1. Прочитайте отрывки из статьи «Анна Ахматова "Ты выдумал меня..."», написанной литературоведом В.А. Мануйловым, который лично знал поэтессу.
В 1940 году издательство «Советский писатель» выпустило небольшую книжку стихотворений «Из шести книг». Тогда Анна Андреевна не успела мне её подарить. Драгоценный подарок она сделала позднее: на небольшой книжке в мягкой белой обложке написала: «Дорогому Виктору Андрониковичу на память о наших общих хлопотах о людях - дружески Анна Ахматова.
1 ноября 1945 года».
Ахматова была отзывчива и добра. И доброта её была деятельной. У неё было удивительное дарование и потребность помогать людям.
При первом знакомстве Ахматова иногда производила впечатление человека замкнутого, даже нелюдимого. Но эта кажущаяся холодность, скованность, недоступность в действительности скрывали ранимость, чуткое внимание к людям, готовность помочь нуждающемуся - помочь осторожно бережно, не обижая жалостью. Я всегда бывал бесконечно благодарен Анне Андреевне, когда она обращалась ко мне с просьбой позаботиться о ком-нибудь, похлопотать о чём-то.
Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. «Как я помню её, - вспоминает Ольга Фёдоровна Берггольц, - около старинных ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которым обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под клёном, воспетым ею в "Поэме без героя". В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия:
Вражье знамя
Растает, как дым,
Правда за нами,
И мы победим!»
Не подражание, а традиция Маяковского в этом необычном для неё по тону четверостишии Ахматовой.
В опубликованном уже после войны дневнике Павла Николаевича Лукницкого в августе 1941 года есть запись: «Заходил к Ахматовой. Она лежит - болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступать по радио. Она - патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».
<...> Поэтическая судьба Ахматовой не была счастливой и безоблачной. Ее любовная лирика принесла ей мировую славу и титул «Сафо XX века». Успех первой книжки «Вечер» (1912) был необычайный. «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Anno Domini» (1921-1922) - потом долгих пятнадцать лет молчания. Целое поколение выросло, почти не зная стихов Ахматовой. Она писала стихи, но их не печатали. И только перед самой войной (книжка вышла уже в начале 1941 года, хотя обозначен на ней 1940 год) - сборник стихотворений «Из шести книг». После этого - замечательные стихи военных лет. Новое поколение приняло стихи Ахматовой восторженно. Взлёт - и... катастрофа. После возвращения из Ташкента Ахматова много выступала с чтением своих стихов в самых разных аудиториях и неизменно имела очень большой успех. Приглашали её настойчиво, и она соглашалась, хотя выступать не любила. Когда с ней спорили, доказывая, что она обязана читать, что это её долг, Анна Андреевна отвечала: «Мой долг писать, а выступать - вовсе нет, я не актриса».
1 апреля 1946 года с группой ленинградских писателей Ахматова выехала в Москву. «Ехать не хочется, - сказала она знакомой художнице Антонине Васильевне Любимовой. - Волнуюсь. Не люблю выступать». Приглашены были, кроме Ахматовой, О. Берггольц, Н. Браун, М. Дудин, А. Прокофьев, В. Саянов. 2 апреля предстояло выступать в Колонном зале вместе с московскими поэтами.
По возвращении рассказала, что в Москве, когда вошла ленинградская группа в зал Дома писателей, все встали. Потом, когда Ахматова начала читать, тоже все встали и так и слушали её стоя. «Когда рассказывала, - вспоминает Любимова, - на глазах были слёзы. Выступала в Москве восемь раз.
Вернулась в Ленинград и слегла с сердечным приступом. Волновалась очень, но принимали везде хорошо...»
А потом было Постановление ЦК от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», об А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко.
Анна Андреевна была глубоко травмирована. Подготовленные к изданию книги стихов пошли под нож.
Сразу сузился круг людей, навещав - ших Ахматову, у неё бывали теперь только самые близкие друзья. Внешне она держалась спокойно, появились только некоторая неуверенность в себе, которую она, впрочем, преодолевала, и стремление к самоутверждению. Когда я однажды вошёл в её комнату в Доме творчества писателей в Комарове, на журнальном столике, поставленном около двери, я увидел разложенные зарубежные газеты и журналы с портретами Ахматовой и статьями о ней. Такая демонстрация совершенно невозможна была для Анны Андреевны до событий 1946 года.
