Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 6. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Цели: дать понятие о жанре воинской повести; ознакомить учеников с «Повестью о разорении Рязани Батыем», показать ее связь с фольклором; раскрыть значение художественных особенностей повети.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ отрывка «Смерть Олега от своего коня»

II. Слово учителя

В XIII-XV веках возникает новая тенденция в литературе. Главной темой становится борьба с монголо-татарским игом. Одни из самых известных произведений того времени - «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Задонщина».

За несколько веков жанр воинской повести меняется. Если сначала она представляет собой скорее протокол происходящих событий, то на смену приходят насыщенные произведения о трагических событиях XII—XIII веков, которые в XIV веке сменили патриотические повести Куликовского цикла. Меняется и герой повестей. Так в «Истории о Казанском царстве», в ряде повестей смутного времени человек показывается многогранно и противоречиво. А в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков» - образы простых мужиков, отстоявших крепость.

Постепенно идет процесс демократизации литературы. От героического изображения князей она обращается к образам простых людей.

III. Чтение статьи учебника, предваряющей отрывок из «Повести...» (с. 35-36)

IV. Чтение отрывка «Повести...» (о Евпатии Коловрате)

V. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы учебника № 1-4 (с. 37-38).

VI. Слово учителя

Повествование проникнуто чувством гордости за землю, которая родит таких богатырей, как Евпатий Коловрат, высоким патриотизмом, верой в силы русского народа. Евпатий Коловрат и его дружина показаны мужественными, отважными защитниками родной земли. После того как Евпатий увидел, во что превратили враги город и сколько людей положили, он с небольшой дружиной начал мстить, «бить нещадно» превосходящее татарское войско. Доблесть и отвагу Коловрата и его дружины передают эпитеты: нещадно, храбро, мужественно, крепкий исполин; глаголы действия: погнались, начали сечь, бил, рассек, побил, разрубал.

Коловрат и его дружина настолько поразили врагов своей силой и отвагой, что они воздали честь погибшему богатырю и отпустили оставшихся людей из дружины Евпатия, ничем не повредив им. Подвиг Евпатия враги оценили так: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали... Это люди крылатые...». А Батый сказал: «Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».

Евпатий Коловрат сродни былинным богатырям. С фольклорными героями рассказ о Коловрате роднит и стиль повествования, характерные для фольклора элементы: анафоры (большинство предложений начинается с союза «И»), гиперболы («И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись»; «и рассек Хостоврула на-полы, до седла», «и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его», «бьются - один с тысячею и два с тьмою»).

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Уроки 7-8. Житие. «Сказание о житии Александра Невского»

(См. уроки 4-5 по программе В.Я. Коровиной.)

Уроки 9-10. Б.К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»

(См. уроки 7-8 по программе Г.И. Беленького.)

Урок 11. Урок внеклассного чтения. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

(См. уроки 10-11 по программе Г.И. Беленького.)

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «События истории в произведениях XVIII века».

2. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о произведениях русской литературы XVIII века и их авторах.