизни»; плащ и удочки писателя, его печатная машинка.

Экскурсовод З. И в этом же зале - экспозиция «Муза дальних странствий». Яркие, будто рекламные плакаты, виды городов Европы. Фотографии Паустовского в Париже (с В. Некрасовым, на кладбище Сент-Женевьев де Буа у могилы И.А. Бунина в 1962 году), в Марселе, на острове Капри...

Произведения Паустовского переведены на многие языки. И - последний портрет. Суровый, требовательный взгляд сквозь стекла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд».