На бесстрастной печатной странице навеки запечатлено то, что будет всегда вызывать в сердце человека волнение...
Уильям Фолкнер
Как искусство слова литература возникла на почве устного народного творчества в глубокой древности — в период формирования государственности и возникновения письменности. В таких древнейших памятниках, как Библия, «Махабхарата» (эпос народов Индии), Коран, «Повесть временных лет», религиозное изложение находится в неразрывном единстве с зачатками исторических и естественных наук, а также с элементами словесного искусства — притчами, эпосом, сказаниями, легендами. Литературное наследие древнейших народов — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима — составляет фундамент мировой литературы.
Первые литературно-художественные произведения, такие, например, как поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, предназначались прежде всего для публичного исполнения. И главное назначение их было — служить сохранению и передаче знания о жизни, о грандиозных и повседневных событиях, о героях, о человеческих испытаниях и судьбах людей.
Появление письменности и книги сыграло основополагающую роль в развитии литературы. Именно в книгах запечатлены свершения и искания человечества. Именно по книгам, как по невидимым, но прочным и надёжным ступеням постепенно поднимался человек на высоту современной цивилизации. Во все века литература служила человеку — способствовала совершенствованию, сплочению и взаимопониманию людей. Летописи донесли до нас не только «земли родной минувшую судьбу», но и сведения о библиотеке Ярослава Мудрого, о том, как «прилежали к книгам» образованнейшие люди того времени. В одном из наиболее ранних памятников письменности — «Изборнике Святослава» 1076 года — содержится особое «Слово о четьи книг», где говорится: «Добро есть, братие, почитание книжное...
Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать её до другой главы, но уразумей, о чём говорит книга... Красота воину — оружие, кораблю — ветрила, так и праведнику — почитание книжное...»
Все труды и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль и поиски отражает прежде всего книга. История жизни человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Действительно, время неудержимо движется вперёд, с ним вместе движется и летопись времени — литература. Одни произведения становятся вечными, никогда не стареющими спутниками всё новых и новых поколений читателей; другие не остаются в широком обиходе, но и они не уходят совсем, а прочерчивают свой след в звёздном небе литературы. Чтобы приобщиться ко всем ценным знаниям и опыту предшествующих поколений, нужно проникнуть в духовный мир этих поколений. И для этого есть самый верный путь — чтение. В этой связи французский писатель А. Моруа говорил: «Чтение пьес Федерико Гарсия Лорки скорее раскроет передо мной душу Испании, чем двадцать туристических путешествий в эту страну. То, что рассказали мне о некоторых сторонах русской души Чехов и Толстой, останется верным и по сей день... Чтение подобных книг открывает нам удивительное сходство между нами и людьми, удалёнными от нас в пространстве и времени».
Изборник Святослава. 1076 г.
Роль литературы в познании жизни и совершенствовании людей поистине неоценима, она заключена прежде всего в её художественной образной природе. Если человек любит читать, полностью отстраняясь от повседневных забот и погружаясь в созданный писателем мир произведения, то между ним и автором происходит как бы доверительный разговор наедине. В ходе такой неторопливой беседы рождаются новые мысли и образы, а герои полюбившихся книг, вызванные к жизни могучим воображением художников слова, становятся почти реальными, как личности, существовавшие в действительности. Таким героям художественных произведений — наравне с их создателями — воздвигаются памятники; с ними делятся сокровенными думами; их помыслы, поступки и переживания не перестают волновать читателей. Созданные писателем образы идут в мир, живут в сознании миллионов людей, служат примером, образцом, поучением, предостережением. «Что мы хотим при чтении какой-нибудь книги? — этим вопросом задавался немецкий писатель И. Бехер. — Мы хотим после чтения книги стать другими, чем были до этого. Мы хотим преобразиться, духовно обогатиться, хотим почувствовать, что выросли, поумнели... Есть книги ...которые захватывают в такой степени, что мы чувствуем себя потрясёнными и думаем, что после этого мы уже не сможем... больше жить по-прежнему». Когда каждый из нас видит, слышит или читает то, что кажется ему истинным, справедливым и прекрасным, то ощущает присутствие в жизни и себе самом чего-то драгоценного и возвышающего. Способность художественной литературы оказывать такое сильное воздействие на людей говорит о её эстетической роли — пробуждать в человеке представления о добром и прекрасном в жизни и в искусстве.
1. Что является источником возникновения художественной литературы? Какие литературные жанры содержит Библия?
2. Каким целям изначально служила и служит литература?
3. В чём заключается роль литературы в жизни общества и воспитании человека?
4. Какое место в вашей жизни занимает чтение художественной литературы? Какие понравившиеся вам произведения русских, украинских и зарубежных писателей вы прочитали за прошедшее лето? Поделитесь своими впечатлениями.
Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность
Об историко-литературном процессе
Понятие «историко-литературный процесс» возникло сравнительно недавно, в 20—30-е годы XX века, и стало широко употребительным. Литературный процесс рассматривает вопросы развития литературы как в определённую эпоху, так и на протяжении всей истории какой- либо нации, страны, мира.
Первоначально в обзорах литературы внимание критиков было сосредоточено преимущественно на выдающихся образцах, шедеврах, творениях гениев, но со временем (во второй половине XIX в.), исследователи стали учитывать и оценивать всё, созданное как известными, так и менее известными авторами.
Литературный процесс в мировом измерении неотделим от общественно-исторического процесса, то есть от тех изменений, которые происходили в различные периоды жизни общества разных стран и народов (в древности, Средневековье, новом и новейшем времени). Нередко (особенно в последние столетия) можно увидеть прямую связь литературного творчества разных народов с общественно-политическими движениями (например, литература Парижской Коммуны во Франции, декабристская литература в России). Однако основой литературы любого времени является рассмотрение общечеловеческих нравственных и философских проблем — справедливости, свободы, любви, добра, красоты, милосердия. Об этом очень ярко сказал известный польский писатель Ян Парандовский: «Человеческая совесть всегда имела в писателях достойных выразителей. Вокруг определённых идеалов, таких, как свобода и справедливость, сгруппирован великолепный ансамбль литературных произведений — гордость и предмет многовекового поклонения. Начиная с «Илиады», где столько сочувственных гекзаметров посвящено горестной человеческой доле, где бессмертным блеском сверкает ночная беседа Ахилла с Приамом; именно состраданием отмечены самые высокие страницы европейской литературы, и таким же животворным ключом бьёт это чувство во всех литературах Востока».
Важной стороной литературного процесса является изучение международных литературных связей, установление сходства и различий в творчестве писателей разных народов. Национальные литературы, имеющие много общих черт (общечеловеческие идеалы, темы, проблемы, идеи), и в то же время самобытные, не похожие одна на другую, составляют неоценимое богатство мировой культуры. Благодаря литературным взаимосвязям и, в частности, переводам художественной литературы с одного языка на другой, миллионы читателей всего мира имеют возможность познакомиться с замечательными произведениями писателей разных стран. «Не будь возможности умом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, — пишет современный русский писатель Ю. Бондарев, — скажем, по трагическому пути Спартака, по задымленной равнине Бородинского поля, по пропитанным кровью полям сорок первого года, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и ничего не может быть без великих точек отсчёта».
Литературный процесс отражает связи художественной литературы с другими видами искусств — живописью, музыкой, скульптурой, театром, кино. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре — знаменитых предшественниках современной арфы. В историю литературы вошли имена известных художников и композиторов, иллюстрировавших литературные произведения разных эпох и народов и создававших музыку к ним. И в настоящее время связь литературы с другими видами искусства остаётся нерасторжимой: художники создают иллюстрации к классическим и современным литературным произведениям, рисуют декорации для театра; композиторы пишут музыку к театральным постановкам, теле- и кинофильмам, являющимся экранизацией известных книг. Что же объединяет разных художников — будь то писатель, живописец или музыкант? По этому поводу известный английский писатель Д. Голсуорси писал: «На вопрос, ради чего мы отдаемся искусству, есть только один верный ответ: ради большого блага и величия человека».
Кадр из к/ф «Житие дон Кихота и Санчо» (Грузия, Испания), 1988 г. Режиссёр Р. Чхеидзе
1. Что такое литературный процесс? С чем он непосредственно связан?
2. В чём состоит главная задача литературы любого исторического времени?
3. Назовите другие важные стороны литературного процесса. Приведите примеры запомнившихся вам экранизаций литературных произведений, широко известных опер и балетов, созданных на основе творений писателей, а также имена известных художников-иллюстраторов.