Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 62-64. Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»

См. материалы уроков 64-65 по программе В.Я. Коровиной.

Вариант урока 62. Мигель Сервантес де Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса*

Цели: рассказать о судьбе Сервантеса; ознакомить учеников с исторической обстановкой в Испании на рубеже XVI-XVII веков.

Использованы материалы статей газеты «Литература»: М. Амфилохиевой (1995, № 45) и Е. Кореневой (1996, № 48).

Методические приемы: рассказ учителя; сообщение ученика; беседа по вопросам.

Оборудование: портрет Сервантеса, издания «Дон Кихота»; иллюстрации к нему разных художников (Доре, Домье, Кукрыниксы, Пикассо).

Ход урока

I. Сообщение ученика об Испании на рубеже XV1-XVII веков

Прежде чем начать разговор о знаменитом романе Сервантеса «Дон Кихот», представим себе Испанию на рубеже XVI-XVII веков.

Это была эпоха великих географических открытий. Испанцы принимали самое активное участие в открытии и завоевании новых земель. Достаточно назвать имена Магеллана и Колумба. Колумб хоть и не был испанцем, но в путь отправлялся при поддержке испанской короны. Кортес и Писарро завоевали Мексику и Перу. Маленькая по площади страна - Испания - завоевывает много новых земель, становится крупной морской и колониальной державой. Ее владения простираются в Южной и Центральной Америке, на Филиппинах, на юге Африки. Это давало испанцам повод для больших надежд и амбиций.

В XVI веке Англия тоже делает большой рывок вперед, становится одной из экономически развитых стран. Она тоже претендует на свою часть новых земель, но большую часть колоний уже поделили между собой Испания и Португалия. Поэтому между Англией и Испанией завязывается борьба, выливающаяся в открытую войну. В итоге в 1588 году Великая Армада Испании была разгромлена возле берегов Англии. Испания постепенно утрачивает свою мощь, отстает от более развитых стран.

В это же время Европу охватило движение, известное под названием Реформация. Это борьба нового сознания со старыми идеями, оплотом которых выступает католическая церковь. В странах, где Реформация прошла успешно, большое влияние приобретают протестантские церкви, быстрее развиваются капиталистические черты в экономике, торговля. В странах, где остаются сильны позиции католичества, их победа вызвана слабостью новых тенденций, там сильны феодальные традиции. Испания остается оплотом католицизма. Здесь самая знаменитая своей силой и жестокостью инквизиция.

Положение Испании осложнялось еще и тем, что она была отделена от владений турецкого султана в Северной Африке только узким Гибралтарским проливом, а захватническая политика турков-османов была общеевропейской проблемой. То есть Испания находилась под постоянной угрозой нападения турков. В Марокко и Алжире постоянно служили испанские солдаты.

Итак, конец XVI века - время сложное, неспокойное и для Европы, и для самой Испании. Обстановка в стране довольно сумрачная. Причина этому - утрата авторитета Испании, разгром ее флота, неудачное соперничество с Англией, гнет инквизиции, крепость феодальных традиций, тревожное состояние из-за соседства с турками-османами.

В самый разгар этих событий, в 1547 году, в семье небогатого идальго (испанского дворянина) появляется сын Мигель.

II. Слово учителя о Сервантесе

Величайший из испанских писателей Мигель де Сервантес Сааведра был сыном многодетного и небогатого идальго (испанского дворянина), зарабатывавшего на жизнь лекарским ремеслом. В поисках клиентуры отцу Сервантеса вместе с семьей приходилось переезжать из города в город. Десятилетний Мигель был определен в колледж иезуитов, где учился в грамматических и гуманитарных классах, затем он стал посещать мадридскую городскую школу и, по-видимому, брать частные уроки.

Семья находилась в крайне стесненных обстоятельствах, и Сервантес отправился в 1568 году в чужие края в поисках службы и заработка. Начинается полная приключений и опасностей жизнь скитальца- солдата, пленника, беглеца. Некоторое время Сервантес находится в свите папского нунция, затем попадает в регулярную армию, расквартированную в итальянских городах.

Сервантес принимает участие в битве с турецким флотом при Лепанто (1571), где проявляет незаурядное мужество и получает три огнестрельные раны. С этих пор его левая рука навсегда осталась неподвижной. После госпиталя он не оставляет армию, участвует в сражениях, служит в Северной Африке, в Италии и, наконец, в 1575 году отправляется морем на родину. И надо же такому случиться: галеру, на которой он плыл, захватили пираты. Корабль был отведен в Алжир, а пленники проданы в рабство.

Пять лет страданий и борьбы не сломили мужество и стойкость Сервантеса: трижды он пытается организовать групповые побеги и каждый раз после неудачи выдает себя за основного и единственного виновника, спасая тем самым жизнь товарищей.

Положение Сервантеса осложнялось тем, что при нем нашлись письма крупнейших военачальников, адресованные королю Испании Филиппу И, в которых его рекомендовали с самой лучшей стороны. В расчете на богатый выкуп пленника содержали в особо тяжких условиях.

Наконец, в 1580 году после долгих переговоров необходимая для выкупа сумма была собрана и Сервантес смог вернуться на родину.

События, связанные с возвращением в Испанию, и пребывание в плену впоследствии дали начало сюжетам многих последующих произведений Сервантеса и отразились в эпизодах «Дон Кихота».

На родине судьба раненого героя и мученика никого не интересовала. Семья находилась в тяжелейшем положении, снова надо было изыскивать средства к существованию. Сервантес начинает служить в качестве комиссара по заготовкам продовольствия, а затем правительственным сборщиком недоимок. В результате столкновения с финансовыми властями и допущенных небрежностей в отчетах он попадает на несколько месяцев в тюрьму.

Определенную известность начало приносить ему литературное творчество. В 1605 году появляется первая книга «Дон Кихота», вторая была написана десять лет спустя.

Всю жизнь писателя мучили нищета и неопределенность будущего. 23 апреля 1616 года он скончался в нужде, угнетаемый заботами и страхом за будущее близких. «Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу в мире ином», - писал он за несколько дней до своей смерти.

Надо заметить, что два великих писателя, Шекспир и Сервантес, скончались 23 апреля 1616 года. Наверное, это не просто совпадение: произведения их получили бессмертие.

III. Комментированное чтение глав романа, помещенных в учебнике-хрестоматии

IV. Работа с иллюстрациями

Сопоставить иллюстрации к роману, выполненные разными художниками, описать эти иллюстрации.

Домашнее задание

Ответить на вопросы № 1-5 рубрики «Обсудим прочитанное» (с. 248).

Вариант урока 63. Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: старые традиции и новые идеи в романе

Цели: рассказать об истории написания романа; дать понятие о рыцарском романе, об эпохе Возрождения.

Методические приемы: лекция учителя; беседа по вопросам, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, словарная работа.

Оборудование: портрет Сервантеса; издания «Дон Кихота»; иллюстрации к нему разных художников (Доре, Домье, Кукрыниксы, Пикассо).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Каким вы представляете себе Дон Кихота? Совпадают ли ваши представления с иллюстрациями разных художников?

II. Лекция учителя

Обратимся к предыстории великой книги.

Во времена Сервантеса были очень популярны рыцарские романы. Этот жанр поблек и выродился, превратился в бессмысленное чтиво, и Сервантес на протяжении повествования уверяет читателя, что «Дон Кихот» - попытка осмеять рыцарский роман. Но откровенной пародией представляется лишь начало «Дон Кихота».

Почему рыцарские романы были так популярны?

Видимо, тягостная атмосфера, сложившаяся в Испании, заставляла образованных людей искать опору в мечте, в героическом прошлом. Испания во времена Сервантеса зачитывалась рыцарскими романами.

Что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает?

Рыцарский роман прославляет «рыцаря без страха и упрека». Рыцарь верен королю и христианской вере, своей родине и Прекрасной Даме. Он мужественный, стойкий человек, побеждает врагов и с честью погибает. Великого Роланда («Песнь о Роланде») недаром вспоминает и Дон Кихот как одного из славных рыцарей. Он - верный сторонник Карла Великого, даже умирая, он выбирает такую позу, чтобы она говорила о его верности и мужестве. У Роланда, как у всех знаменитых рыцарей, есть конь, меч, щит. Свое оружие и коня он никому не желает оставлять после смерти, его меч даже обладает собственным именем - Дюрандаль. В рыцарских романах герои часто сражаются с персонажами, словно пришедшими в роман из сказок и легенд - с волшебниками, великанами и драконами.

