Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 53-56. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

См. материалы уроков 56-58 по программе В.Я. Коровиной. Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «В.М. Шукшин» (с. 122-123).

2. Прочитать рассказ Шукшина «Дядя Ермолай».

3. Подготовить выразительное чтение рассказа «Дядя Ермолай» по ролям.

Урок 57. В.М. Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством В.М. Шукшина; дать понятие о шукшинском герое, о главных темах творчества писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение по ролям, элементы анализа художественного текста.

Ход урока

I. Слово учителя о Шукшине (или сообщение ученика)

Василий Макарович Шукшин - один из талантливейших писателей прошлого века, известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Он из крестьянской семьи, его родина - село Сростки на Алтае. Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссерский факультет ВГИКа. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через два года вышел первый его сборник — «Сельские жители».

Герои рассказов Шукшина - деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни). О себе Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая - в лодке». И добавлял: «В этом положении есть свои «плюсы»... От сравнений, от всяческих «оттуда - сюда» и «отсюда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» - о России». Шукшин пишет о смысле жизни и назначении человека. Его герой - правдоискатель, впрочем, как и сам автор.

В развитии жанра короткого рассказа В.М. Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Сюжеты его рассказов обычно построены на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». В.М. Шукшин ввел в литературу новый тип героев - «чудиков», вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, его гнетет скучная обывательская усредненность, и он пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».

II. Выразительное чтение рассказа В.М. Шукшина «Дядя Ермолай» по ролям

III. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы учебника (с. 126).

Дополнительные вопросы:

- О каком времени идет речь в рассказе? (Шукшин родился в 1929 году, значит, подростковый возраст его приходится на годы войны. Действие происходит в сибирском колхозе. В то время работающим начислялись «трудодни», то есть дни работы. За них начислялась оплата, обычно не деньгами, а натуральными продуктами: зерном, мукой, картошкой и т. п. Угроза дяди Ермолая снять «пять трудодней» довольно серьезная: жили бедно, каждому куску хлеба радовались.)

- Можно ли назвать рассказ автобиографическим? (Да. Рассказ - воспоминание реального случая из детства писателя. Сохранено даже имя автора - «Васька».)

- Какие типы речи встречаются в рассказе? Приведите примеры. (Все три типа речи: повествование, описание, рассуждение.)

- Что в рассказе «выдает» Шукшина как кинематографиста? (Действие преобладает над описанием и рассуждением; очень живо написан диалог.)

- Какую роль играет пейзаж?

- Оправдывается ли определение дяди Ермолая «самая воровская ночь»?

- Какой прием используется в описании грозовой ночи и следующего за ней «ясного, умытого, тихого» утра?

- С какой целью дядя Ермолай пошел в грозу проверять ребят?

- Сопоставьте два описания:

«Когда вверху вспыхивало все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все...» (начало рассказа, с. 123 - описание грозы).

«Дядя Ермолай ошалел... Может быть, мы - в глазах его - тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони, отчего-то глаза у него сделались большие и удивленные» (с. 125 - дядя Ермолай убеждает мальчишек сказать правду).

- Прокомментируйте эти описания. Почему мальчики «тоже подпрыгнули и повисли в воздухе...»?

- Почему мальчики так и не сказали правды?

- Почему этот случай вспоминает выросший Васька?

- Почему Шукшин называет свои размышления о прошлом «простой думой»?

- В чем особенность языка рассказа?

- Охарактеризуйте героев рассказа: дядю Ермолая, Гришку, Ваську.

- Был ли смысл в жизни деревенских людей?

- Встречали ли вы людей, подобных дяде Ермолаю? В чем они похожи на героя Шукшина?

- В чем вы видите народность рассказа Шукшина?

IV. Итог урока

Шукшин следует великой реалистической традиции русской литературы. Традиция изображения «маленького человека» переосмысляется писателем. Дядя Ермолай оказывается мерилом совести: «вечный был труженик, добрый, честный человек». Его жизнь, как и жизнь других таких же «простых» людей, заставляет задуматься о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке? Эти неразрешенные вопросы делают финал рассказа «открытым», оставляют читателя наедине с ними. Может, эти вопросы не только неразрешенные, но и неразрешимые?

Домашнее задание

1. Прочитать рассказы В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп».

2. Ответить на вопросы учебника (с. 132, 141).

3. Подготовить свои вопросы по рассказам, подготовить анализ одного из рассказов (по выбору или по вариантам).

Дополнительный материал

В.М. Шукшин

До обидного мало - 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий.

Родился Шукшин 25 июля 1929 года в Сибири, в деревне Низовке. Фамилия его происходит от слова «шутка» что означает «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию еще не исполнилось четырех, когда его отец, двадцатилетний крестьянский парень, был арестован и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была еще младшая дочка Наталия) потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.

В одиннадцать лет он в первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 году от рук злых людей погибла корова Райка - горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны - небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости. Трех лет не доучился он в школе, некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу телки, отправляться в Москву - учиться дальше.

Шукшин хотел поступить в литературный институт, учиться «на писателя». Но к этому времени прием уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подает документы в институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.

Но и в этом институте - предмет мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя.

Все это помогало ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Шукшина - «Двое на телеге».

Василий Макарович - явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель...

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съемках очередного фильма...