Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 12. События истории в произведениях XVIII века

Цели: дать обзор выдающихся произведений русской литературы XVIII века, рассказать об их авторах; ознакомить с отдельными произведениями; показать их значение для развития русской литературы; обзор основных жанров русской литературы XVIII века.

Методические приемы: устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа.

Оборудование: репродукции картин русских художников XVIII века; издания книг писателей XVIII века.

Ход урока

I. Сообщения о произведениях XVIII века и их авторах

Варианты: «Басня в творчестве русских поэтов XVIII века», «Образ идеального государя в поэзии XVIII века», «Любовная поэзия XVIII века».

II. Слово учителя

Читая произведения Фонвизина, Державина, Карамзина, мы чувствуем, что такой далекий от нас XVIII век словно приближается, становится понятнее, что вопросы, волновавшие людей той эпохи, и для нас небезразличны. Действительно, XVIII век был временем напряженного духовного поиска, открытий, новаторских идей. Он подготовил появление русской классической литературы, ее Золотого века.

Обратимся же со вниманием и благодарностью к произведениям писателей и художников того важнейшего для нашей страны времени.

III. Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) стал первым профессиональным русским литератором и гордо называл себя стихотворцем, что в ту пору было для дворянина немыслимым.

Сумароков родился в Москве, в семье петровского генерала, принадлежавшего к знатному дворянскому роду. Будущий поэт учился в привилегированном Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, в котором преобладали «изящные» науки. Кроме артиллерийского дела и фортификации кадеты изучали правила этикета, упражнялись в искусствах. Перу Сумарокова принадлежат многочисленные лирические стихотворения, оды, сатиры, басни, эпиграммы. Сочиненные Сумароковым галантные песни о любви были положены на музыку модных тогда танцев - менуэтов и пелись дворянской молодежью по всему Петербургу. Песни понравились императрице, и Сумароков был приглашен во дворец, а затем стал адъютантом графа Разумовского, фаворита Елизаветы.

Вскоре Сумароков начал писать пьесы. Его многочисленные трагедии, комедии и оперы пользовались у современников огромным успехом. Сумарокова назначили директором первого русского театра, основанного Федором Волковым. Нападки драматурга на беззакония и «дворянское злонравие», на жестокость крепостничества не могли остаться незамеченными при дворе. При Екатерине II Сумароков был вынужден покинуть Петербург. Умер он затравленным, в нищете.

Традиции творчества Сумарокова были продолжены русской литературой, прежде всего, в жанрах басни и лирического стихотворения.

Вот несколько лирических стихотворений Сумарокова:

IV. Знакомство с жизнью и творчеством А.Ф. Мерзлякова

Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) родом из Пермской губернии, из небогатой купеческой семьи. Способности будущего поэта проявились рано. В тринадцать лет, будучи учащимся Пермского народного училища, он написал «Оду на заключение мира со Швецией». Эта ода через инспектора училища дошла до Екатерины II, и автора определили на казенный счет в гимназию при Московском университете. После окончания университета Мерзляков получил степень магистра и до конца жизни был профессором российского красноречия и поэзии в Московском университете. Он дружил с В.А. Жуковским, его лекции слушали Грибоедов, Вяземский, Тютчев, Лермонтов.

В творчестве он был приверженцем классицизма: писал оды, переводил древнегреческих и древнеримских поэтов. Но главное в поэтическом наследии Мерзлякова - его романсы и песни, некоторые из которых настолько близки к подлинному фольклору, что их воспринимают как народные. Вот одна из песен.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Н.М. Карамзин» (с. 54-55).

2. Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница».