Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 15. Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои в произведениях XIX века

Цели: развивать навыки ораторской речи; показать значение жанра исторического романа в литературе XIX века, значение былин в поэзии XIX века; развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: выступления учеников, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет А.К. Толстого; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выступления учеников с речами в защиту героев повести Карамзина «Марфа-посадница».

2. Пересказ статьи учебника «Проблема человека и времени в произведениях XIX века».

II. Чтение статьи учебника «Былины и их герои в поэзии XIX века» (с. 74-75)

III. Повторение темы «Былины»

- Чем отличаются былины от других жанров?

- По какому плану строится былина? (Зачин, основная часть, концовка.)

- Какие языковые особенности отличают былину? (Повторы для усиления впечатления о событии, художественное преувеличение-гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, былинный стих.)

- Какие черты Ильи Муромца отражены в былинах? (В образе Ильи Муромца собраны те черты, которые народ особенно ценил и хотел видеть в своих героях: сила, мужество, мудрость, патриотизм.)

IV. Сообщение ученика о картине В.М. Васнецова «Богатыри»

План сообщения

- Какова композиция картины?

- Какие краски использовал художник?

- Кто и как на ней изображен?

- Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их?

- Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины?

- На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Пример сообщения

Картина В.М. Васнецова «Богатыри» создавалась художником почти 20 лет (1871-1898 гг.) Это гигантское полотно с фигурами витязей в натуральную величину.

Сведений о том, как создавалась картина, почти нет. Замысел картины сам художник определяет так: «Картина моя - Богатыри - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого».

Перед нами возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. За киевскими пригородами, сёлами, лугами тянулись дремучие леса. За лесами тянулись степи, где жили кочевники. Они часто нападали на русскую землю, жгли, грабили, уводили крестьян в плен. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, ставили в степи богатырские заставы - маленькие крепости. Именно здесь русские богатыри сторожили путь на Киев, защищали от незваных гостей. Богатыри разъезжали вокруг на могучих конях, зорко всматривались в степную даль. Что-то, видимо, привлекло внимание наших богатырей, потому что видно, как они насторожились.

В центре могучий воин на исполинском чёрном коне всматривается из-под рукавицы, загородившись от лучей солнца. Это Илья Муромец. Он могуч, как вековой лес. С удивительной лёгкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнётся от этой тяжести.

Илья - простой и прямой человек. Об этом говорят его крупные, добрые и мягкие черты чисто крестьянского склада лица. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий лоб. Большая благородная голова величаво покоится на широких плечах. «Старый казак да Илья Муромец» - так называют его былины.

Из всех трёх богатырей особенно дорог был художнику Илья Муромец. Долгое время вынашивал Васнецов в уме образ Ильи. Сотни людей были перед глазами художника, однако ни один не казался ему подходящим для облика Ильи Муромца.

И вот судьба сводит художника с абрамцевским крестьянином- извозчиком Иваном Петровым.

Васнецов писал Ивана Петрова и верхом на могучем чёрном коне, которого приводили в Абрамцево из конюшен Мамонтова. Надев доспехи, которые художник брал из Исторического музея, Иван Петров с ловкостью вскакивал в седло. И в седле держался спокойно, с чувством собственного достоинства.

Многих и долгих поисков стоил художнику пейзаж «Богатырей». Изображённая здесь природа - ковыль, трава - из народных песен; холмы, леса - обобщённый образ Родины.

Начинающаяся буря гонит по небу клочья грозовых облаков. Порывы ветра клонят траву и шевелят конские гривы.

«Богатырями» не заканчивается увлечение Васнецова фольклором. Он продолжает писать картины на сюжеты русских сказок: «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» и др. Пишет иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Но мировую известность художнику принесли именно картины на былинно-сказочные сюжеты. В связи с «богатырской темой» его живописи современники называли Виктора Михайловича Васнецова «богатырём» русской живописи.

V. Слово учителя о балладах А.К. Толстого

Баллады А.К. Толстого стали значительным фактом в истории русской поэзии XIX века. Его первые опыты, относящиеся к этому жанру, весьма похожи на романтические баллады в духе Жуковского. Обращение Толстого к прошлому в большинстве случаев связано с желанием найти в истории подтверждение своим идейным устремлениям. Этим объясняется особый интерес и к событиям конца XVI - начала XVII вв. и к истории Киевской Руси и Новгорода.

Стихотворение «Илья Муромец» сам поэт называл то былиной, то балладой, не делая резкой разницы в определении этих жанров.

VI. Чтение и анализ стихотворений А.К. Толстого

1. «Илья Муромец».

Опираемся на вопросы учебника (с. 77-78).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Почему, по мнению автора, это произведение можно отнести и к жанру баллады и к жанру былины? Докажите свою точку зрения.

- Каким мы видим Илью Муромца в этом произведении?

- Какие черты объединяют Илью Муромца - былинного героя и Илью Муромца - героя из поэтического текста?

- Какие размышления героя присутствуют в стихотворении, но не встречались в былинах? (Противопоставление Киева простой жизни, близкой к природе. В былине не могло быть такой конкретной картины, когда, например, бор пахнет «смолой и земляникой», потому что там каждый лесной бор похож на другой.)

- Что помогает автору стихотворения создать образ Ильи Муромца?

- Определите размер первых и третьих строк каждой строфы. (Четырёхстопный хорей).

- Совпадает ли этот размер с размером второй и четвертой строк? (Трёхстопный хорей).

- Почему изменился размер?

2. «Правда».

Опираемся на вопросы учебника (с. 80).

Правда сопоставляется автором с образом русской земли, правда так «велика и широка», как велики горы, реки, степи, моря, города, леса. Возможно, именно поэтому правду не охватить одним взглядом, не понять ее. Потому и семеро братьев увидели правду «со семи концов», и у каждого она оказалась своей. Праведная цель: «полегти за правду за истину», которая передается из поколения в поколение, приводит лишь к «великому разорению», к гибели.

Былинный слог, которым написано стихотворение, призван придать «Правде» статус вечной проблемы. Смысл «поучения» в конце стихотворения - в призыве к разуму, добру, миру.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Г.У. Лонгфелло» (с. 80-81).

2. Прочитать фрагменты «Песни о Гайавате».

Дополнительный материал

О балладе А.К. Толстого «Илья Муромец»

Былина-баллада «Илья Муромец» написана Толстым, вероятно, к середине 1871 г. и представляет наибольшую удачу поэта. Недаром её высоко оценили Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, В.Я. Брюсов.

В основе её не столько заимствованная из былин основная сюжетная ситуация, сколько лирическое толкование образа богатыря, знаменитого и любимого народом представителя русского богатырства - Ильи Муромца.

Первые же строфы стихотворения создают выразительную картину, в которой каждый элемент превращается в значащую деталь (броня «с простым набором», «хлеба кусок», «богатырский конь»), помогающую представить сильную фигуру Ильи Муромца на богатырском коне. Лирический пейзаж в «Илье Муромце» неразделимо слит с главным персонажем. Это удачно найденное Толстым соединение богатырской фигуры Ильи с простором «воли дикой» и тёмным бором, пахнущим «смолой и земляникой», могло повлиять на живопись В.М. Васнецова и, в частности, отразиться в его картине «Богатыри» (1881-1898).

Основная часть стихотворения посвящена конфликту, происшедшему между князем Владимиром и Ильёй Муромцем, и соотносится с циклом былин, которые изображают бунт Ильи против князя Владимира.

В былине-балладе Толстой значительно смягчил конфликт между богатырём и князем. Рассердившись, Илья уезжает из Киева, не поднявшись на бунт, показав этим свою независимость.

Толстому удалось передать некоторые характерные былинные черты Ильи Муромца. Присущий былине оптимизм и восхищённое отношение к богатырю находят весьма полнозвучное выражение в заключительных строфах стихотворения, где Илья обращается к государыне-пустыне, чувствует просветление в душе, потому что вырвался из душных палат князя Владимира. Толстой превращает своего богатыря в романтическую личность.