Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, имевшего всего 50 душ крепостных.
Позже Николай Алексеевич так вспоминал свое детство:
В неведомой глуши, в деревне полудикой
Я рос средь буйных дикарей,
И мне дала судьба, по милости великой,
В руководители псарей.
Вокруг меня кипел разврат волною грязной,
Боролись страсти нищеты,
И на душу мою той жизни безобразной
Ложились грубые черты.
Отец Некрасова был человеком крутого нрава и деспотического характера. Он не щадил своих подчиненных, жестоко обращался с мужиками, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина добрая и чуткая, умная и образованная. Елена Андреевна ради спокойствия и счастья горячо любимых детей терпеливо сносила и, как могла, смягчала царивший в доме произвол. Именно мать сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, передать ему свою доброту и стремление к справедливости. Любовью к матери озарено все поэтическое творчество Некрасова.
В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов в поэме «Мать» (1877) восклицает:
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Достоевский писал о Некрасове: «Это... было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Обучение там было поставлено плохо. Преподаватели не вызывали у него ни уважения, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Некрасова спасали книги — он много и беспорядочно читал. Сильное впечатление произвела на него ода «Вольность» Пушкина, которую юноша выучил наизусть.
Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. По его словам, «писать стихи начал с семи лет». Конечно же, это были слабые и наивные попытки срифмовать несколько строк. В гимназии он стал относиться к поэзии серьезнее. Сначала пробовал писать сатиры на товарищей, а затем лирические стихи.
Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию по ряду причин, одна из которых — отказ отца платить за обучение.
Целый год Некрасов прожил в Грешневе. Отец хотел, чтобы он получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера не привлекала, он мечтал учиться в университете и заниматься литературой.
20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в Петербург, захватив с собой «заветную тетрадь» с собственными стихами.
Столица встретила юношу неласково. «Я был один-одинешенек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды», — писал Некрасов в своем автобиографическом романе «Жизнь и приключения Тихона Тростникова».
В университет поступить не удалось: не хватило знаний. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые помогли пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений было опубликовано. Но начинающим литераторам платили мало или вообще не платили. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил на чердаках и в подвалах. Он зарабатывал на хлеб перепиской бумаг, составлением прошений и ходатайств для бедных людей.
Невзгоды не сломили Некрасова, оставалась мечта — университет. Он упорно готовился к экзаменам, наконец, был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций. Учиться и зарабатывать на жизнь было очень трудно. Учение пришлось оставить.
Неудачный дебют не заставил Некрасова сдаться. Он понимал, что нужно очень много работать, чтобы заявить о себе в литературе. В 1842 году Некрасов познакомился и вскоре подружился с В.Г. Белинским. Критик увидел в молодом поэте незаурядное дарование и всячески способствовал развитию его таланта. Он старался привлечь его к активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.
Однажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге». Прослушав его, Белинский обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?» (из воспоминаний И. И. Панаева).
С этого момента каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили отражение основные принципы «натуральной школы»: интерес к жизни простого народа и ненависть к крепостному праву, ко всякого рода чиновникам-бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам. В новых стихах Некрасова проявилось редкое умение проникать в мир другого человека, передавать его мысли, раскрывать движение души и развитие его чувств. Лирика Некрасова перестала быть монологичной, она становится многогеройной и многоголосой.
Некрасов внес существенные изменения в весь строй поэтической речи. Он обогатил язык поэзии словами, конструкциями и оборотами современной ему живой речи, смело ввел в свои произведения элементы простонародного говора. Опираясь на достижения поэзии Пушкина и Лермонтова, Некрасов сумел преодолеть обособленность поэтического языка и сблизить его с языком прозы. В каждом стихотворении слышится своеобразный голос поэта, ощущаются особенности его стиля.
С середины 1840-х годов началась активная деятельность Некрасова как издателя. Прекрасный организатор, он осознавал, что пришло время сплотить ряды передовых русских литераторов, объединив их вокруг одного печатного органа с единой идейной и художественной платформой. Некрасов задумал издавать свой собственный журнал. С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И. Панаевым взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным.
Ведущими сотрудниками журнала стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и другие передовые литераторы. Первый номер обновленного «Современника» увидел свет в январе 1847 года.
Уже в первые два года издания «Современника» на его страницах появились такие выдающиеся произведения русской литературы, как «Кто виноват?», «Из записок доктора Крупова», «Сорока-воровка» А.И. Герцена, «Обыкновенная история» А.И. Гончарова, первые рассказы И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника», литературные обзоры, статьи и рецензии В.Г. Белинского, стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка», «Нравственный человек», «Псовая охота» и много других произведений. Летом 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся крестьянских волнений в России предприняло ряд суровых мер для борьбы со свободомыслием.
Для «Современника» наступили трудные времена. Но Некрасов не потерял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему удалось сохранить лицо «Современника» и в период «мрачного семилетия» опубликовать на его страницах произведения Тургенева, Гончарова, Григоровича, Огарева, Фета и других известных русских прозаиков и поэтов. Случалось, что перед выходом в свет «Современника» цензура запрещала к публикации треть материала, и тогда Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность. Именно в этот период он совместно с А.Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, создает два объемных романа «Три страны света» и «Мертвое озеро», чтобы заполнить страницы журнала взамен снятых цензурой материалов.
Совместная работа поэта с А.Я. Панаевой, которую он уже давно любил, сблизила их, и вскоре она стала его гражданской женой. И хотя многое объединяло Некрасова и Панаеву — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу и т. п., отношения между ними во многом оставались неровными. Некрасов посвятил ей целый цикл стихотворений, в котором запечатлел историю их любви — включая как радостные, так и сложные, а порой и мучительные моменты.
Интимная лирика Некрасова явилась новым словом в поэзии. У его лирического героя свой сокровенный мир, свое понимание любви, свое отношение к любимой женщине — светлое, чистое, как горный родник. Возлюбленная в лирике Некрасова выступает не только как объект обожания и поклонения, но, прежде всего, как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем. Позади у них нелегкая жизнь, многое выстрадано и пережито. Но это не мешает им любить друг друга пусть трудной, но глубокой и самоотверженной любовью. Некрасов умел необычайно емко, кратко и выразительно передать гамму чувств, смену настроений и переживаний любящих. («Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Давно — отвергнутый тобою...», «Застенчивость» и др.).
Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел: сказались годы нищеты, нервных перегрузок. Поэт был убежден, что дни его сочтены, так как болезнь прогрессировала. Решив, что ему пора подвести итоги своего творческого пути, Некрасов предпринял издание сборника стихов, в который включил все лучшее, написанное им в период с 1845 по 1856 год.
Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин». В нем отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия — важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг — быть гражданином своей родины:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Композиция сборника была глубоко продумана поэтом. В начало Некрасов поместил произведения о жизни народа («В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.). Во второй раздел вошли произведения, изображающие тех, кто порабощал и эксплуатировал народ. Это были, как правило, сатирические произведения, бичующие помещиков, чиновников, буржуа-капиталистов («Псовая охота», «Колыбельная песня», «Современная ода», «Нравственный человек» и др.).
В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях общественного подъема в стране, ей необходим новый герой. Прошло время руководящей роли дворянской интеллигенции, которая не смогла претворить слово в дело. Героиня поэмы Саша стремится найти свое место в жизни и быть полезной людям.
Завершается сборник циклом лирических стихотворений. Это своеобразная поэтическая биография Некрасова: стихи о безрадостном детстве («В неведомой глуши», «Родина»), о нелегкой юности («Последние элегии», «Еду ли ночью по улице темной...»). Пишет поэт и о своих интимных переживаниях.
Но идейным центром этого раздела являются произведения, в которых Некрасов излагает свои взгляды на поэзию и поэтическое творчество («Муза», «Блажен незлобивый поэт...», «Замолкни, Муза мести и печали!..» и др.). В стихотворении «Муза» Некрасов говорит о том, что «плачущая, скорбящая и болящая» Муза
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...