К рыцарским добродетелям относятся умение владеть мечом, копьем, плавать, верховая езда, игра в шашки и сочинение стихов в честь Прекрасной Дамы. В кодекс рыцарской чести входят мужество, верность, стойкость, благочестие, щедрость.

Чтение рыцарских романов заставляло читателя забыть о неприглядной действительности, вспомнить о высоких притязаниях Испании, о гордом испанском духе.

Почему же тогда Сервантес начинает с того, что осмеивает своего героя-рыцаря?

Дело в том, что на дворе уже другая эпоха, XVI век, несущий новые идеалы, весьма далекие от феодально-рыцарских. Испания - страна в определенном смысле отсталая, она дольше других удерживает феодальные традиции. Сильны и позиции католичества. Но и Испания не чужда новым веяниям. На смену феодальному средневековью идет эпоха Возрождения.

Чем характеризуется эпоха Возрождения?

Возрождение, или Ренессанс, - это возрождение идеалов античности с ее культом человека, прекрасного во всех проявлениях души и тела. В период средневековья христианство выдвинуло иные идеалы. В человеке ценилась только душа, а все телесное считалось греховным. Тело запрещалось изображать в живописи, на иконах, и в скульптуре контуры тела были условными, все внимание сосредотачивалось на лице и глазах (глаза - зеркало души). Людям предписывалось молиться и смирять себя, доводить постами до истощения. Эпоха Возрождения как бы реабилитировала человеческое тело, природу с ее законами и потребностями.

В это время появляются так называемые гуманисты. Кто это? Каковы их взгляды?

Гуманист - от слова человечный. Гуманисты считали, что человек - венец творения. Он прекрасен, и радостной и прекрасной должна быть его жизнь. Гуманисты по-новому относились к Богу, судьбе, природе, народу - буквально ко всему.

Человек представлялся им не только покоряющимся судьбе, как было в средние века, но и творцом своей судьбы. Он не бессилен перед лицом Бога. Он и сам - творец, в нем есть искра Божия. Поэтому человек велик и могуч.

Ученик (заранее подготовленный) читает сонет Микеланджело:

Когда я созидаю на века,

Подняв рукой камнедробильный молот,

Тот молот об одном лишь счастье молит -

Чтобы моя не дрогнула рука.

Так молот Господа наверняка

Мир создавал в сиянье грозных молний,

В Гармонию им Хаос перемолот,

Он - праотец земного молотка.

Чем выше поднят молот в небеса,

Тем глубже он врубается в земное,

Становится скульптурой и дворцом.

Мы в творчестве выходим из себя,

И это называется душою.

Я - молот, направляемый Творцом.

С природы снят запрет. Ее перестают бояться, но стремятся исследовать. В том числе природное в человеке, его тело. Естественные человеческие желания - любовь к веселью, вкусной еде, здоровому сну - перестают считаться греховными и утверждаются как нечто положительное.

Увеличивается интерес к жизни народа, который живет более естественной, близкой к природе жизнью. Отсюда - интерес к народному творчеству.

Таковы взгляды гуманистов. Это новые, передовые взгляды, но пока отнюдь не главенствующие.

III. Беседа

- Кто из главных героев романа Сервантеса больше соответствует представлениям о ренессансном человеке? (Санчо Панса, оруженосец Дон Кихота.)

В эпоху Возрождения многие понятия, существовавшие ранее, стали восприниматься по-другому. Это, например, слова «благородство», «добродетель», «стяжательство» (эти слова написаны на доске.)

- Какие изменения претерпели эти слова? Как они воспринимаются нами сейчас? (Обсуждение.)

