Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 1. Вводный. Литература и время

(См. урок 1 по программе В.Я. Коровиной.)

Домашнее задание

Прочитать сказку Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья», ответить на вопросы (с. 12).

Фольклор

Урок 2. Народная историческая песня. «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе»

(См. урок 3 по программе В.Я. Коровиной, уроки 3-4 по программе Г.И. Беленького.)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья».

К вопросу 2: Каждый человек живет в своем времени, впитывает в себя его дух, пользуется его благами, мирится или борется с его недостатками. Человеку свойственно идеализировать прошлое. Г ерой Андерсена попадает в «лучшую и счастливейшую пору в истории человечества», по его мнению, - в средневековье, но это не приносит ему счастья.

Фразой «Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век...» Андерсен утверждает, что каждый должен быть на своем месте и делать то, что от него зависит, чтобы улучшать современный ему мир.

Прошлое не вернуть и не переделать. Важно чувствовать связь времен, помнить о прошлом своем, своей семьи, своего государства, о прошлом человечества, изучать это прошлое, учиться на его ошибках, брать лучшее. Жить в настоящем, строить будущее, помня о прошлом.

II. Чтение статьи «Отражение жизни народа в произведениях фольклора» (с. 15—16)

III. Чтение исторической песни «Правеж» и беседа

Опираемся на вопросы учебника (с. 19).

К вопросу 1: Царя Ивана IV характеризуют повторяющиеся эпитеты, отражающие народное мнение о его характере (грозный) и о его богоизбранности (православный).

К вопросу 2: По мнению народа, сложившего песню, Иван IV - грозный, но справедливый царь, творящий праведный суд, в отличие от царских чиновников (бурмистров-целовальничков). Такое понимание личности царя относится к любому верховному правителю. Народное сознание апеллирует к царю как к представителю высшей власти, возможной на земле (выше только Бог). По народным представлениям, такая власть не может не быть справедливой.

Царь Иван IV, герой песни, узнав, что «золоту казну» «добрый молодец» отбил у разбойников, раздал бедным и «поил голь кабацкую», велел заплатить молодцу «компенсацию», как сказали бы в наше время, «за каждый удар». С точки зрения правосудия, это незаконно, а с точки зрения народа, царь поступил по справедливости.

К вопросу 3: Отношение народа к царю выражено эпитетами (грозный, православный), традиционными обращениями (батюшка, сударь). Кроме того, отношение народа видно к сюжете, в диалоге царя с «молодцем» и «бурмистрами-целовальничками».

IV. Чтение исторической песни «Петра I узнают в шведском городе» и беседа

Опираемся на вопросы учебника (с. 21).

К вопросу 1: Особенности изображения царя Петра I в том, что, кроме традиционных эпитетов и обращений (государь, батюшка царь белый), этот образ создается необычным сюжетом: царь выдает себя за простого «купчину», ведет себя в шведском королевстве смело и находчиво, проявляет смекалку (он догадывается о «шведских замыслах»). Простой народ: («матросы и солдаты») и даже шведский крестьянин помогают царю, а он ведет себя с ними довольно демократично.

К вопросу 2: Для выражения противостояния России и Швеции в песне используются особые сюжетные ходы: царь Петр выдает себя за простого купца и приезжает в Швецию инкогнито; царя всё же узнаёт «гетман земли шведской» и срочно докладывает об этом шведской «королевне»; страх «королевны» перед русским царем выдает ее крик «громким голосом»: она приказывает «ловить царя белого», отправляет погоню; «погоня» понимает, что, если она не изловит «белого царя», живой ей не быть. Не поймав царя, «погоня» «в сине море побросалась», а Петр благополучно возвратился на «Святую Русь».

К вопросу 3: При описании убранства царского корабля использованы устойчивые определения-эпитеты: «чистое серебро», «красное золото». Такое описание говорит о сказочном богатстве русского государства, о его силе.

К вопросу 4: Эпитеты, относящиеся к царю Петру: государь, царь белый, наш батюшка. Чаще всего встречается эпитет царь белый. Петра I народ воспринимает как сильного, смелого, умного, демократичного царя.

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы с. 22.

2. Прочитать статью учебника «Народный театр» (с. 22-24).

3. Прочитать пьесу «Как француз Москву брал».

4. Индивидуальные задания: подготовить чтение пьесы по ролям.