Цели: ознакомить учеников с лирикой Рубцова; выявить есенинские традиции в мотивах и сквозных образах его лирики; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: объяснение учителя, поэтический монтаж, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа поэтического текста.
Оборудование: портрет Н.М. Рубцова, сборники его стихотворений; аудиозаписи песен на стихи Рубцова.
Ход уроков
I. Сообщение ученика по биографии Н.М. Рубцова
II. Слово учителя о традициях творчества Н.М. Рубцова
Николай Михайлович Рубцов - одна из ярких фигур современной поэзии, поэзии конца XX века. За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник - «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме, и первые же его стихи - о России, о любви к ней, о единстве с ней.
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...».
Эти слова Рубцова напоминают о темах и мотивах есенинской лирики. Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел.
Рубцов продолжил есенинскую традицию в русской литературе. Он мог бы, вслед за Есениным, сказать: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине».
В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, которым была свойственна религиозная культура. И в творчестве Рубцова мы видим традиции религиозной культуры, традиции духовной литературы.
Жизнь Рубцова, как и жизнь Есенина, трагически оборвалась в расцвете его творчества. Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь. Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
III. Чтение и анализ стихотворения «Русский огонек»
- Озаглавьте части стихотворения, используя цитаты из текста. (1 - «Последняя надежда»; 2 - «За все добро расплатимся добром.,.»; 3 - «Спасибо, скромный русский огонек».)
- Какие образы-символы вы увидели в стихотворении? (Мотив одиночества лирического героя, заблудившегося в «бескрайнем мертвом поле», уравновешивается образом дома как символа пристанища души. Символичны образы огня, звезд, образ русской женщины.)
- О каких огнях говорится в стихотворении? (Слово «огонь» многозначно в стихотворении Рубцова. Это и спасительный «тихий свет» избы, и угасающий, «тусклый» огонь в глазах хозяйки, и огонь печи, и огонь вражды, огонь войны, и противопоставленный ему символический негаснущий огонек добра и любви, огонь души.)
~ Как в стихотворении создается лирический образ Родины?
- Какие образы стихотворения напоминают о есенинской традиции?
- Есть ли общее у стихотворения Рубцова со стихотворением в прозе Короленко «Огоньки»?
IV. Выразительное чтение стихотворений Рубцова (но выбору учеников)
V. Вопросы и комментарии к стихотворениям
1. «О Московском Кремле».
- Какие образы создает поэт? (В стихотворении встает не просто образ Кремля - образ русской истории. История предстает и в обобщенных образах: «смутной грустью веет старина»; «таинственные звоны»; «было всё: смиренье и гордыня», и в конкретных: «грозный Иоанн», «Наполеон».)
- Как изображен Иван Г розный? В чем необычность трактовки Рубцовым этого образа? (Образ Ивана Грозного необычен тем, что поэт придает этому историческому деятелю черты глубоко страдающего человека, ратующего за свою страну, ее благополучие и силу. Иоанн противопоставлен боярам, которые молча, по с глухим недовольством терпели его преобразования. Царь «Под ледяными взглядами боярства / Здесь исцелял невзгоды государства, / Скрывая боль своих душевных ран».)
- Какие чувства выражает лирический герой? (Это и чувство гордости за свою страну, ее славное прошлое, и чувство священного поклонения «славной воинской святыни», и тихое чувство восхищения сказочной красотой Кремля, его вековыми тайнами.)
- Какова интонация стихотворения? (Интонация стихотворения торжественная, величественная, подчеркнута обилием восклицательных предложений.)
- Какие приемы использует поэт для создания образа Кремля? (Торжественная, «высокая» лексика, эпитеты (противопоставленные друг другу бессмертное величие - смертными словами; смутной грустью, грозный Иоанн, под ледяными взглядами, скорбный, гневный, державный, славный, сказочно-небесный, священный и т. д.); антитезы - противопоставления (смиренье и гордыня; то скорбный, то гневный и державный); метафоры (смертными словами, под ледяными взглядами, боль душевных ран, склонялись мысли и душа); сравнения (мрачнее тучи, не мираж ли сказочно-небесный); метонимия (от пушек и ножа / Здесь кровь лилась). Синтаксические приемы: риторические вопросы и восклицания, обращения, ряды однородных членов, анафора (единоначатие в первой строфе), повторы (навек, грозный, звон, молюсь). Прием контраста образов: исторический, величественный образ Кремля - сказочно-небесный его образ.)