В средние века благородство понималось как высокое происхождение. Считалось, что если человек принадлежит к знатному роду, то ему от рождения, по крови передаются лучшие человеческие качества: смелость, верность, честность и т. п. В эпоху Возрождения стали говорить о том, что знатное происхождение само по себе не дает никаких гарантий. Человек сам, своими словами, поступками должен доказать, что он - человек благородный по сути, даже если он происходит из самых низких слоев общества. Сейчас мы понимаем благородство так, как понимали его в эпоху Возрождения: судим по делам, а не по происхождению человека.

Добродетельным называли человека, который не причинял людям зла, исправно посещал церковь, верил в Бога. Эпоха Возрождения требует от человека в первую очередь активных действий. Надо служить добру делом.

Стяжательство в первичном значении - это стягивание, приобретение. Слово это постепенно приобретает отрицательную окраску, которая присуща ему по сей день. В нем оттенок корысти, алчности.

- Каким из этих понятий отвечает Дон Кихот? (Дон Кихот - благородный человек и по происхождению, и по помыслам, и по поступкам. Он добродетельный человек - действием служит добру. Дон Кихот хотел стяжать только славу. Он не стяжатель в современном смысле слова.)

IV. Выразительное чтение фрагментов романа

V. Итог урока

Меняются понятия, меняются идеи, меняется эпоха. Сервантес сам не чужд новых идей. В то же время он знает, что люди читают в основном рыцарские романы, которые прославляют традиционный образ рыцаря. Сервантес видел в рыцарских образах и положительные, высокие качества, но, хорошо зная действительность, понимал, что рыцарская честь и благородство в ней неуместны. Сам он столько раз терпел неприятности из-за лучших черт своего характера. А что получил этот мужественный и честный человек? Нищету, тюремную камеру, незаслуженные обвинения... Могила его затерялась, но герои его продолжают жить.

Домашнее задание

Подготовить пересказ одного из приключений Дон Кихота.

Вариант урока 64. Сервантес. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой

Цель: помочь ученикам понять, почему «Дон Кихот» - книга на все времена.

Методические приемы: рассказ учителя; беседа по вопросам, выразительное чтение.

Оборудование: грамзапись «Арагонской хоты» Глинки.

Ход урока

I. Слово учителя

(Звучит «Арагонская хота» Глинки.)

Откроем книгу Сервантеса: «В некоем селе ламанчском, название которого у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке... Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник». Так начинается роман, и мы словно видим, как автор, как будто глядя в зеркало, описывает своего героя.

II. Беседа по вопросам

- Что происходит с героем в начале романа? (Он начитался рыцарских романов и сам решил стать рыцарем.)

- Похож ли Дон Кихот (Алонсо Кихада) на рыцаря? (Герой стар, некрасив, неуклюж, нелеп, смешон, даже лошадь его смешная. Время рыцарей давно прошло, но герой одержим стремлением совершать подвиги, творить добро.)

- Какие цели ставит перед собой Дон Кихот? («Искоренять всякого рода неправду».)

- Что необходимо сделать рыцарю, чтобы иметь право называться странствующим рыцарем и совершать подвиги? (Необходимо пройти обряд посвящения.)

Прочитаем этот отрывок.

- Каким показан Дон Кихот в этой сцене? (Он просто смешон, и все присутствующие это понимают. Но герой здесь показан как единственный человек, всерьез воспринимающий рыцарство, верящий в необходимость защиты Добра и Справедливости. Он искренен, доверчив, трогателен в своей беззащитности перед злыми шутками окружающих.)

- Удается ли герою задуманное? Какие подвиги он совершает? (Герой защищает пастушка Андреса, сражается с ветряными мельницами, готовится к битве со львами, участвует в поединке с рыцарем Белой Луны.)

Пересказываем эти эпизоды (выполнение домашнего задания)

- Как ведет себя Дон Кихот в первом приключении? (В истории с пастушком герой поступает благородно, он верит в обещание хозяина не обижать мальчика, это подчеркивает наивность Дон Кихота, его веру в лучшие начала в человеке.)

- Почему история с пастушком оканчивается печально? (Дон Кихот доверчив, простодушен, честен, а Хуан Альдудо нет, он далеко не так порядочен, как думает Дон Кихот.)

- Приносят ли подвиги героя пользу и добро? (Они бессмысленны в том мире и в то время, а спасение мальчика оборачивается новыми побоями в силу того, что люди, в которых верит герой, слишком злы и непорядочны. Поэтому пастушок Андрес и обвиняет своего спасителя.)

- Как относятся к Дон Кихоту другие персонажи романа? (Люди смеются над ним, не понимая его благородных стремлений, издеваются над ним. Некоторые побаиваются его отваги (погонщик волов), практически все его обманывают, потешаются над ним, не воспринимают рыцаря серьезно.)

- Есть ли кто-нибудь, иначе относящийся к герою? (Санчо Пенса понимает Дон Кихота и, хотя иногда посмеивается над ним, искренне его любит. Уже одно то, что Санчо Пенса решился отправиться с рыцарем на поиски приключений, говорит о его доверии к Дон Кихоту. Верный оруженосец искренне расстраивается из-за поражений Дон Кихота: «Санчо заранее оплакивал гибель своего господина, ибо на сей раз нимало не сомневался, что быть ему в когтях; он проклинал судьбу и тот час, когда ему вспало на ум снова поступить на службу к Дон Кихоту; впрочем, жалобы и стоны не мешали ему нахлестывать серого, чтобы он быстрее удалялся от повозки». Здесь автор иронизирует над Санчо, который одновременно боится и за себя, и за своего хозяина.)

- Какой совет дает Дон Кихоту духовник герцога и как герой реагирует на этот совет? (Гврою советуют вернуться домой, не смешить людей, жить обычной жизнью. На это он отвечает: «Я - рыцарь и, коли будет на то воля Всевышнего, рыцарем и умру». Далее он говорит: «Я вступался за униженных, выпрямлял кривду, карал дерзость, побеждал великанов и попирал чудовищ, я неизменно устремляюсь к благим целям, а именно: всем делать добро и никому не делать зла».)

- Безумен ли Дон Кихот, как считают многие персонажи романа? (Дон Кихот и Санчо Панса живут в своем особом мире, по

своим законам, живут искренними порывами, желанием помогать. Окружающие не понимают и не ценят их. Мир враждебен по отношению к герою. Рыцарские подвиги никому не нужны. Между миром людей и Дон Кихотом - конфликт.)

- Может ли этот конфликт разрешиться? (Может только в том случае, если Дон Кихот станет таким же, как все. Но это невозможно, ибо герой верен себе.)

- Почему Санчо Панса следует за Дон Кихотом? (Санчо такой же чудак, он тоже свято верит в добро, он, подобно своему господину, справедлив. Вспомним его правление на острове Баратория.)

- Какими положительными качествами обладает главный герой романа? (Он человек слова (вспомним договор с рыцарем Белой Луны); он добр (заступается за пастушка); он щедр (дает два золотых сторожу и погонщику); он верен своей Прекрасной Даме - Дульсинее Тобосской; он смелый (приключение со львами); он мудрый (вспомним советы, которые он дает Санчо Пансе); он активный (не может остаться при дворе герцога, так как ценит свободу и не любит праздности.)

- Почему же люди не ценят эти качества героя? (Дон Кихот ведет себя не как все. Он фантазер: верит в волшебников, ветряные мельницы принимает за великанов. В душе он остается ребенком, доверчивым, искренним и ранимым, а мир живет по рациональным, «взрослым» законам.)

- Что больше всего ценит Дон Кихот? (Герой ценит честь и свободу: «Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища... Ради свободы, так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью».)

III. Итог урока

- Что в Дон Кихоте от рыцаря? Почему эта комическая вначале фигура приобретает трагические черты? (В герое своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но в душе он самый настоящий рыцарь. Он содействует добру и не может мириться со злом. Трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь один Санчо Панса понимает его а в одиночку исправить мир зла, фальши и лицемерия нельзя. И все же дон Кихот пытается это сделать. Поэтому его считают нелепым, смешным и даже безумным.)

А ведь это - подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться за идею Добра. Вечная борьба за эту идею и делает роман Сервантеса бессмертным.

Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе.