Цели: ознакомить учеников с содержанием поэмы Пушкина, показать ее значение; определить значение художественных приемов в тексте.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть фрагментов баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
2. Пересказ статьи учебника «Полтава».
II. Комментированное чтение фрагментов поэмы
III. Беседа по вопросам
Опираемся на вопросы и задания учебника № 1-7 (с. 111).
Петр I изображен в поэме как гениальный властитель, преобразователь России. Отношение поэта к Петру как к императору и воину передано с помощью разнообразных художественных средств. Это, прежде всего, «высокая» лексика: вдохновенный, глас, лик, Божия гроза, очи, жребий, жребий, державство, дружина, бразды, победа, славный, заздравный, кубок, взор и т. д. Во-вторых, обилие выразительных тропов: эпитетов (звучный глас, могущим седоком,), сравнений (Он весь, как Божия гроза; Могущ и радостен, как бой), метафор (Он поле пожирал очами). Кроме того, Петра характеризуют короткие, энергичные, динамичные предложения, иногда состоящие всего из одного слова: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза. Идет».
Изображение Петра во время празднования победы тоже преисполнено гордости за славного императора и отважное русское войско: «И горд, и ясен / И славы полон взор его». Но предложения этого фрагмента более расслабленные, протяженные, соединены союзами «И», что придает им неторопливость. Плавность стиха создается аллитерацией на «Л»: кликах, славных пленников ласкает, учителей.
Звукопись применяется и при описании боя. Богатая аллитерация на звонкие «Р», на шипящие передает звуки битвы, ее энергию, напор, скорость:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Энергию, динамику этому отрывку придает бессоюзие, перечисление коротких глаголов действия, назывные предложения.
В создании образов Петра и Карла Пушкин использует прием антитезы (противопоставления), подчеркивая неизбежность, закономерность победы русского оружия и поражения шведов. Домашнее задание
1. Выполнить задание учебника № 8 (с. 111).
2. Прочитать статью учебника «Борис Годунов» (с. 111-112).