2. «Старая дорога».
- В чем смысл образа старой дороги? (Это двойной смысл: реальная дорога, идущая через поля, через леса, и путь русской истории, где «каждый славен - мертвый и живой». Поэт уверен в неизменности славного исторического пути родины: «Но этот дух пройдет через века!»)
- Какие образы перекликаются в стихотворении? (Образы облаков начинают и заканчивают стихотворение; они перекликаются с образом «пыли веков»: образы «пилигримов» перекликаются и с «теми, кто прошел», и «с теми, кто проходит»; сказочные, былинные, эпические образы («три богатыря») перекликаются с реальными, внешне неприметными («ромашки», «мыши», «филин-властелин»); обобщенный образ царя перекликается с образом простого человека - лирического героя: «Как царь любил богатые чертоги, / Так полюбил я древние дороги /И голубые вечности глаза»: образ вечности перекликается с образом души... Всё стихотворение - перекличка веков, перекличка душ, перекличка мыслей.)
- Приведите примеры звукописи. Какое значение она имеет? («И зной звенит во все свои звонки»: аллитерации на «3» передают праздничность, торжественность пейзажа. «...печальные немного, / Плывут, плывут, как мысли облака...»: аллитерации на «Л» придают плавность, мягкость, неторопливость стиху.)
3. «Журавли».
- В чем особенность заглавного образа стихотворения? (Журавли - символический образ Руси, русской души, с ее стремлением ввысь, к свободе, к простору, с ее страданиями и гордостью. Этот образ выражен и прямо: «журавли», и синонимическим оборотом: «Этих гордых прославленных птиц», и перифразом (заменяющим оборотом): «чтоб взглянуть на высоких своих!».
Глаголы, сопровождающие образ журавлей, многозначительны: покажутся, разбудят, возвещают, выражает, разгласит, замолкли. Журавли выражают «душу и природу»: «и вновь сиротеет душа и природа, /Оттого что-молчи! - так никто уж не выразит их...». Здесь «слово изреченное есть ложь», поэтому поэт призывает: «молчи!».
4. «Посвящение другу».
- Какова тональность стихотворения? (Стихотворение пронизывает печаль, без которой невозможно истинно оптимистическое чувство.)
- Какие образы-метафоры создают эту тональность? («Замерзают мои георгины», «последние ночи», «комья желтеющей глины», «одинокая странствий звезда», «Пролетели мои самолеты, /Просвистели мои поезда»; «Прогудели мои пароходы, / Проскрипели телеги мои» и т. д. Это образы пролетевшей жизни, улетевшего, утраченного счастья. Эти же образы возникают вновь в финальной строфе, но звучат они уже оптимистично, наполнены добрым, гуманным чувством.)
- Есть ли в стихотворении образ родины? Как он проявляется? (Образ родины проявляется опосредованно, через многочисленные метафорические образы. Образ мятежной русской души, стремящейся к воле, к простору выражен в строках:
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи.
Где гуляла душа бунтаря.
Образ родных просторов, размаха, широты земли - в образах преодолевающих пространство самолетов, поездов, пароходов, телег.
Образ родины сливается с образом друга:
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!)
5. «До конца».
- Что напоминает это стихотворение? Какой жанр, какой тип речи? (Стихотворение напоминает клятву, в которой поэт выражает свои самые глубокие, искренние, от души идущие чувства. Стихотворение звучит как молитва и перед крестом, и перед всем «старинным белым светом». Есть в стихотворении и мотив завещания, выражения главного, ради чего поэт взялся за перо.)
VI. Итог урока
Чуждый вычурности, нарочитой усложненности, стих поэта живет напряженной внутренней жизнью. В том-то и магия поэзии, что каждое, всем привычное слово, поставленное в ряд с другими, освещенное чувством поэта, обнаруживает свое глубинное и добавочное значение и начинает излучать звук, светиться разнообразными красками. Этому помогает музыка стиха, зачаровывающая читателя, особенно характерная для поэзии Рубцова.
