(570/559 до н. э. — 485/478 до н. э.)
Анакреонт. 570—487 гг. до н. э.
О происхождении и жизни Анакреонта известно немногое. Он родился в г. Теос в Ионии. Около 545 года до н. э., перед завоеванием Теоса персами, вместе с группой сограждан Анакреонт успел бежать во Фракию. Затем жил на острове Самос и в Афинах.
Стихи поэта, написанные на ионийском диалекте греческого языка, предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (вероятно, лиры, отсюда говорят о «лирике» Анакреонта).
В число лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), входят также любовные песни и стихотворения-жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости.
В Афинах Анакреонт пользовался огромной популярностью, например, на Акрополе поэту была установлена статуя, рядом со статуей его друга Ксантиппа. На нескольких теосских монетах поэт представлен с лирой в руках, иногда сидя, иногда стоя. В 1835 году в районе Сабинских гор в Италии была найдена статуя, хранящаяся сегодня в Галерее Боргезе, считается, что эта статуя изображает Анакреонта.
* * *
«Безотрадно не любить,
Безотрадно полюбить,
Безотраднее — любовью
Отвергаемыми быть.
Всё Эрот ногами топчет —
Знатность, мудрость и добро,
И глядят с почтеньем люди
На одно лишь серебро.
Проклят будет тот, кто первый
Серебро боготворил:
За него не стало братьев,
За него родной не мил,
За него — убийства, войны,
И — ужаснее всего —
Мы, влюбленные, повсюду
Погибаем за него.
Перевод Л. А Мея
* * *
Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.
Перевод М. Михайлова
Прочитайте это стихотворение в переводе на украинский язык.
* * *
Принеси води, юначе, і вина подай швиденько,
І вінки духмяні з квітів, щоб з Еротом поборотись.
Ну же пиймо не як скіфи, що без пісні сидять тихо.
Не люблю я нудьгувати: на бенкеті з вином разом
Давай пісню, серцю милу.
Про Ерота, що пов’язки із пахучих носить квітів,
Пісню буду я співати: він володар над богами
Й людей також підкоряє.
Перевод В. Маслюка
Углубимся в текст стихотворений
1. Анакреонта считают певцом радостей жизни. Но всегда ли он таков в своих стихах? Прочитайте его стихотворение «Безотрадно не любить...». О каких страданиях человека, способного глубоко любить, говорит поэт в этом стихотворении?
2. Эллинам, влюблённым в красоту, был присущ культ цветов. Венками из цветов, листьев и трав они украшали головы в любое время года: венок был символом праздника и торжественности.
Прочитайте стихотворение Анакреонта «Что же сухо в чаше дно...» в русском и украинском переводах. Чем существенным различаются эти переводы?
Для самостоятельной работы
Познакомьтесь со стихами Сапфо («Гимн Афродите», «К Алкею» и др.), Алкея («Буря», «К Сапфо» и др.), Анакреонта («Артемиде», «Кобылица молодая...» и др.). Изберите два понравишихся стихотворения и проанализируйте их. Обоснуйте свой выбор.
Для будущих филологов
Подготовьте выступления о жизни и творчестве римских поэтов Вергилия, Горация, Овидия (одного поэта по выбору).
Театр Древней Греции
В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис (римск. Вакх), бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Как рассказывают греческие мифы, Дионис претерпел все превратности судьбы: потерял мать, скитался, побывал в руках у разбойников, а затем вернулся из Азии на Балканы с неистовой, буйной свитой — вакханками и сатирами. Спутники Диониса украшали себя виноградными листьями и плющом, плясали и пели во славу своего бога. В Аттике1 в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр возник из обрядов, посвящённых этому богу.
1 Аттика — область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах.
В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, их нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги — Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их трагедий — Эдип, Антигона, Прометей — стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана — создателя политической комедии.
В повседневной жизни греков много места занимали различные соревнования: состязались возницы колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные Олимпиады. Театральные представления тоже были организованы как соревнования — и авторов пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января — начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителей и жюри три трагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали с отдельными сочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения были редкостью.
Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя драматурга-победителя, но и имя хорега. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги. «Билетами» служили свинцовые или бронзовые круглые жетоны, на которых обозначался только сектор, как теперь на трибунах стадиона.
Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, а внизу, на поляне выступали актёры.
Фрагменты росписи с фигурой бога Диониса. V в. до н. э.
Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонах холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре — десять тысяч.
Древнегреческий театр. Современное фото
Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски были своеобразными крупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами — усиливали звучание голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения — значительнее. До сих пор в театре существует выражение «на котурнах» — оно означает излишнюю величавость, даже выспренность игры.
Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупняли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы — в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны были атрибуты, например, оливковые ветви в руках просящих. Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известных людей. Костюмы обычно подчёркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например, лягушек и птиц в пьесах Аристофана.
В древнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм (что-то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (боги, например) «взлетали под небеса» или опускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины». Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта как в трагедии, так и в комедии.
Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл — третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре. Обычно хор не принимал участия в действии — он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.
Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.
В XXI веке лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремясь воссоздать формы античного театра, приспособив их к требованиям современной сцены. Яркий пример такого подхода — спектакль «Орестея». Это режиссёрская версия трилогии Эсхила, осуществлённая выдающимся немецким режиссёром Петером Штайном.
1. С чем связано возникновение театра в Древней Греции?
2. Что интересовало зрителей в трагедиях, которые строились на знакомых им мифах?
3. Каким был античный театр?
4. Какова роль античного древнегреческого театра в развитии нового европейского театра?
Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность
Афинская трагедия
Короткий период расцвета афинской демократии (конец IV в. до н. э.) ознаменовался рождением нового жанра — драмы, в котором человек утверждал себя как личность в деятельности, сопровождающейся сложными и неотвратимыми конфликтами (драма — по-гречески «действие»).
Греческая драма развивалась в трёх видах: трагедия, сатировская драма и комедия, но особое место в жизни Эллады занимала трагедия. Название «трагедия» образовано из двух слов: «трагос» — козёл и «оде» — песня («козлиная песня» или «песня козлов»). Такое название подчёркивает связь драмы с обрядовым праздником Диониса, которого сопровождали сатиры — переодетые в козлиные шкуры ряженые.
«Трагедия есть воссоздание украшенным языком ... важного и законченного действия..., воссоздание не рассказом, а действием, которое через сочувствие и страх способствует очищению подобных чувств», — так Аристотель определил особенности жанра трагедии и её воспитательную роль. Сюжетами трагедий были мифы и предания, часто заимствованные из гомеровского эпоса. «Мои трагедии — это лишь крохи с роскошного банкетного стола Гомера», — признавался Эсхил.
Трагедия — один из видов драмы, в основе которого лежит напряжённый, непримиримый конфликт, заканчивающийся гибелью героя, который не в состоянии преодолеть препятствия, ставшие на его пути.
Афинская трагедия, как и другие виды драмы, была теснейшим образом связана с лирикой: авторы трагедий — Эсхил, Софокл, Еврипид — были великими поэтами. Унаследовав от лирики единство поэтического слова, музыки и ритма, трагедия влияла на разум, сердца и души людей, воспитывала их в духе патриотизма и гражданской преданности.
Эсхил, а потом и Софокл, в своих трагедиях показали поединок человека с судьбой, дерзкий, но обречённый. Слепая случайность играла в жизни античного человека решающую роль, и законы бытия казались недоступными познанию, неподвластными разуму и воле. Герои античных трагедий всегда активно действуют, самостоятельно избирают свою жизненную позицию, свой путь в полном соответствии со своими убеждениями.
Таким героем является и Прометей. Но активная деятельность требует ответственности. Эсхил учил своих сограждан ответственности, которую он понимал как меру, ведущую к равновесию и справедливости, без чего невозможна демократия.
1. С чем связано возникновение драмы в Афинах?
2. В чём отличие драмы от эпоса и лирики? Как об этом писал Аристотель?