Развитие коммуникативной компетентности на занятиях по русскому языку и литературе. Е.А. Толикина

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ОСТРОВСКОГО

Упражнение 1. Объясните смысл слов: невежество, деспотизм, обличать, самодур, ханжа.

Упражнение 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими конструкциями:

Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,

Грозы боятся все герои пьесы, кроме

Катерина боится грозы, так как

Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых....

Грозой стал поступок Катерины, потому что....

Упражнение 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы «Гроза»: Дикой, Кабаниха, Катерина.

Упражнение 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать; держать в страхе; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым; деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОНЧАРОВА

Упражнение 1. Как вы понимаете смысл фразы, высказанной И.А.Гончаровым? Напишите об этом, включив высказывание И.А.Гончарова в свой текст как цитату.

Вообще к Софь. Павловн.. трудно отн..стись (н..)симпатично: в ней есть сильные зада..ки (н..)дюжинной н..туры, ж..вого ума, страс(?)ности и женской мя..кости. Она загубле..а в духот.., куда (н..)проникал (н..)один луч(?) света, (н..)одна струя свеж..го воздуха. (Н..)даром любил её и Чацкий.

И. Гончаров

Упражнение 2.

- Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден... и ... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу?...

- «Есть... Обломовщина», - прошептал он.

Кто и когда задает этот вопрос Обломову? Попробуйте дать определение понятию «Обломовщина» .

Упражнение 3.

1. Напишите по памяти приведенный ниже отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?».

В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается от части в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.

2. Составьте графическую схему связи предложений в данном фрагменте, устно прокомментируйте её.

3. Прочитайте слова, которые по своему происхождению связаны с греческим pathos (чувства, страсть, боль, страдание). Объясните, почему в слове апатия одно п. Составьте с ним словообразовательную цепочку.

4. Можно ли по содержанию данного отрывка предугадать, о чем будет говориться в статье далее? Почему?

Упражнение 4. Критик Ап. Григорьев писал о «Сне Обломова»: «Автор становится истинным поэтом ... Все это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг...».

1. Вы согласны с тем, что «Сон Обломова» - это «Полный, художнически созданный мир»?

2. Вас (как и современника Гончарова) влечет в этот мир или ваше отношение к нему иное?

3. Как вы думаете, что дает критику основание называть автора «Сна Обломова» «истинным поэтом»?

Упражнение 5. Сделайте вывод о ценностях и свойствах характера Обломова и Штольца, используя схему 2 «Лист досье» (смотри приложение).

Упражнение 6. Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа.

Таблица 1 История любви Ольги и Обломова

Зарождение любви

Неоправдавшиеся надежды

   

Упражнение 7. Является ли Ольга Ильинская положительной героиней? Дайте ответ в виде синквейна. (см. Памятку 4).

Упражнение 8. Порассуждайте, в чьей любви больше нуждается Обломов (в Ольгиной или Агафьи Матвеевны) и почему?

Упражнение 9. Сопоставьте описания природы в романах Тургенева и Гончарова. Отметьте сходство и различие (по выбору).

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА

Упражнение 1.

1. Рассмотрите репродукцию картины, написанной В.Г.Перовым под впечатлением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (см.иллюст.).

2. Прочитайте снова заключительный абзац романа «Отцы и дети». Сопоставьте его содержание и картину Перова.

3. Как вы думаете, чем можно объяснить (аргументировать) «отступления» художника от текста романа?

4. Опишите картину. Предварительно наметьте основные микротемы. Например: 1) Уголок небольшого сельского кладбища. 2) Один из дней ещё не поздней осени. 3) Старики родители на могиле сына (их одежда; позы; чувства, думы).

Упражнение 2. Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров - демократ-разночинец».

1812 - Отечественная война русского народа с французскими захватчиками.

1813 - 1815 гг. - заграничные походы русской армии, в результате которых в Россию вернулись люди, узнавшие, что такое свобода и свободный человек. Эти годы историками считаются временем, породившим движение декабристов.

1825 г. - восстание декабристов, завершившееся поражением.

