Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 66. Литературная игра

Цели: проверить знания и умения учащихся; обобщить изученное.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя об условиях игры

II. Разминка (по теории литературы)

1 группа

1. Описание автором своей собственной жизни называется... (автобиографией).

2. Гипербола-это...

3. Определи размер стиха: 1 (анапест).

2 группа*

1. Построение произведения, обусловленное его содержанием и жанровой формой называется... (композиция).

2. Метафора - это...

3. Определи размер стиха: — (хорей).

3 группа

1. Реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания того ли иного художественного образа называется... (прототипом или прообразом).

2. Сравнение - это...

3. Определи размер стиха: — (ямб).

4 группа

1. Указание пояснение автора, которым сопровождаются поступки героев, интонации их речи, жесты, обстановка действия в пьесе называется... (ремаркой).

2. Эпитет-это...

3. Определи размер стиха: (амфибрахий),

III. Конкурс заданий

1. Кому из литературных героев принадлежат слова (укажите автора и произведение)?

а) «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай»? (Пугачев, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин.)

б) «За добро плати добром, не будь пустельгой» (Тихон, «Телеграмма», К.Г. Паустовский.)

в) «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение». (Н.Н., «Ася», И.С. Тургенев.)

г) «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». (Аммос Федорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь.)

2. Узнай героев произведений по описанию.

а) «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». (Анна Андреевна.)

б) «У окна старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире». (Василиса Егоровна.)

в) «Старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик». (Рагим.)

г) «Дочь соседа - колхозного сапожника, - девчонка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар». (Манюшка.)

3. Знаете ли вы...

а) Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поясом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных башмачках? (Варенька Б.)

б) Какая героиня известного вам произведения, повстречав на дороге чопорных англичан, явилась к обеду, одетая в лучшее платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках, а за обедом держалась очень чинно, почти чопорно? (Ася Гагина.)

в) Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов? (Андрей Ерин.)

г) Кто из героев делал змея из географической карты? (Петр Гринев.)

4. Узнай место действия:

а) Где находился монастырь, в котором томился Мцыри? («Там, где, сливаяся, шумят струи Арагвы и Куры».)

б) Где Н.Н. познакомился с Гагиными? (В Германии, в городе Л.)

в) Где находилась Белогорская крепость, куда приехал служить Петр Гринев? (В Оренбургской губернии.)

г) Где происходит действие пьесы «Ромео и Джульетта»? (В Вероне.)

5. Знаете ли вы биографию писателя?

а) Кто из писателей XX века был участником Великой Отечественной войны? (А.Т. Твардовский.)

б) Раскройте псевдоним «Максим Горький» (Алексей Максимович Пешков.)

в) Кто подарил Гоголю сюжет «Ревизора»? (А.С. Пушкин.)

г) Как звали итальянскую певицу, любовь к которой И.С. Тургенев пронес через всю жизнь? (Полина Виардо.)

IV. Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть с последующим рецензированием

V. Подведение итогов

Уроки 67-68. Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для чтения в летние каникулы