Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 32-33. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели: ознакомить учеников с историей создания «Песни про ... купца Калашникова»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне», показать особенности героев поэмы; определить нравственный идеал автора; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, реализация межпредметных связей с историей.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный»; диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный», «Крестовая комната Теремного дворца»; издания «Песни... про купца Калашникова», иллюстрации к произведению.

Ход урока

I. Слово учителя

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе - «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.

«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин).

II. Краткая историческая справка о времени правления Ивана Грозного

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

Имя Ивана Грозного связано с опричниной - преданным ему войском, с помощью которого царь боролся с «изменой», уничтожал не угодных ему бояр, проводил массовые казни. Опричнина наводила ужас на всех людей, слово «опричник» стало синонимом слова «палач».

Умер Иван Г розный в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына (впрочем, это лишь версия). После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Интересно, что большим поклонником Ивана IV был Сталин, требовавший от историков пересмотра оценок правления Грозного.

Любопытно также, что прозвище Ивана - Грозный в западноевропейских языках переводится как «ужасный». Это связано, по-видимому, с тем, что в западнославянских языках (например, в чешском) слово «грозный» действительно имеет такое значение, а переводчиками с русского в западных посольствах в XVI веке обычно выступали западные славяне (например, те же чехи).

XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Г розного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была слишком велика.

III. Чтение «Песни про... купца Калашникова» учителем IV* Беседа по поэме

Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 211).

Дополнительные вопросы:

- Понравилось ли вам это произведение?

- Каким вы увидели в нём автора?

- Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

- Каким мы видим царя в сцене пира?

- Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?

- Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

- По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., то есть явления природы подсказывают и герою и читателю, что впереди будут тревожные события.)

- Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)

- В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает?

- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

- Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?

- Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей семьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим».)

- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

- Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна - замужняя женщина?

- Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

- Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

- Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

- Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

- Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

- Почему Лермонтов наделяет Калашникова правом вершить суд над Кирибеевичем?

- Почему герои «Песни...» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? (Герой «Песни...» расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)

- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне...»? (Прежде всего былинные традиции, традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны - традиции народной песни, плача.)

- Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?

- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях?

- В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни...»?

V. Работа в группах

Подготовить развёрнутые ответы на вопросы:

1- я группа: Проанализируйте сцену, когда герои кланяются перед боем. Кому и чему кланяется каждый из них? Почему?

2- я группа: Почему Калашников не открыл царю всей правды?

3- я группа: Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

4-я группа: Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введён грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольною волей», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке проявилось полное право на сохранение тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь. Во времена террора и бесчестья Калашников отстаивает неприкосновенность своей семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обычаю, а как разбойник - «промеж трёх дорог». Но, несмотря на это, он оставил о себе добрую память.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и оклеветанный, становится народным героем.

VI. Работа с иллюстрациями

- Как видит каждый из художников (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев) сцену кулачного боя?

- Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстрации?

- Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие?

- Какая из иллюстраций ближе к вашему представлению о героях?

VII. Итог уроков

«Песня про купца Калашникова» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции, в духе песни-повествования певцов- гусляров, которые поют славу казнённому Калашникову, осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народным.

Лермонтов показывает суровую эпоху царя Ивана Грозного. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остаётся в наших глазах победителем.

Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. В жестокие времена опричнины произвол и беззаконие были обычным делом. Простой народ боялся опричников, знатные люди избегали с ними встреч. Но опричники были опорой царя. С другой стороны, царь не лишён чувства справедливости, щедр с любимцами. Он воздаёт должное купцу, но казнит его, а семье даёт привилегии.

Белинский объяснял причину обращения Лермонтова ко временам Ивана Грозного: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее».

Во все времена конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личности и «лукавого рабства» не утрачивает своей остроты.

Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный» или сочинение- рассуждение «Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

2. Прочитать статью учебника «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (с. 211-214).

3. Перечитать 1 главу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».