Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 4. Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи

Цели: углубить представления учеников о древнерусской литературе и ее жанрах; начать знакомство с «Повестью временных лет».

Методические приемы: лекция учителя; составление тезисного плана.

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор- летописец»; репродукции фрагментов древних книг, архитектурных сооружений древнего Киева.

Эпиграф:

«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». (А.С. Пушкин. «Борис Годунов», монолог Пимена)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

- Каковы временные рамки древнерусской литературы?

- Каковы особенности древнерусской литературы?

- Какими качествами должен был, согласно канону, обладать герой древнерусской литературы?

- Когда в древнерусской литературе появилось понятие авторства?

- Почему в древнерусской литературе не было принято подписывать имя автора?

II. Лекция учителя

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в XI-XVII вв. Они представлены разными жанрами: летописи, хождения, поучения, житии, послания, сочинения ораторского жанра и др.

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть год, и «писать». Таким образом, летопись - это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу. Основные виды повествования в летописи - годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания), летописная повесть (подробный рассказ о событии) и некрологическая характеристика (описание смерти князя и похвала ему)

Составители летописей считали себя не авторами, а лишь регистраторами происходящих событий. Поэтому они крайне редко упоминают о себе. Чаще всего летописцами были ученые монахи.

Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте - специально выделанной тонкой коже. Листы не редко украшались затейливыми вставками, а иногда и яркими миниатюрами.

Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало древнерусской литературы, связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Круг первых потребителей литературы - знатные слушатели, собиравшиеся в главном храме города. Эти слушатели были хорошо образованны, они не чета остальным древнерусским горожанам, а тем более сельским жителям.

Для элитарных читателей предназначался другой памятник - летопись, получившая название «Повесть временных лет» (то есть «Повествование по хронологии годов»). Её составил киево-печерский монах Нестор (около 1113 г.). Многие последующие летописцы стремились подражать ему и почти обязательно помещали тексты памятника в начале каждого нового летописного свода.

До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть...» - плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатания в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и все важное, что случилось за год, вносилось в летопись.

С этой летописью, написанной в дорогой пергаментной книге, хранившейся в Киево-Печерском монастыре, могла ознакомиться светская и церковная верхушка, да ещё узкий круг учёных монахов. Киевской знати, обязанной стать образованной и эрудированной, нужна была компактная историческая энциклопедия. Вот и появилась «Повесть временных лет», объединившая самые разные материалы - рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славянах, устные легенды о первых князьях Древней Руси, юридические документы (уникальные тексты договоров Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, осуждавшие распри («если возьметесь воевать между собою, то поганые станут радоваться и возьмут землю нашу»), церковную полемику с «латынами» и волхвами (языческими жрецами), церковные поучения (например, похвальное слово Ольге, первой христианке из князей, похвала книжному учению и священным книгам), житийные сочинения (о первых монахах Киево-Печерского монастыря) и пр.

Но всё читается как единое повествование, яркое и искусно сжатое опытным книжником. «Повести временных лет» не оказалось равных. Ею стали начинать все летописные своды, где бы их ни составляли. «Повесть временных лет» приобрела исключительную популярность, притом и за пределами Киева, первоначального читательского круга. Повсеместно она известна и сейчас. Только надо помнить, что богатый фольклорный материал, излагаемый летописью, - о путешествии апостола Андрея по Днепру, о создании Киева, о призвании варягов, о смерти Олега от своего любимого коня, об убийстве Игоря древлянами, и т. д. - это результат книжной переработки древних преданий, словесная форма которых не сохранилась, а исконный их смысл нередко затемнён. «Повесть временных лет» заслуживает медленного чтения, сопоставлений, внимания к каждому слову.

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени.

Ни прочие славянские литературы, ни литература европейского запада не создала ничего равноценного нашей летописи. Летописи отражали живой интерес русского человека к своему историческому прошлому.

III. Самостоятельное чтение статьи учебника «Летопись» и составление ее тезисного плана Домашнее задание

Прочитать отрывок из «Повести временных лет», ответить на вопросы с. 34.