Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 58-59. Развитие речи. Рассказы В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»

Цели: показать разнообразие типов шукшинских героев; выявить авторскую идею; совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической речи; развивать навыки анализа текста, самостоятельной работы.

Методические приемы: выступления групп; выразительное чтение по ролям, элементы анализа художественного текста, характеристика героев.

Ход уроков

I. Выступления групп

Примечание. Самостоятельную работу можно распределить так: каждый рассказ готовит половина класса, разделенная на группы (всего восемь групп). Таким образом, в работе будет участвовать весь класс.

1- я группа готовит выразительное чтение рассказа по ролям.

2- я - готовит свои вопросы, на которые отвечают ученики, работавшие над другим рассказом.

3- я - готовит характеристики героев.

4- я - готовит ответы на вопросы учебника (с. 132 и 141). Таким образом, за два урока развития речи должны успеть выступить все восемь групп.

Примерные вопросы по рассказу «Солнце, старик и девушка»:

- Объясните название рассказа.

- О чем говорит портрет старика?

- По какой причине девушка не сразу догадалась, что старик слепой?

- Почему в рассказе несколько раз повторяется фраза «Старик смотрел на солнце», хотя в конце мы узнаем, что старик был слепой?

- Каково значение пейзажных зарисовок в рассказе? Какими красками описана вечерняя заря?

- Как жилось старику дома? Как он жил раньше?

- Почему девушка сравнивает старика с солнцем?

- Как повлияло на девушку знакомство со стариком? О чем она жалеет?

- Как в рассказе противопоставлены город и деревня?

- Каковы особенности языка рассказа?

- Что общего у рассказа Шукшина «Солнце, старик и девушка» с рассказом Паустовского «Телеграмма»?

Примерные вопросы по рассказу «Микроскоп»:

- Почему Андрей Ерин обманул жену, утаил деньги и тайком купил микроскоп?

- Какие отношения были в семье Андрея Ерина?

- Как жена называет Андрея?

- Зачем Андрею был нужен микроскоп?

- Что меняется в жизни Андрея с появлением микроскопа?

- О чем мечтает герой?

- Андрей Ерин - один из шукшинских «чудиков». Почему его можно причислить к «чудикам»?

- Высмеивает ли Шукшин своих героев?

- Можно ли рассказ считать юмористическим?

- Как раскрылся обман Андрея?

- Почему Андрей смирился с потерей микроскопа?

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

II. Подведение итогов выступлений групп

III. Заключительное слово учителя

В центре большинства рассказов Шукшина - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает читателя в своей значительности, обнаруживает свой нравственный подтекст.

Писатель, выявляя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Шукшинский рассказ начинается часто без каких-либо вступительных замечаний. Автор сразу вводит нас в ситуацию.

На страницах многих рассказов Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным восприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина опровергают устойчивое, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров.

Во многом рассказы писателя близки к кинематографу. Недаром же автор учился у Михаила Ромма! Абзацы в его рассказах можно сравнить с кадром в кино: новый абзац новый кадр, а диалоги - двигатели сюжета.

В них мало описаний. Шукшин очень лаконичен, внимателен к детям, которые помогают в нескольких словах показать характер человека. Портреты героев он дает одним - двумя штрихами.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выражениями. Г ерой говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. Но особенность рассказов Шукшина в том, что авторская речь тесно сплетается с речью персонажей и язык автора тоже разговорный, народный, только ему удается «высказать себя» отчетливее, чем его героям. У Шукшина автор скрыт за героем. Но внимательный читатель обязательно заметит его присутствие, его отношение к своим персонажам.

Домашнее задание

1. Прочитать стихотворения Н.М. Рубцова в учебнике-хрестоматии, подготовить выразительное чтение одного из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по биографии Н.М. Рубцова.