Литература. Интегрированный курс (русская и мировая): 11 класс. Исаева Е. А.

К Изучению Лирики Н.С. Гумилева

В творческой лаборатории мастера

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему.

В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости...». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному.

Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «внешности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

Размышляем, обсуждаем

1. В. Ходасевич в своих воспоминаниях отмечал: «Поэзия Гумилёва... звучит глубочайшим пережитком, каким-то голосом из того мира, в котором ещё можно было беспечно играть в трагедию. Голос этот для нас уже чужд, у нас осталось к нему историческое любопытство, но нужды мы в нём не испытываем». Разделяете ли вы позицию поэта? Поделитесь своими впечатлениями о прочитанных стихотворениях Николая Гумилёва. Что вас, читателей XXI века, привлекло в его лирике? Какое из стихотворений вам понравилось больше всего? Объясните почему.

2. Какие ассоциации у вас вызывает стихотворение «Капитаны»? Словесно нарисуйте собирательный образ морского капитана, созданный поэтом. Приведите примеры использования автором в тексте предметной детализации. Прокомментируйте этот художественный приём. Самостоятельно подготовьте сообщение об истории написания этого стихотворения.

3. Раскройте художественное своеобразие стихотворения «Мои читатели». Найдите и выразительно прочитайте ключевые строки этого произведения.

4. Проследите особенности композиции стихотворения «Жираф». Какой образ, по вашему мнению, находится в его центре? Определите интонацию, с которой будете читать это стихотворение. Внимательно рассмотрите репродукцию картины Галины Бодяковой «Далёко на озере Чад...». Как вы думаете, удалось ли современной украинской художнице передать лиризм стихотворения поэта Серебряного века?

Г. Бодякова. «Далёко на озере Чад...». 2006

5 Определите и прокомментируйте жанр произведения «Дон Жуан». Как вы думаете, с какой целью лирический герой примеряет на себя один из вечных образов мировой литературы? Объясните заключительные строки стихотворения.

6. Сформулируйте тему и идею стихотворения Гумилёва «Отвечай мне, картонажный мастер». С помощью каких художественных средств автору удалось их раскрыть?

7 Опираясь на прочитанные стихотворения Николая Гумилёва, подготовьте устное выступление на тему:

• «Романтический герой лирики Николая Гумилёва».

8 Критик С. Маковский, знавший Гумилёва по совместной работе в журнале «Аполлон», утверждал: «Настоящий Гумилёв — вовсе не конквистадор, дерзкий завоеватель Божьего мира, певец земной красоты, т. е. не тот, кому поверило большинство читателей... Этим героическим его образом ... заслонялся Гумилёв-лирик, мечтатель, <...> всю жизнь не принимавший жизнь такой, какой она есть, убегавший от неё в прошлое, в великолепие дальних веков, в пустынную Африку, в волшебство рыцарских времён и в мечты о Востоке...». Согласны ли вы с мнением критика? Аргументируйте свой ответ.

9. Составьте поэтическую карту путешествий Н.С. Гумилёва (при оформлении используйте комментарии, рисунки, строки авторских стихотворений).

10. Сравните поэтические стили Николая Гумилёва и Александра Блока.

11. Пользуясь дополнительными источниками, подготовьте сообщение о переводах стихотворений Н.С. Гумилёва на украинский язык. Сравните перевод одного из стихотворений поэта (выполненный, например, Максимом Стрихой) с его оригиналом.

12. Если вы располагаете такой возможностью, прослушайте на сайте http://gumilev.ru/voices/ стихотворения Н.С. Гумилёва в исполнении мастеров слова (Евгения Евтушенко, Андрея Смолякова, Алисы Фрейндлих и др.). Чьё исполнение вам ближе?

13. Выучите понравившееся вам стихотворение Н.С. Гумилёва наизусть.

14. Используя приведённые в разделе высказывания литературных критиков, писателей и дополнительную литературу, а также другие источники, самостоятельно составьте рубрику «Постигаем глубину литературно-критической мысли», посвящённую Николаю Гумилёву.

На заметку юным исследователям

В Советском Союзе имя Николая Гумилёва шестьдесят пять лет находилось под запретом. Его произведения выходили в основном за границей и лишь небольшими тиражами самиздата на родине.

Особое значение имело творчество Николая Степановича для литературы русского зарубежья. В разных центрах эмиграции (Берлине, Константинополе, Париже, Праге, Риге, Таллинне, Харбине, Шанхае и др. городах) появились литературные объединения, напоминающие гумилёвский «Цех поэтов». Образ Гумилёва стал для русского зарубежья символом чести, мужества, верности долгу. Интерес к его личности способствовал переосмыслению творчества поэта. Так, в самом начале эмиграции в русских газетах за рубежом статей о поэте появилось больше, чем за всю его жизнь. Исследователи пытались сохранить память о великом акмеисте, передать его поэзию будущему поколению, и вместе с тем осознавали, что, к сожалению, творчество Н.С. Гумилёва не было достойно оценено при его жизни. Первые собрания сочинений поэта, первые научные работы о Гумилёве появились также в эмиграции. Одним из авторитетных исследователей творчества Н.С. Гумилёва в русском зарубежье был его ученик и последователь Николай Авдеевич Оцуп.

Творчество Гумилёва вдохновляло и авторов, живших в Советском Союзе. Так, к наследию знаменитого лирика обращались поэты Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Константин Симонов. Не называя имени опального поэта, в своём творчестве они возродили гумилёвский пафос и стилистику.

Одним из первых, кто вернул забытое имя великого поэта Серебряного века современным читателям, стал журнал «Огонёк», на страницах которого в 1986 году были напечатаны небольшая подборка стихотворений и краткие сведения о поэте. Только в 1991 году Н.С. Гумилёв был посмертно реабилитирован.

Прогулки по местам великих вдохновений

В городе Бежецке Тверской области (Россия), недалеко от которого находилось родовое имение Гумилёвых — Слепнево (где часто бывали Николай Гумилёв и Анна Ахматова), в 2003 году появился необычный памятник «Семья Гумилёвых» (автор — скульптор Андрей Ковальчук). Композиция ансамбля состоит из трёх фигур, разделённых постаментом на две временные части. На ближнем плане в полный рост с книгой в руке изображён известный учёный, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой — Лев Гумилёв. На дальнем — можно увидеть сидящую фигуру Анны Ахматовой и возвышающийся на двухметровой колонне бюст Николая Гумилёва.