Сборник имел огромный успех. Все издание разошлось в несколько дней. По словам И.С. Тургенева, такого в русской литературе «не бывало со времен Пушкина».
Главной темой в творчестве Некрасова всегда была многотрудная, невеселая крестьянская жизнь. Горькой доле трудящегося деревенского люда поэт посвятил многие свои произведения («Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др.). Однако Некрасова никогда не покидала вера в силы русского крестьянства, он верил, что придет время и народ сбросит с себя тяжкие оковы многовекового гнета — крепостничества. Эта вера отчетливо слышится в его знаменитом стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858). В нем звучит программная мысль о необходимости покончить со смирением и покорностью, смело выражать протест против уродств социального уклада в России, порождающего страдания и горе народа:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону.
И духовно навеки почил?
В конце 50-х годов в «Современнике» сложилась тяжелая обстановка. Появление в составе редакции Добролюбова и Чернышевского и их влияние на направление журнала вызвало недовольство умеренно настроенных сотрудников, таких как Тургенев, Григорович, А.К. Толстой.
Они не принимали радикальных суждений Добролюбова и Чернышевского.
Летом 1862 года издание «Современника» было приостановлено.
Спасти журнал даже путем уступок не удалось. В мае 1866 года «Современник» был закрыт.
В годы, последовавшие за отменой крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. В 1861 году появилась поэма «Коробейники», которая открывалась посвящением: «Другу-прия- телю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)». Такого русская литература еще не знала. Поэма не только посвящалась крестьянину, но и как бы была представлена ему на суд, а через него на суд массового народного читателя.
«Коробейники» — поэма-путешествие. По сельским дорогам бродят деревенские торгаши — старый Тихоныч и его молодой помощник Ванька. Перед их взором проходят картины жизни пореформенной России. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. К каждому из персонажей у Некрасова свое отношение: одних он любит, к другим относится с презрением, об одних говорит с уважением, о других — с горечью и неприязнью.
И в этих суждениях читатель чувствует отношение к персонажам не только самого поэта, но и самого народа. Их мнения сливаются. И это обусловило особенность художественной формы поэмы. Некрасов использовал здесь не только живой разговорный народный язык, но и включил различные элементы фольклора: пословицы, поговорки, приметы. Все это придало «Коробейникам» подлинно народный характер.
О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Некрасов пишет в одном из лучших своих произведений 1860-х годов — поэме «Мороз, Красный нос» (1864).
Поэма написана в годы усиления реакции, когда демократическое движение ослабело. Но при всей драматичности ситуации и печальном финале произведение проникнуто оптимизмом, верой в народ, в его духовные силы. Уже сам зимний пейзаж, проходящий через всю поэму, исконно русский, дающий бодрость и здоровье, передает могучее богатырское начало, олицетворенное в сказочном образе Мороза-Красного носа.
Это, прежде всего, поэма о героизме человеческого труда. Характеры героев раскрываются в их повседневной трудовой деятельности. О неустанном трудолюбии Прокла говорится в погребальном плаче: «Работничек в поле ты был», летом «на зимушку хлеб запасал», а зимой «отправлялся в извоз».
Такой же труженицей была и его жена Дарья. Некрасов восхищается красотой Дарьи, ее силой и сноровкой в работе. В образе Дарьи четко проявились черты национального характера крестьянской женщины. Внешняя привлекательность сочетается в ней с внутренней красотой души; ее нравственная чистота — с осознанной самоотверженностью и душевной стойкостью.
Судьба Дарьи представлена поэтом и воспринимается читателем как типичная для русской крестьянки участь:
Три тяжкие доли имела судьба.
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Все эти тяжкие доли легли на плечи Дарьи. Правда, она избежала одной из них — «до гроба рабу покоряться». Ее жизнь с Проклом сложилась на редкость счастливо. Муж любил ее сдержанной, суровой любовью, свойственной крестьянским семьям. Героизм Дарьи — в ее мужественной борьбе с лишениями и несчастьями. Забота о семье, о скромном достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле — все это лежало на ней. Но она не согнулась, не сломалась под этой тяжестью. При всей жизненной конкретности поэма «Мороз, Красный нос» далека от бытовизма. Ее образы глубоко содержательны, поэтически ярки, жизненно достоверны, типически емки. Мотивы известной народной сказки («Морозко») в поэме служат лирическим обрамлением для сурового в своей жизненной правде типического сюжета.
Некрасов создал новый жанр поэмы — близкий к народному эпосу, со свободным чередованием эпического и лирического, с точным и проникновенным изображением типических характеров; стихотворение исполнено богатством народной речевой стихии.
«Железная дорога» (1864) — одно из самых социально заостренных произведений Некрасова. В нем поэт откликнулся на пореформенные явления в жизни страны. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему оставалась в руках помещиков. Крестьяне, лишенные земельных наделов, вынуждены были отправляться в поисках работы на заводы и фабрики, на строительство дорог. Вот о них-то и рассказал Некрасов в стихотворении «Железная дорога». В основе произведения лежат факты, связанные со строительством в 1842—1851 годах Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом.
В «Железной дороге» крупным планом, сатирически смело и убедительно показана невероятно тяжелая жизнь строителей, звучит во весь голос гневное возмущение поэта теми бесчеловечными условиями, в которых работали и жили люди.
Первая часть стихотворения — неторопливый рассказ поэта о картинах природы, мелькающих за окнами вагона. Во второй части очарованию лунной ночи противопоставлена жуткая, суровая правда о нечеловеческих страданиях мужиков-строителей.
Из огромной толпы Некрасов выделяет рабочего-белоруса — свидетеля обвинения тех, кто довел людей до положения рабочего скота — бесправного и терпеливого.
В строках песни-плача строителей содержится призыв к исторической справедливости, вера в то, что жизнь и труд их не напрасны. И эта уверенность, как это нередко бывает у Некрасова, выражена вопросом: «Все ли нас, бедных, добром поминаете. Или забыли давно?..».
Заключительные слова второй части стихотворения обращены не только к случайному спутнику Ване, а ко всему молодому поколению 1860-х годов:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе...
Поэт понимал, что нельзя надеяться на скорую победу народа, который слишком забит, темен и угнетен. И тем не менее «Железная дорога» — произведение оптимистическое, так в его строках звучит уверенность в торжестве народа над его угнетателями.
После закрытия «Современника» Некрасова не оставляла надежда об издании нового журнала. Он ведет переговоры об аренде журнала «Отечественные записки», издававшегося А. А. Краевским. Переговоры завершаются успешно, журнал — у Некрасова.
В начале 1868 года вышел первый номер обновленного журнала. Сразу же стало ясно, что в нем возрождается дух запрещенного «Современника». Новый журнал обрел то же демократическое направление, тот же боевой дух, ту же редакцию, что и бывший «Современник».
Творчество Некрасова в 1868—1877 годы было весьма плодотворным и отличалось удивительным разнообразием. Помимо множества стихотворений, редакционной работы он создал великолепные поэмы «Дедушка» и «Русские женщины», в которых обратился к событиям 14 декабря 1825 года. Автор стремился не отступать от исторической правды, и в то же время изложение фактов и событий получали в его произведениях определенное истолкование. Если в «Дедушке» слышатся отзвуки нового, умеренного в своих целях и средствах демократического движения, то в поэме «Русские женщины» он воссоздает прошлое, раскрывая характер и психологию своих героинь, их мужественную стойкость и божественную преданность своим мужьям.
Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская». Образы жен декабристов Трубецкой и Волконской, при всей их исторической и биографической конкретности, воплощают типические черты героического характера русских женщин, сближая их с образами крестьянок в поэмах «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».
Жанровое своеобразие поэмы «Русские женщины» не только в глубоком и научно верном историзме, но и в драматургической основе. Характеры здесь даны не в авторском повествовании, а в самораскрытии, в действии. Примером такого драматизма может служить сцена свидания Волконской с мужем-каторжанином в руднике, когда она целует оковы на его ногах, как символ мученичества.
Некрасов в поэме «Русские женщины» говорит о доброте и бескорыстии простого народа, о людях, которые оказывали княгине Волконской посильную помощь во время ее нелегкого пути в Сибирь. Гимном русскому народу, его высоким моральным качествам звучат слова княгини:
...Хочу я сказать Спасибо вам, русские люди!
В дороге, в изгнанье, где я ни была,
Все трудное каторги время,
Народ! я бодрее с тобою несла
Мое непосильное бремя.
Начиная с 1863 года и до самой смерти, Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой «Кому на Руси жить хорошо». «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни», — говорил Некрасов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — повествование огромного масштаба, рассказывающее о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостничества осталось таким же бесправным и обездоленным. Но при всем этом народ не сломлен, видны ростки его социального самосознания, зреет понимание своей неодолимой силы.
Сюжет поэмы близок к народным сказкам. Герои поэмы — семь мужиков — отправляются в долгий путь на поиски народного счастья, надеясь найти хотя бы одного счастливого человека, узнать, своими глазами увидеть «Кому живется весело, вольготно на Руси». Много людей повстречали они на своем пути. Но не нашли они счастливых ни среди духовенства, ни среди помещиков, не нашли и ни одного счастливого мужика.
Поэт намеревался свести своих мужиков и с другими кандидатами в «счастливцы» — с «купчиной толстопузым», чиновником, «вельможным боярином» и даже самим царем. Но и среди них они тоже вряд ли сумели бы найти довольных своей жизнью. Ведь у каждого из них свое представление о счастье, не похожее на то, о котором мечтают мужики-странники. Да и сами они толком не знают, каково оно, это счастье, в чем его суть.
Сталкивая своих мужиков-правдоискателей со множеством людей, Некрасов не только раскрывает характеры предполагаемых «счастливцев», но и показывает отношение крестьян к ним. Если жалобы встреченного попа на свою жизнь вызывают сочувствие мужиков, так как деревенские священники испокон веков живут среди мужиков, разделяя их участь, то жалобы помещиков Оболт-Оболдуева и Утятина вызывают только неприязнь и скрытую насмешку.
По-разному воспринимают они и своего брата-крестьянина. Крестьянская масса никогда не была однородной. Были среди крестьян и такие:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Были и предатели вроде Глеба-старосты, который «на десятки лет, до недавних дней восемь тысяч душ закрепил, злодей»; были подобные «любимому рабу» князя Шереметьева, с хвастливой гордостью рассказывающего о своей «благородной» болезни — подагре и о том, как ему довелось лизать тарелки «с французским лучшим трюфелем» и допивать из рюмок остатки «напитков иностранных».
Рядом со всем смешным, печальным и отвратительным разворачивается центральная тема поэмы — изображение того, как постепенно пробуждается самосознание обездоленных,
просыпается народ, как среди людей начинают звучать голоса недовольства своим унизительным положением. Таков, например, Яким Нагой. В его словах — понимание сути своего положения нещадно эксплуатируемого трудяги во имя сытой и праздной жизни господ во главе с царем:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Глядишь, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Среди персонажей поэмы Некрасов выделяет тех крестьян, которые открыто вступают в борьбу против своих угнетателей. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский, мужественный и бесстрашный человек, которого не сломили ни каторга, ни ссылка.
В чем-то близок Савелию и образ разбойника Кудеяра, не сумевшего искупить своих прегрешений раскаянием и молитвами, но получившего прощение после того, как расправился с Глуховским, «паном богатым и знатным».
Особое место в галерее крестьянских персонажей занимает образ Матрены Тимофеевны. Ее судьба — воплощение судеб многих тысяч крестьянских женщин. Ошиблись мужики, надеясь найти счастливую среди крестьянок. «Не дело между бабами счастливую искать!..» — говорит Матрена.
Наиболее определенно и четко прозвучала вера в несокрушимость народа, в торжество его победы над злом и насилием в речах Гриши Добросклонова. Это самый обаятельный образ поэмы. Гриша мечтает о том, чтобы каждому крестьянину «жилось вольготно, весело на всей святой Руси...».
