Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 13-14. Н.М. Карамзин. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

(См. урок 7 по программе В.Я. Коровиной.)

Ход уроков

I. Беседа по вопросам учебника (с. 69-70)

Карамзин избирает повествователем старинного новгородского гражданина, чтобы рассказ приобрел достоверность и объективность. Сам писатель не разделял республиканских, демократических взглядов, он был убежденным монархистом. Карамзин упрекает свою героиню лишь в безрассудности и неблагоразумии, отдавая дань ее мужеству и уму.

Речь князя Холмского, «боярина Иоаннова», построена по законам ораторского искусства. Он начал ее с афористичного утверждения: «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной». Вывод из этой фразы очевиден: самодержавная власть необходима для порядка в стране, значит, новгородцы должны принять ее, если не хотят считаться «диким» народом.

Для доказательства своей мысли Холмский прибегает к примерам из древней истории, полной славных страниц. Этими примерами он убеждает новгородцев: «Воинской славой обязаны вы государям русским»; государи утвердили православную веру, мудрые законы. Он упрекает жителей Новгорода в неблагодарности, в междоусобных распрях, приводящих к гибели людей, к разорению городов, обвиняет в корыстолюбии.

Обращаясь к народу, Холмский говорит о мнимой вольности новгородцев, которые на деле подчиняются «купцам богатым». Он стыдит людей, которым золото затмило глаза, пророчит им неизбежную зависимость от иностранцев.

II. Слово учителя о повести «Марфа-посадница»

Из речи Холмского закономерно вытекает необходимость подчиниться царю Иоанну III, который «соединил все княжества под своею державою и признан властелином земли русской», «мудрым отцом» всех русских людей. Последним аргументом князя стало его понимание вольности и равноправия: «Тогда бедные и богатые все будут счастливы, ибо все подданные равны пред лицом владыки самодержавного».

Холмский закончил речь угрозой усмирения мятежников в случае неповиновения: «Мир или война? Ответствуйте!»

На новгородцев речь Холмского произвела впечатление. Ответом народа стал призыв к Марфе, она говорила от имени народа и от своего имени. Ее речь подкупает искренностью, тем, что она пережила, пострадала во имя вольности «ценою счастия».

В своей речи Марфа тоже обращается к истории, призывает вспомнить Вадима Храброго, который предпочел смерть рабству. Ее слова полны страсти, выше всего она ценит свободу и независимость. Вспоминая великих князей Владимира и Ярослава, Марфа говорит прежде всего об утверждении ими «законов и вольности великого града. Ее речь тоже афористична: «Только души свободные могут быть признательными: рабы повинуются и ненавидят!». Марфа считает заслугой новгородцев то, что они не приняли «оков татарских и сохранили драгоценное достоинство народное». Желание Иоанна повелевать Новгородом она объясняет завистью к его славе и богатству, обвиняет Иоанна в несправедливости и властолюбии.

Марфа апеллирует к небесам: они «правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы», призывает народ быть достойным свободы. Она рисует картину разорения, которое неизбежно ждет Новгород в случае утраты им вольности.

Народ ответил на речь Марфы «страшным воплем»: «Мы все умрем за отечество!»

Карамзин приводит мятежную Марфу на эшафот, чтобы подчеркнуть ее страстную преданность идеалам свободы и независимости, чтобы ее фигура приобрела трагические черты мученичества. Перед казнью, которую она приняла с достоинством и величием, Марфа не отступила от своих взглядов: «Умираю гражданкою новогородскою!».

В речи Холмского перед народом после казни Марфы звучат слова примирения, слова о необходимости жертвы во имя «благоустройства, правосудия и безопасности». Иоанн, по словам Холмского, обещал новгородцам не «гибельную вольность», а эти «три столпа гражданского счастия».

Вольный новгородский народ был убежден и побежден, но сохранил память о своей великой дочери. Карамзин, отдавая дань самоотверженности, мужеству и стойкости Марфы, утвердил в повести монархические взгляды, приверженцем которых он искренно был всегда.

Домашнее задание

1. Подготовить речь в защиту одного из героев повести (задание 10, с. 70).

2. Прочитать статью учебника «Проблема человека и времени в произведениях XIX века» (с. 73-74).

3. Индивидуальные задания: подготовить рассказ по картине В.М. Васнецова «Богатыри»; подготовить выразительное чтение стихотворений А.К. Толстого «Илья Муромец» и «Правда».