1826 г. - казнь пяти декабристов. Пушкин пишет знаменитое «Послание в Сибирь», посвящённое сосланным.

1835 - Европа и Россия после событий 1830 года - революций во Франции и Бельгии, восстания в Польше.

После 1835 г. - усиление политического гнёта: Герцен и Огарёв в новой ссылке, в 1836 г. Чаадаев объявлен сумасшедшим, в 1837 г. Лермонтов пишет «Смерть поэта».

1847 - Некрасов начинает издание «Современника».

1848 - революция во Франции. В России - начало «мрачного семилетия». Тургенев за границей. Запрещено имя Белинского.

1855 - конец «мрачного семилетия». Герцен начинает издание «Полярной звезды», «Колокола». На арене общественной борьбы появляются революционеры-демократы.

1855 - поражение России в войне с Турцией.

50-60 гг. - в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.

1859 - Назревание революционной ситуации в России. Размежевание общественных сил в России. В № 5 журнала «Современник» появляется программная статья Н.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой автор размышляет о месте человека в истории и общественной жизни страны. Раскол в обществе. Политическая борьба. Уход с арены «отцов», их нежелание уступать «детям» своё место. Ожидание реформ.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвозвратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой переломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит вокруг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.

Итак, история авторского замысла, историческая обстановка в стране говорят о том, что роману было предопределено сыгратъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные вопросы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.

Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня. По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Эту версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.

Тургенев опровергал эту точку зрения, приводя свою версию: «Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, - дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

Упражнение 3.

Напишите сочинение на тему «Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал.

Начало.

...Но как на свете без любви прожить?

(Из песни)

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «Торжество демократизма над аристократией» «Новый» человек - это Базаров. Каким же мы видим его?

Кто же он?

Конец.

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа - храм, не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно, все тычинки различая,

Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,

Когда мы все с природою на «Ты».

Ведь вы тогда - вам стоит лишь вглядеться -

Поймете вдруг, о чем поют цветы.

Упражнение 4.

1. Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Какой фразеологизм напоминает оно своим содержанием? Какие фразеологизмы «вплетены» в ткань этого текста?

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

2. Назовите и прокомментируйте выразительные средства синтаксиса, использованные в данном стихотворении. Как, по-вашему, к какому тургеневскому герою можно отнести данные строки? Почему? Объясните.

Упражнение 5.

Выполните комплексный анализ текста (смотри памятку 1, 2).

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не раскалённое, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей - мирно всплывает над узкой и длинной тучкой. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места.

(По И. Тургеневу)

Упражнение 6. В таблице указаны эпитеты, характеризующие (или могущие охарактеризовать) героев романа. Выберите характеристики, подходящие каждому герою, укажите галочкой, какого или каких героев они характеризуют. Положительные свойства отметьте синим карандашом, отрицательные - красным. Подсчитайте количество синих и красных отметок в каждой колонке и запишите эти цифры.

Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?

Таблица 2 Характеристика героев романа «Отцы и дети»

В.Базаров

Е.Базаров

Характеристика

А.Кирсанов

Н.П.Кирсанов

П.П.Кирсанов

   

Безвольный

     
   

Романтичный

     
   

Глупый

     
   

Самолюбивый

     
   

Самовлюблённый

     
   

Ранимый

     
   

Деятельный

     
   

Страдающий

     
   

Самоуверенный

     
   

Насмешливый

     
   

Избалованный

     
   

Смелый

     
   

Жёлчный

     
   

Недалекий

     
   

Примитивный

     
   

Болеющий за

русский народ

     
   

Несдержанный

     
   

Умный

     
   

Образованный

     
   

Мужественный

     
   

Равнодушный

     
   

Сентиментальный

     
   

Принципиальный

     
   

Умеющий подчинять

     
   

Отрицающий все

     
   

«Лишний человек»

     

Упражнение 7.

Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему «Базаров - демократ-разночинец».

1. И.Тургенев -К.К. Случевскому. 14 апреля 1862 г.:

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса ...