В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил наиболее характерные черты представителей передовой демократической молодежи 1870-х годов, сознательно придав ему определенное сходство с Добролюбовым. Их роднит многое: происхождение, образование, трудная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа. Гриша отчетливо видит все недостатки крестьянства: забитость, темноту, корыстолюбие. Однако он верит, что уходит в прошлое «невежества мрак», что
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
Именно Гриша явился в поэме тем счастливцем, которого так долго искали странники, хотя впереди его ждут нелегкие испытания, «чахотка и Сибирь». И все-таки Гриша счастлив, так как
Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — одно из самых совершенных произведений в русской литературе XIX века. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния содержания и формы. Рассказывая о народной жизни, поэт сделал свое произведение доступным и понятным широкому читателю.
В поэме все богатство устного народного творчества и живого разговорного языка, в ней отчетливо слышны отголоски народных песен. Некрасов смело вводит в свое произведение пословицы, поговорки, загадки. И все это слито в единое повествовательное целое, подчинено единому идейно-художественному замыслу. В середине 1870-х годов Некрасов тяжело заболел. Не помогли ни лекарства, ни поездка в Крым. С каждым днем болезнь прогрессировала, отнимая силы, причиняя неимоверные страдания.
Смертельно больной Некрасов продолжал работать. Он написал свои предсмертные стихи «Последние песни», которые вышли отдельным сборником в 1877 году.
Сборник «Последние песни» — своеобразное поэтическое завещание Некрасова, в котором он пытался подвести итоги своей жизни и творчества, затронул волновавшие его темы
и проблемы, отразил основные конфликты эпохи, поведал о своих взглядах и убеждениях, об ошибках, которые вольно или невольно совершил. В жанровом определении «Последние песни» — это лирический дневник, в который поэт записывал то, что видел, чувствовал и переживал.
Некрасов понимал, что дни его сочтены, что ему не увидеть новой жизни, о которой он так мечтал. Страстным посланием звучат его проникновенные строки, к друзьям-единомышленникам:
Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
В ряде стихотворений, вошедших в «Последние песни», Некрасов неоднократно обращается к своей многострадальной музе. О ней он говорил и в предсмертных стихах, не вошедших в сборник.
Среди них было самое последнее, наиболее полно отразившее сущность и неповторимость некрасовской Музы:
О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
В предсмертные дни Некрасова часто посещали тоскливые мысли. Ему казалось, что жизнь прожита напрасно, что его борьба и страдания остались непонятыми и никому не нужными.
Порой в стихах поэта звучат поистине трагические ноты:
Я настолько же чуждым народу
Умираю, как жить начинал.
Но жизнь показала, что Некрасов ошибался. Поэт никогда не был чуждым народу, а народ никогда не забывал о нем.
«Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе поэт. Его лира пробуждала и поддерживала в народе веру в лучшее будущее. Именно этим он близок и нашему времени.
27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасова не стало.
Поэма
Эпилог
Гриша Добросклонов
(отрывок)
РУСЬ
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается, —
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая, —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
III
«Удалась мне песенка! — молвил Гриша, прыгая. —
Горячо сказалася правда в ней великая!
Вахлачков я выучу петь ее — не всё же им
Петь свою «Голодную»... Помогай, о боже, им!
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые...» Прочитав торжественно
Брату песню новую (брат сказал: «Божественно!»),
Гриша спать попробовал. Спалося, не спалося,
Краше прежней песенка в полусне слагалася;
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
* * *
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна..
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Вопросы и задания:
1. Чем отличается интимная лирика Некрасова от любовной лирики других поэтов?
2. По какому принципу построен сборник Некрасова «Стихотворения 1856 года»?
3. Почему большое внимание в своем творчестве Некрасов уделил образу русской женщины?
4. Что дает основание характеризовать поэму «Кому на Руси жить хорошо» как одно из самых совершенных произведений в русской литературе XIX века?
5. Как изменяются представления героев о счастье на протяжении всей поэмы?
6. Какую цель ставил перед собой Некрасов при составлении сборника «Последние песни»?