Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 22. А.С. Пушкин. «Полтава»

Цели: ознакомить учеников с содержанием поэмы Пушкина, показать ее значение; определить значение художественных приемов в тексте.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть фрагментов баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

2. Пересказ статьи учебника «Полтава».

II. Комментированное чтение фрагментов поэмы

III. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы и задания учебника № 1-7 (с. 111).

Петр I изображен в поэме как гениальный властитель, преобразователь России. Отношение поэта к Петру как к императору и воину передано с помощью разнообразных художественных средств. Это, прежде всего, «высокая» лексика: вдохновенный, глас, лик, Божия гроза, очи, жребий, жребий, державство, дружина, бразды, победа, славный, заздравный, кубок, взор и т. д. Во-вторых, обилие выразительных тропов: эпитетов (звучный глас, могущим седоком,), сравнений (Он весь, как Божия гроза; Могущ и радостен, как бой), метафор (Он поле пожирал очами). Кроме того, Петра характеризуют короткие, энергичные, динамичные предложения, иногда состоящие всего из одного слова: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза. Идет».

Изображение Петра во время празднования победы тоже преисполнено гордости за славного императора и отважное русское войско: «И горд, и ясен / И славы полон взор его». Но предложения этого фрагмента более расслабленные, протяженные, соединены союзами «И», что придает им неторопливость. Плавность стиха создается аллитерацией на «Л»: кликах, славных пленников ласкает, учителей.

Звукопись применяется и при описании боя. Богатая аллитерация на звонкие «Р», на шипящие передает звуки битвы, ее энергию, напор, скорость:

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Энергию, динамику этому отрывку придает бессоюзие, перечисление коротких глаголов действия, назывные предложения.

В создании образов Петра и Карла Пушкин использует прием антитезы (противопоставления), подчеркивая неизбежность, закономерность победы русского оружия и поражения шведов. Домашнее задание

1. Выполнить задание учебника № 8 (с. 111).

2. Прочитать статью учебника «Борис Годунов» (с. 111-112).