Однажды писатель Юрий Казаков заметил: «Человек с богатой внутренней биографией может возвыситься до выражения эпохи в своем творчестве, прожив в то же время жизнь, бедную внешними событиями. Таков был, например, Блок». Таким был и Николай Рубцов.
VII. Прослушивание записей песен на стихи Н. Рубцова
(«В горнице моей светло», «Под звуки музыки...» в исполнении трио «Меридиан», «Букет» в исполнении А. Барыкина, «Звезды полей» в исполнении А. Градского.)
Домашнее задание
1. Выучить одно из стихотворений Рубцова наизусть.
2. Выполнить задание № 2 рубрики «Возвращаясь к прочитанному» (с. 148).
Дополнительный материал
Рубцов рано остался сиротой... Мать умерла, отец ушел на фронт. Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни:
«Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» - спросил я. «Золотой ключик», - ответил он.
Мы смотрели кино «Золотой ключик», в котором так много было интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах появились слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтобы я шел домой. Я ничего не понял тогда, но сердце мое содрогнулось, и теперь часто воспоминаю я кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».
... Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог...
Нес я за гробом матери
Аленький тот цветок.
Из детских неласковых лет вынес Коля Рубцов не ожесточение и ненависть, совсем другие чувства - мудрое и какое-то глубокое спокойное осознание красоты жизни. Этому, конечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев.
Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет, закончив семь классов, Коля один, самостоятельно едет в далекую Ригу - к морю, поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота. Чтобы добыть денег на обратный путь, пришлось продать на рынке личные вещи.
Мечта о море все же осуществилась. В 1952 году Рубцов приезжает в Архангельск и поступает работать на тральщик - ловить рыбу. Работа для юноши была непосильной. Через несколько «рыбацких» месяцев Рубцов увольняется с тральщика. Куда теперь? Рубцов меняет адреса: Кировск, Ташкент и, наконец, Приютино под Ленинградом. Связь с Севером на этом не закончилась: именно на Северном флоте, когда подошло время, Николай Рубцов служил 4 года.
Стихи сочинять Коля Рубцов начал еще в третьем классе. Писал их все время, но только здесь, на службе, ему суждено будет услышать о своих «сочинениях» первые серьезные отзывы. Однако Рубцов еще не знает, какую дорогу в жизни ему выбрать.
После службы Рубцов возвращается в Ленинград. Экстерном закончив вечернюю школу в Ленинграде, Рубцов поступает в Литературный институт, который находился в Москве, и вскоре переезжает в столицу.
Жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году Рубцов перевелся на заочное отделение и уехал в Вологду. Рубцов много и удивительно плодотворно работал.
Поэзия Николая Рубцова - это живой родник старинного русского слова, настоящих, а не надуманных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни, к Родине.
Николай Рубцов знал себе цену, почти всегда был уверен в значительности своего творчества. Он смело шел к тому, чтобы стать вровень с самыми признанными авторитетами:
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..
Эти строки не были напечатаны при жизни, но он их все-таки написал!
В прекрасном стихотворении «Русский огонек» Рубцов рассказал о себе как бы из будущего, представ в своих стихах перед потомками. По сути, это духовный, нравственный завет Рубцова:
... За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек...
Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и ранее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине.
Виктор Астафьев весной 1971 года вспоминал на страницах журнала «Современник»: «В день сороковин поэта его друзья и земляки собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своей жизнью совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит, - новое, еще недавно тут был пустырь, нет здесь зелени и деревья еще не выросли, на кустах сидят многочисленные нахохленные вороны. Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят-переливаются голубые снега, светит уже на весну подобревшее солнце, и не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет и не услышим мы его прекрасную, только до половины спетую песню. И хочется спросить словами Василия Белова: «Коля, где ты есть-то?» Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не сможет заменить не земле».
В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье - мраморную плитку с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя...
Отложу свою скудную пищу
И отправлюсь на вечный покой.
Пусть меня еще любят и ищут
Над моей одинокой рекой.