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит ... я виноват и не достиг своей цели ...

Графиня Сальяс неправа, говоря, что лица, подобные Николаю Петровичу и Павлу Петровичу, - наши деды: Николай Петрович - это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

2. И.Тургенев - А. Л. Философовой. 18 августа 1874 г.:

«Базаров - это моё любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моём распоряжении краски, Базаров - этот умница, этот герой-карикатура!».

3. И.Тургенев - А.Фету. 6 апреля 1862 г.:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»

4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:

«... в новом поколении мы видим игнорирование авторитетов. Вообще сухость, односторонность, отсутствие всяких эстетических увлечений, - все они точно мертворождённые. Меня страшит, что они внесут в литературу ту же мертвечину, какая сидит в них самих. У них не было ни детства, ни юности, ни молодости - это какие-то нравственные уроды ... Им завидно, что их вырастили на постном масле, и вот они с нахальством хотят стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетические наслаждения и водворить свои семинарские грубые принципы. Это, господа, литературные Робеспьеры ...».

5. И.Тургенев - А.Герцену, 10 апреля 1862 г.:

«Шутка была бы неважная представить его идеалом, а сделать его волком и всё-таки оправдать его - это было трудно».

Упражнение 8.

Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей. Уже потом мы узнаем, что дед его с материнской стороны были секунд-майор, служил при Суворове и что мать его - столбовая дворянка. Отец же - простой штаб-лекарь. То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею. В эти моменты они используют профессиональные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия болезней.

Первые слова, им сказанные, - ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногословен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Возможно, это связано с тем, что Дед со стороны отца - дьячок, по словам Базарова, «землю пахал». Он вырван из привычной среды и хорошо понимает, что Кирсановы-баричи, ему не чета.

К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Николаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен. Заимствованные слова использует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персонажами он краток, говорит только о делах. С отцом и матерью - сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последующее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, скромного, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, талантливого, уверенного в себе и своем высоком призвании - служить России.

Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одежонка. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой - уважителен, с Одинцовой - разговорчив и очень вежлив, почти осторожен.

ИЗУЧАЯ ПОЭЗИЮ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА

Упражнение 1.

Знаете ли вы афоризмы, которыми обогатил нашу речь Ф. И. Тютчев? Закончите каждый из них и напишите полностью, не забудьте назвать стихотворение-источник.

1. Блажен, кто...

2. Крылом своим...

3. Люблю грозу ...

4. Молчи, скрывайся ...

5. Мысль, изреченная ...

6. Нам не дано предугадать ...

7. Тебя ж, как первую ...

Упражнение 2.

Анализ текста (смотри памятку 1).

1. Прочитайте краткие сведения о творческой истории стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан».

И. С. Аксаков в книге «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк» пишет: «Не получать каждое утро новых газет и новых книг, не иметь ежедневного общения с образованным кругом людей, не слышать возле себя шумной общественной жизни - было для него невыносимо».

Мысль выдающегося поэта работала непрерывно, напряженно, и нередко от наблюдений, казалось бы, ничем не примечательных, неинтересных, он приходил к глубоким обобщениям. Картина, явление, не привлекающие внимания других, для Тютчева могли стать толчком к созданию стихотворений философского характера. Не случайно многие его стихи, независимо от количества строф в них, имеют двухчастную композицию: в первой части образ или картина рисуется, во второй - осмысливается. Одно из таких стихотворений - «Фонтан», написанное в 1836 г.

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в хорошем исполнении.

Фонтан.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергая в брызгах с высоты.

3. Постарайтесь провести его литературоведческий анализ самостоятельно.

Упражнение 3.

1. Прослушайте по вашему выбору один из романсов на слова Ф. И. Тютчева.

2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс...» (например, Ю. Шапорина на слова Ф. И. Тютчева «Я помню время золотое.»).

Упражнение 4.

Какие стихи или строки Ф. И. Тютчева произвели на вас наиболее сильное впечатление? Напишите об этом.

Упражнение 5.

1. Прочитайте первую строфу из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»; прокомментируйте в ней синтаксические средства выразительности речи:

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Упражнение 6.

Прослушайте романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас - и все былое.»)». При прослушивании на листе формата А-4 цветными карандашами нарисуйте образ, чувства, переживания лирического героя.

Упражнение 7.

Письменно сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье .», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.

Упражнение 8.

1. Сочините четверостишия, употребив в них данные рифмы.

 лучами

 в росе.

  лесами

  синей.

  горицветы

 медуниц.

  света

 ресниц.

Составьте аналогичное задание для своих одногруппников.

ИЗУЧАЯ ПОЭЗИЮ АФАНАСИЯ АФАНАСЬЕВИЧА ФЕТА

Упражнение 1.

1. Прослушайте один из романсов на слова

А. А.Фета.

2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс...» (например, П. И. Чайковского на слова А.А.Фета «Уноси мое сердце в звенящую даль.»): примерный, но не обязательный план: впечатление, ассоциации, мысли, чувства, настроение.

Упражнение 2. «Любимые композиторы Фета - Шопен и Глинка» - вспоминал Д. Д. Благой.

1. Прослушайте одно из произведений любимых композиторов Фета. При прослушивании на листе формата А-4 цветными карандашами нарисуйте образ, чувства, переживания лирического героя.

2. Напишите сочинение-миниатюру «Слушая.» (например, «Вальс- фантазию» М. И. Глинки).

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА ЕВГРАФОВИЧА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Упражнение 1.

Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

О счас(?)ливые, о сто крат блаже..ые Молчалины! Они бе.. шумно, (н..) торопясь, переп..лзают из одного п..риода истории в другой, (н..)кому (н..)бросивши слова уч..стия, но и (н..)кого (н..)в…дернувши на дыбу... (Н..)кто ими (н..)интересует(?)ся, (н..)кто (н..)хочет знать, делают они что(нибудь) или просто с..дят и бьют баклуши, (н..)кто (н..)тр..пещет и (н..) благогове..т перед ними. какой пр..красный, блаже..ый удел! И за(то) они во веки веков (н..) перестанут быть «и другими»; зато детям их (н..)чего будет стыдит(?)ся, все равно как бы они р..дились без отцов; за(то) сами они имеют право каждодневно засыпать с сла..кой увере.. остью, что (н..)полиция современности, (н..)полиция будущ.. (н..)пред(?)явит к ним (н..)малейшего иска.

М. Салтыков-Щедрин

Упражнение 2.

Одним из продолжателей традиций М. Е.Салтыкова- Щедрина в современной русской литературе является Феликс Давидович Кривин. Потренируйтесь в комплексном разборе текстов на материале его сказок-миниатюр.

1. Прочитайте, затем спишите миниатюру.

Шишка

На лбу усевшись, Шишка, загудела:

«Мы, члены человеческого тела,

Должны бороться за свои права!»

И все сказали: «Шишка - голова!»

2. Постарайтесь провести комплексный анализ сказки самостоятельно.

Упражнение 3.

1. Прочитайте ещё одну миниатюру Ф.Кривина, спишите её. Проведите лингвистический анализ текста (смотри памятку 2).

Старый дом.

Этому дому, наверно, двести лет. Он совсем ветхий и неловко чувствует себя среди прекрасных домов нового времени.

Трудно понять, каким чудом он сохранился. Его грудь не украшают мемориальные доски, его стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые жили в нём или хотя бы останавливались проездом .

Но все-таки он не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди. Может, они тоже были великими, только никто этого не заметил?

2.Напишите самостоятельно миниатюру под названием «Любимая старинная вещь».

Упражнение 4. Самостоятельно напишите сказку с элементами аллегории.

Упражнение 5. Письменно ответьте на проблемные вопросы:

1. В чем сходство и в чем различие между «сказками» М. Е. Салтыкова-Щедрина и народными сказками?

2. Как вы считаете, сохранились ли в современной России общественные пороки, подвергнутые сатирическому осмеянию в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО

Упражнение 1. Напишите, пользуясь представленными словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф. М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.

Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги ... жить мне оставалось не более минуты.»; в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь - дар, жизнь - счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья.».

Упражнение 2. Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.

Каморка Раскольникова

Комната Сони Мармеладовой

Комната Мармеладовых

Трактиры

Катерина Ивановна с детьми на улице

Описание улиц Петербурга

Панорама Петербурга с Николаевского моста.

Упражнение 3. Петербург Достоевского. Продолжите ряд слов, которые ассоциативно возникают у вас в связи со словом «Петербург».

Строгость, торжественность, красивый, Нева, соборы, мерзкий, вонючий

Упражнение 4. Ответьте письменно на вопрос: какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?

Упражнение 5. Один из приемов создания образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - внутренние монологи, или диалог с самим собой. Напишите сочинение в форме диалога с самим собою по вопросу или вопросам, которые вас волнуют.

Упражнение 6. Прочитайте фрагменты из статьи писателя и литературного критика Д. С. Мережковского «Достоевский». Прокомментируйте связь предложений в каждом из них.

1. Книги Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, понять. И потом они уже не забываются.

2. Достоевский - этот величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви. Любовью дышит вся его книга, любовь - её огонь, её душа и поэзия.

3. Дуня, Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов - как решить, кто они: добрые или злые? Что следует из этого рокового закона жизни, из необходимости смешения добра и зла? Когда знаешь людей, как автор «Преступления и наказания», разве можно судить их, разве можно сказать: «Вот этот грешен, а этот праведен»? разве преступление и святость не слиты в живой душе человека в одну живую неразрешимую тайну?

Упражнение 7. Напишите по одному из афоризмов Ф. М. Достоевского мини-сочинение, раскрывающее его смысл.

1. Влюбиться не значит любить... влюбиться можно и ненавидя.

2. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

3. Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.

Упражнение 8. Предложите фразы из произведений Ф. М. Достоевского, которые могли бы стать крылатыми выражениями.

Упражнение 9. Проведите анализ характеров героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольникова, Свидригайлова, Сонечки Мармеладовой (смотри приложение, схема 2).

Упражнение 10. Напишите эссе-рассуждение на тему: «Что бы я поменял в Уголовном Кодексе РФ?».

Упражнение 11. Опираясь на факты биографии писателя и текст романа «Преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.

В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского.

Начиная с 1865 года писатель неуклонно шел по пути к православию, и это нашло отражение в художественных произведениях. В первой записной книжке к «Преступлению и наказанию» об идее романа сказано так: «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием... Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Соня уповает на Бога и ждет избавления. Соню спасет вера, глубокая, искренняя, способная творить чудеса.

Ребенок, образ Христов живет в душе героя, протестуя против жестокости.

В сердце героя происходит мучительная борьба между добром и злом, между светом и тьмою.

Через подробности этого преступления доказать существование Божие - таков смелый план Достоевского.

Идея, поработившая героя, есть орудие дьявола

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

Упражнение 1. Опираясь на знание фактов о жизни Л. Н. Толстого, прокомментируйте слова великого человека и писателя: «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не прекращающаяся внутренняя работа.

Упражнение 2. Анализ текста (смотри памятку 1).

1. Прочитайте и спишите один из афоризмов Л. Н. Толстого.

2. Поясните, как вы поняли смысл афоризма.

Человек подобен дроби: числитель её - то, что он есть, а знаменатель

- то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Упражнение 3. Анализ текста (смотри памятку 1).

1. Прочитайте, затем спишите миниатюру Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце .

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля . Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

2. Постарайтесь провести анализ миниатюры самостоятельно.

3. Выполните лингвистический анализ предложенного текста по плану (смотри памятку 2).

Упражнение 4. Напишите текст по памяти.

Герой (...), которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен,

- правда.

(Л.Н.Толстой)

Упражнение 5. Пользуясь толковым словарем, объясните значение следующих слов и словосочетаний: честолюбие, тщеславие, добродетель, непреходящие ценности. Составьте с ними предложения.

Упражнение 6. 1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Замените числа словами.

В 2012 году наша страна отм..чала 200-летие Отечестве..ой в.йны 1812 года. Имена героев з..л..тыми буквами вписаны в нашу историю им было посв..ще..о произведение Л.Н.Толстого «Война и мир».

От..честве..ая в..йна 1812 года явилась в..личайшим испытанием для нашего народа. Вторжение (не)приятеля «двунадесяти языков» наполеоновского войска в пр..делы Ро..ии Б..р..динское сражение п..жар в М..скве напряже..ая борьба вызывали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести мужества и сам.отверже..ости п..л..жили на весы победы офицеры и генералы ру..кий Денис Давыдов грузин Петр Багратион немец Александр Фигнер татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов Ро..ии верные сыны.

Упражнение 7. Расположите данные части текста в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и замысла. Определите тему, основной смысл текста, логические взаимосвязи.

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и впервые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румяниевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».

У романа «Война и мир» сложная творческая история.

«Я затеял месяца 4 назад, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Из письма Толстого А.И. Герцену От 14 (26) марта 1861.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг., Толстой решил начать роман с этого времени.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полу- вымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12-м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867

Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Упражнение 8. Напишите свое сочинение, используя предлагаемое вступление и заключение.

Герои Бородинской битвы

(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

.. .Решат участь сраженья не

распоряжения главнокомандующего,

не место, на котором стоят войска,

не количество пушек и убитых людей,

а та неуловимая сила,

называемая духом войска...

Л.Н.Толстой.

Как-то по радио я услышал, что в одном сибирском городе пришла в запустение могила известного генерала, героя Бородинской битвы (фамилию, к сожаленью, я не запомнил). Общественность постоянно обращала на это внимание, но городские власти ничего не хотели сделать. Грустно, грустно за нашу страну. Ведь никогда наш народ не будет по- настоящему великим, если забудет своих героев, не начнет заботиться об их могилах и памятниках. Оказывается, даже в Великую Отечественную войну сотни тысяч ( а может быть, и миллионы) людей остались непохороненными. Но даже те кладбища, что известны, порой намечают под строительство. Как будто в нашей стране не хватает земли!

И хочется надеяться, что отношение к памятникам и захоронениям изменится и, встречаясь с ними, люди будут чаще вспоминать о связи времен, о том, как тесно переплетено прошлое и настоящее.

Что такое история? Память народа. Эта память может быть в граните и бронзе. Но есть и духовные памятники. Знакомясь с ними, мы словно совершаем путешествие в прошлое. Одним из самых емких явлений можно назвать книги Льва Толстого, особенно «Войну и мир».

Заключение.

Много пролилось в тот день крови ... И нужно было бы сказать как о героях о сотнях русских генералов и офицеров, создавших славу нашему оружию, которые, подобно князю Андрею, отдали свои жизни за Родину.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,-

сказал поэт. Будем же помнить о генералах, офицерах и солдатах, каждый из которых стал в тот день героем!

Упражнение 9. Запишите высказывание, раскройте скобки, объясните свой выбор. Эпиграфом к какому произведению Л.Н.Толстого могли бы служить эти слова?

(Мило)сердие состоит не столько в веществе(н,нн)ой помощи, сколько в духовной по(д,дд)ержке ближнего. Духовная же по(д,дд)ержка прежде всего в (не)осуждении ближнего и уважения к его человеческому достоинству. (Л.Толстой)

Упражнение 10. Напишите мини-сочинение по афоризму Л.Н. Толстого (на выбор), раскрывающее его смысл.

1. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим.

2. Старайся дать уму как можно больше пищи.

3. Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет, как вода переливается ... из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа.

4.Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Упражнение 11. Сжато перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины». Пользуйтесь планом:

1. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

2. Приход молодежи, ее интересы, поведение.

3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

4. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев. Сделайте вывод о характере взаимоотношений в семье Ростовых.