Работать она не переставала. Много переводила, приводила в порядок написанные ранее заметки о Пушкине, писала новые для давно задуманной книги о Пушкине, продолжала работать над автобиографией и, конечно, писала стихи. В автобиографической заметке 13 октября 1960 года Ахматова писала: «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
«Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
сердце нам целится».
(Марина Цветаева. «Анне Ахматовой», 1915 г.)
«Твоё чудесное произношенье -
Горячий посвист хищных птиц.
Скажу ль: живое впечатленье
Каких-то шёлковых зарниц».
(Осип Мандельштам. «Твоё чудесное произношенье», 1918 г.)
«Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел до святости непоправим».
(И. Северянин. «Ахматова», 1925 г.)
«Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, -
Ведь всё равно я с вами до конца».
(Анна Ахматова. «Многим», 1922 г.)
<. > В 50-60-е годы я виделся с Анной Андреевной не часто. Помню, навестил её в больнице имени В.И. Ленина на Васильевском острове 1 января 1962 года. ...Я спросил, не интересно ли ей взглянуть на однотомник Бунина, изданный «Московским рабочим». - Нет, не интересно. Мне показалось, что Анна Андреевна стала ещё более эгоцентрична, простота и скромность царственной гордыни усилились. Когда мы уходили, Ахматова вышла с нами на лестничную площадку, и тут я вспомнил и рассказал ей, что на днях в Комарове на даче у академика Михаила Павловича Алексеева встретился с профессором из Люксембурга, специалистом по русской литературе. Он недавно был в Париже и посетил в Сорбонне специальный семинар, посвящённый творчеству Ахматовой. До того сдержанная и спокойная, Анна Андреевна вдруг вспыхнула и с негодованием воскликнула: «Вы с этим шли ко мне, мы говорили почти целый час, и Вы могли уйти, не рассказав мне этого!».
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
(А. Блок. «Анне Ахматовой», 1913 г.)
«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <...> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа».
(Из выступления члена ЦК ВКП(б) А Жданова, 1913 г.)
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».
(Из «Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14 августа 1946 г.)
В таком гневе я ещё никогда не видел Анну Андреевну. Мои извинения не помогли. Раньше, до 1946 года, такой вспышки, конечно, быть не могло.
2. Найдите в сведениях о жизни Ахматовой факты, подтверждающие справедливость утверждения «она - патриотка».
3. Поясните, какую роль в судьбе Ахматовой сыграли события 1946 года.
4. Как воспоминания В. Мануйлова характеризуют личность Ахматовой?
5. Найдите в тексте фамилии писателей, поэтов, современников Ахматовой. Соберите о любом из них дополнительную информацию. Уточните, что связывало этого человека с Анной Ахматовой.
6. Как вы понимаете слова Ахматовой «Мой долг - писать»?
7. Критик Г. Лелевич, статьи которого, к сожалению, во многом определили в 20-е годы тон и стиль критических выступлений в адрес поэтессы, писал о стихах Ахматовой: «Общественные сдвиги, представляющие основное, важнейшее явление, нашли в её поэзии крайне слабый и к тому же враждебный отклик. Ни широты размаха, ни глубины захвата в творчестве Ахматовой нет».
На какой общественной позиции стоял Лелевич, судя по этому высказыванию? В чём сама Ахматова видела предназначение поэта?
8. Вернитесь к другим обвинениям в адрес Ахматовой, прозвучавшим уже в другое время (см. вставки «на полях»). В чём, на ваш взгляд, их главная несправедливость?
Литература и иные источники
1. Ахматова АА. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1998-2005.
2. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. - Л., 1968.
3. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.
4. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - М., 1991.
5. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. - М., 2008.
6. ЧуковскаяЛ.К. «Записки об Анне Ахматовой»: в 3 т. - М., 1976.
7. http: //www. akhmatova. org/links/links. htm
8. http: //www. akhmatova. org/bio/bio. htm
9. http://www.akhmatova.ru/
10. http://anna.ahmatova.com/