Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 5. «Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня»

Цель: показать особенности изображения исторической личности в летописном произведении.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, словарная работа.

Оборудование: репродукция картины В.М Васнецова «Нестор- летописец».

Ход урока

I. Беседа

- Почему произведения древнерусской литературы непросты для понимания современным, неподготовленным к такому чтению человеком?

- В чем особенность авторства произведений древнерусской литературы?

- Какие традиции продолжала древнерусская литература?

- Почему литература Древней Руси не изображала частную жизнь людей? (Книжность на Русь пришла из Византии с принятием христианства как государственной религии, поэтому развивались прежде всего жанры, присущие духовной литературе, отвечающие государственным интересам)

- Какое художественное выражение находили частная, личная жизнь человека, его чувства, переживания, эмоции? (Они выражались в фольклорных произведениях, прежде всего, в лирических песнях.)

- Почему древнерусская литература строго придерживалась установки на правдивость изображения, на отсутствие вымысла в произведениях, следовала определенным канонам? Какое значение это имело? (Вероятно, это происходило из установки на создание сильного, единого христианского (православного) государства, литература была делом государственным, соответствовала интересам государства. Поэтому доминирующей идеей всей литературы была патриотическая идея.)

- С каких произведений началась древнерусская литература? (С летописных произведений: жанр летописи в строгом порядке фиксировал важнейшие события, произошедшие на Руси, начиная со времен сотворения мира. Это придавало авторитет, вес государству.)

II. Обсуждение высказывания Д.С. Лихачева о «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси... Можно смело утверждать, что никогда, ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».

III. Слово учителя

В «Повести...» рассказывается о первых русских князьях, о военных походах князей, приводятся исторические сказания и повести, истолковываются идеи христианства.

Князья характеризуются прежде всего как правители, которые ответственны за свое государство, народ, судьбу родной земли, от которых зависит не только настоящее, но и будущее страны.

Например, князь Олег показан мудрым предводителем «дипломатического» похода на Царьград, в результате которого Русь получила большую дань. Игорь, наоборот, находит преждевременный бесславный конец из-за своей жадности.

Таким образом, «Повесть временных лет» дает нам новое толкование человеческой личности. Автор оценивает историческую личность как способного или неспособного правителя.

IV. Комментированное чтение фрагмента «Смерть Олега от своего коня»

(Если есть возможность, прочитать этот фрагмент сначала в оригинале.)

- Какие слова, названия вам незнакомы? Выясним их значение по словарю.

- Почему «Сказание о смерти Олега от коня» включено в летописный свод?

- Каким изображен князь Олег? Как характеризует его летописец? (Князь характеризуется косвенно: мы узнаем, что он «мир имел со всеми странами», что правил тридцать лет и три года, что он любил своего коня и велел «кормить и беречь» его, несмотря на страшное предсказание. Князя характеризует отношение к нему людей: «Оплакивали его все люди плачем великим».)

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ отрывка от лица князя Олега.

2. Прочитать статью учебника «Воинская повесть» (с. 34-35).