Упражнение 12. Постройте лестницу ценностей семьи Ростовых и Болконских (смотри приложение, схема 1.). Письменно проведите сравнение двух семей.

Упражнение 13. Постройте из данных предложений текст, повествующий о принципах изображения Толстым положительных героев. Сделайте вывод о том, почему Андрей Болконский и Пьер Безухов являются положительными героями эпопеи.

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь, поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней. Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства, Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)

Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым положительных героев является изображение их во всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Это толстовское отношение к жизни и людям , но могут быть настоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни!

В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» - подчеркнуто остро, темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.

Упражнение 14. Подберите в тексте романа «Война и мир» цитаты, доказывающие, что Наташа Ростова - героиня с истинно русской душой.

Упражнение 15. Проанализируйте отрывок из романа. Вставьте пропущенные слова (прилагательные, глаголы), соответствующие характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям.

«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и ___________девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее  ______________восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и ______________в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот  _______________подвижный,  ________________стан и она ________________ так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя _____________________ и __________________________, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА

Упражнение 1. Проанализируйте один из чеховских рассказов, опираясь на выделенные В.Набоковым свойства поэтики Чехова:

«Первое: история излагается самым естественным из возможных способов, не после обеда, возле камина, как у Тургенева и Мопассана, но так, как рассказывают о самом важном в жизни, неторопливо, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом.

Второе: точная глубокая характеристика достигается

внимательным отбором и распределением незначительных, но поразительных деталей, с полным презрением к развернутому описанию, повтору и подчеркиванию, свойственным рядовым писателям. В любом описании каждая деталь подобрана так, чтобы залить светом все действие.

Третье: нет никакой особой морали, которую нужно было бы извлечь, и никакой особой идеи, которую нужно было бы уяснить.

Четвертое: рассказ основан на системе волн, на оттенках того или иного настроения. Если мир Горького состоит из молекул, то здесь, у Чехова, перед нами мир волн, а не частиц материи, что, кстати, гораздо ближе к современному научному представлению о строении вселенной.

Пятое: контраст между поэзией и прозой, постоянно подчеркиваемый с такой проницательностью и юмором, в конечном счете оказывается контрастом только для героев, мы же чувствуем - и это опять характерно для истинного гения, что Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; ломоть арбуза, и фиолетовое море, и руки губернатора - все это существенные детали, составляющие «красоту и убогость» мира.

Шестое: рассказ в действительности не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможного и определенного завершения их несчастий, или надежд, или мечтаний.

Седьмое: кажется, что рассказчик все время изо всех сил стремится подметить детали, каждая из которых в иной прозе указывала бы на поворот в развитии действия».

Упражнение 2. Письменно ответьте на проблемные вопросы:

1. В чем разница между юмором и сатирой? Обоснуйте свой ответ анализом нескольких коротких рассказов А. П. Чехова.

2. Какими выразительными деталями А. П. Чехов характеризует изменения в душевном облике заглавного героя рассказа «Ионыч»?

3. Можно ли определить жанр пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» как трагикомедию? Обоснуйте свое мнение.

4. Можно ли назвать рассказ А.П.Чехова «Черный монах» мистическим произведением ? Обоснуйте свою точку зрения.

Упражнение 3. Напишите по афоризму А. П.Чехова минисочинение, раскрывающее его смысл.

1. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

2. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

ИЗУЧАЯ ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА ЛЕСКОВА

Упражнение 1. Читая произведения Лескова, выделите фрагменты, в которых, на ваш взгляд, наиболее полно выражены эмоциональный пафос и основные идеи произведений.

Упражнение 2. Подготовьте анализ отрывка из произведения Лескова с целью выявления своеобразия сказовой формы повествования.

Упражнение 3. Напишите аннотацию к экранизации лесковского произведения («Левша», «Очарованный странник»).

Упражнение 4. Подберите эпиграфы к произведениям Лескова «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

Упражнение 5. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Лесков - иконостас русской литературы».

Упражнение 6. Составьте синквейн «Жизнь и творчество Н.С.Лескова» (см. Памятку 4).


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница