Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 20. И.А. Крылов. «Волк на псарне»

(См. уроки 9-10 по программе В.Я. Коровиной (дополнительный материал для учителя).)

Урок 21. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Цели: показать причины интереса Пушкина к истории; сопоставить балладу Пушкина и летописный источник; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа, анализа поэтического текста, словарная работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С. Лихачева; иллюстрации к «Песни...» В. Васнецова.

Ход урока

I. Слово учителя

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Обратимся к произведению Пушкина на историческую тему - «Песнь о вещем Олеге», в котором он интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни...» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.

(Если у учителя нет текста на древнерусском языке, ограничимся чтением или пересказом перевода (с. 33-34 учебника).

II. Сообщение об истории написания произведения

Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву 1 марта 1822 года.

Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которое начинается с описания другого похода Олега - похода на хазар.

III. Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина

Читает учитель или заранее подготовленный ученик.

IV. Словарная работа

Песнь - глава эпической поэмы, часть народного эпоса. Пушкин взял из летописного источника один эпизод, поэтому и назвал его «Песнь». Вспомним, что главы поэмы «Руслан и Людмила», рассказывающей о той же эпохе, что и в «Песни о вещем Олеге», тоже названы песнями.

Вещий - мудрый, пророческий, предвидящий будущее.

Жрец - служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

Поясним, что в древней Руси существовал обычай во время похоронного обряда - тризны - убивать коня почившего воина и хоронить вместе с ним.

V. Беседа по вопросам

Ответим на вопросы учебника (с. 105-106).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- За что славит поэт князя?

- Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни...»?

- Как вы понимаете слова:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»?

Во время написания баллады Пушкин находился в ссылке. Эти слова связаны с размышлениями о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам, об отношениях поэта и власти.

- Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

- Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

- Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

- Какое значение имеет последняя строфа баллады?

-- Отметьте в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи.

- В чем смысл баллады Пушкина?

VI. Составление сопоставительной таблицы

и т. д.

VII. Работа с иллюстрациями

- Какой эпизод «Песни...» иллюстрировал В. Васнецов?

- Такими ли вы представляли себе героев баллады?

- В чем особенность композиции рисунка? Какова роль композиции?

Домашнее задание

1. Выучить фрагмент баллады наизусть.

2. Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подготовить выразительное чтение отрывка.

Дополнительный материал*

* По материалам статьи В.Г. Маранцмана «Изучение творчества А.С. Пушкина». М., 2002.

Князь вступает в «Песнь...» торжественно, величаво. Он всемогущ. За буйный набег хазар он мстит жестоко. Все подчиняется ему, все послушно, и в черновике была строка: «Князь по полю едет на смирном коне».

Но Пушкин заменил эпитет. Не «смирный», а «верный» конь несет величавого Олега. Это не послушание коня, а преданность.

Так определены в начале «Песни» два ее героя: Олег и его верный конь.

Следующий эпизод «Песни...» - встреча князя с кудесником. Власть Олега дана в величавом самоутверждении, в медлительном торжественном развороте: сначала мы видим дружину, затем ослепительное сияние доспехов и только потом самого князя и коня. Кудесник появляется иначе: неожиданно, таинственно.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник.

Пушкин сомневался в этом эпитете, в черновике был другой - «престарелый кудесник». Но этот эпитет мог создать ощущение немощи старика, а кудесник наделен всевиденьем, таинственной силой. «Покорный Перуну старик одному» - он подчинен лишь воле богов, а не князя.

Кудесник независим и смел. Старость ему оставлена, но она лишена немощи, как, впрочем, и вызова. В черновике была строка:

И к гордому старцу подъехал Олег.

Но Пушкин оставил «мудрому старцу». Независимость волхвов не надменна. Высокомерен «владыка», Олег. Князь, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В награду любого возьмешь ты коня.

Кудесник спокойно и гордо защищает свое достоинство:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Это защита прав поэзии, ее бескорыстия, ее истинности, потому что для Пушкина поэзия и пророчество родственны. В черновике кудесник угрожал Олегу: «Но знаю, но вижу паденье твое».

В окончательном тексте он сразу не произносит приговора, который отнесен в самый конец предсказания. Работая над этими строками, Пушкин оставляет воодушевление, но исключает мстительную пылкость:

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства Олега. В черновике: «День смерти для многих таится во мгле». Однако окончательный текст: «Грядущие годы таятся во мгле» - подчеркивает силу прозрения кудесника, все будущее ему открыто. И с этой своей высоты кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его. Слово кудесника открывает всевластие Олега: ему подчинены даже самые коварные силы природы («синего моря обманчивый вал») и самое стремительное оружие («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал»).

В черновике были строки, подчеркивающие воинственность Олега:

И вновь, как на тризну, стремишься на брань,

И новой победой прославлен.

Твой меч собирает кровавую дань,

Твой недруг во прахе раздавлен.

Этих строк нет в окончательном тексте. Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом. Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коню

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирно стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод, и сеча ему ничего.

Теперь мы понимаем, почему Олег так любит коня. Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Завершается гимн Олегу и его коню краткой, но неожиданной, как выстрел, фразой: «Но примешь ты смерть от коня своего». Неподготовленность, внезапность этого приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему («Олег усмехнулся»). Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал кудеснику: «В награду любого возьмешь ты коня». Оказалось, что он обещал то, чего не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает любимого.

Прощание Олега с конем - один из самых драматических эпизодов «Песни». В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее.

Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах.

Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни...» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

Но у Пушкина есть последняя строфа, и в ней свет, преодоление горечи:

Ковши круговые, заленясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега.

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти - залог бессмертия.