История русской литературы XVIII века. О.Б.Лебедева

Предисловие

Введение в историю русской литературы XVIII в.

Общественно-политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований

Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза.

Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича.

Классицизм как художественный метод

Понятие классицизма

Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма

Своеобразие русского классицизма

Нормативные акты русского классицизма

Регламентация жанровой системы русской литературы в эстетике А.П. Сумарокова

Реформа стиля литературного языка М. В. Ломоносова

Поэтика жанра сатиры в творчестве А. Д. Кантемира

Место сатиры в творчестве Кантемира

Жанровые разновидности сатиры

Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия

Типология художественной образности и особенности вещного мирообраза сатиры

Сатира как жанр и как эстетическая тенденция русской литературы XVIII в.

Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова

Поэтика торжественной оды как ораторского жанра

Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением

Типология художественной образности и особенности понятийного мирообраза торжественной оды

Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры

Творчество В. К. Тредиаковского

Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики Тредиаковского. Силлабические стихи

Силлабо-тоника индивидуального метра

«Езда в остров Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств»

«Тилемахида» как жанровая модель политико-государственного воспитательного романа-эпопеи

Драматургия и лирика А. П. Сумарокова

Жанровый универсализм литературного наследия Сумарокова и его эстетические тенденции

Поэтика жанра трагедии в его преемственных связях с одой

Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии

Поэтика жанра комедии в его генетических связях с сатирой и трагедией

Каламбурное слово и функция двоящихся понятий в комедийном конфликте

Типология художественной образности люди — вещи и люди — идеи

Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова

Поэтика жанра басни: басня и комедия

Место литературной пародии в творчестве Сумарокова

«Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина

Идеология и эстетика «прелагательного направления» драматургии в теоретических работах В. И. Лукина

Поэтика комедии «Мот, любовью исправленный»: амплуа говорящего персонажа

Поэтика комедии «Щепетильник»: синтез одо-сатирических жанровых форман

Сатирическая публицистика 1769 — 1774 гг.

Общественно-политическая и культурная ситуация первых лет царствования Екатерины II

Спор о сатире и крестьянский вопрос

Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца»

Повествовательная проза 1760—1770-х гг.

Пути развития русской художественной прозы

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А. Эмина

Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха»

Лиро-эпическая поэма 1770—1780 гг.

Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества

Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Пародийный аспект сюжета

Условно-фантастический и реально-бытовой планы сюжетосложения

Формы выражения авторской позиции как фактор эстетики и поэтики повествования

Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька».

Миф и фольклор в сюжете поэмы

Эстетика бытописания

Ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина

Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир»

Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»

Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»

Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»

Поэтика стихотворной высокой комедии

«Ябеда» и «Недоросль»: традиция прозаической высокой комедии

Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина

Контрастность и конкретность образно-стилевых структур в лирике Державина

Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»

Эстетическая категория личности в лирике Державина

Эмпирический человек в «домашней» поэзии

Человек в контексте социальных связей. Сатира Державина

Человек — современник своей исторической эпохи

«Тайна национальности». Анакреонтическая поэзия

Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах

Пародийные жанры в творчестве И. А. Крылова

Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция

Традиции русской сатирической публицистики в «Почте духов»

Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»

Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет

Жанровая система русской сентименталистской прозы

Сентиментализм как литературный метод

Своеобразие русского сентиментализма

Идеологические позиции раннего Радищева

Типологическая структура повествовательной прозы Радищева

«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа

«Путешествие из Петербурга в Москву». Структура повествования как модель процесса познания

Проблема автора и героя

Особенности композиции и сюжетосложения

Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией

«Дневник одной недели». Проблема художественного метода Радищева

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н. М. Карамзина

Повествование в «Письмах русского путешественника»

Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства

Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе-посаднице»

Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»

Поэтика романного повествования в «Рыцаре нашего времени»