(525—456 гг. до н. э.)
Я посвящаю свои трагедии времени.
Эсхил
Эсхил
Эвфарионова сына, Эсхила афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество ж помнят его марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян1, в битве узнавших его.
Эту эпитафию сочинил себе Эсхил, воин и поэт, гениальный «отец трагедии» и мужественный защитник Эллады, участвовавший в самых решающих битвах с персами: Марафонской (490 г. до н. э.), Саламинской (480 г. до н. э.) и при Платеях (479 г. до н. э.). Свои воинские заслуги он ценил выше заслуг драматурга, о которых в эпитафии даже не вспоминает. Но мир узнал о его доблести и мужестве благодаря литературно-театральной деятельности, которая прославила поэта-драматурга.
Тринадцать раз его венчали плющевым венком как победителя в агонах2, но самым дорогим был венок, украсивший драматурга после постановки «Персов» (472 г. до н. э.). В этой трагедии автор воспел подвиг своих соотечественников, своего народа, частицей которого был и он, Эсхил, Эвфарионов сын.
1 Мидяне — персы.
2 Агоны — состязания трагических поэтов во время праздников, посвящённых Дионисию.
Существует легенда о том, что юношей, охраняя виноградник, он уснул. Во сне ему явился Дионис, бог виноделия, и повелел писать трагедии. И хотя первую часть своей жизни Эсхил посвятил защите отечества, он всё же успел написать около девяноста произведений — семьдесят трагедий и двадцать сатировских драм1.
Дионис.Фрагмент росписи на вазе (ок. 400 г. до н. э.)
Так трагический поэт Эсхил заявил о себе в двадцатипятилетнем возрасте: его трагедия была отобрана для агона в 500 г. до н. э., но состязания не состоялись: деревянный помост для зрителей на афинской агоре2 обрушился, не выдержав перегрузки. И только в 484 году до н. э. поэт одержал первую победу.
1 Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса.
2 Агора — афинская площадь, где проходили народные собрания.
Как же пришёл к ней Эсхил?
Дорога к театру и народному признанию была непростой. Вся предыдущая жизнь: воспитание, образование, войны — всё готовило его к тому, чтобы на протяжении 40 лет царствовать на сцене афинского театра.
В античные времена театр требовал от автора почти невозможного: он был одновременно и режиссёром, и актёром, и руководителем хора, и постановщиком танцев, и декоратором, и костюмером. И всё это счастливо соединял в себе Эсхил.
Он принадлежал к старинному царскому роду. Родился в предместье Афин — в Элевсине. Отец позаботился о хорошем образовании сыновей — у Эсхила было ещё двое братьев, с которыми он защищал родину от персидского вторжения (490—465 гг. до н. э.).
С семи лет для мальчиков начиналось школьное обучение, целью которого было разностороннее гармоничное развитие будущих граждан. В соответствии с понятием калокагатии (от греч. калос — прекрасный, красивый и агатос — добрый, хороший) эллины стремились с детства развивать как физическую красоту, так и высокую моральность, благородство и стойкость души.
В школе овладевали письмом, чтением и счётом, заучивали наизусть отрывки из поэм Гомера, изучали высокую поэзию (Гесиода, Солона, Феогнида, Тиртея и др.), призванную воспитывать у будущих граждан Афин благородный образ мышления, патриотизм, высокие нравственные устои. Школьники усваивали мифы, басни Эзопа, незнание которых считалось позором для образованного человека.
Очень рано мальчиков обучали музыке, игре на лире или других инструментах. Воспитание включало в себя заучивание наизусть изречений древних мудрецов, своего рода правил человеческой жизни, вобравших в себя опыт поколений: «Соблюдай меру», «Будь владыкой своих удовольствий», «Трудно быть хорошим», «Всё моё ношу с собой», «Преодолевай гнев», «Познай самого себя».
С двенадцати лет начиналось углублённое изучение этих и новых предметов в мусической1 школе: рисование, география, ботаника, риторика, астрономия. После этих занятий ученики отправлялись в палестру2, где тренировались в беге, прыжках, метании диска и копья, в борьбе и верховой езде. С четырнадцати лет сыновья свободных афинян готовились к своему основному труду на благо отечества — ратному делу. В восемнадцать лет юноша уже нёс воинскую службу на границах Аттики — это было настоящее испытание на мужество. Такую школу прошли и Эсхил, и Перикл — вождь афинской демократии, и Софокл — соперник Эсхила по театру. Эту школу проходили все свободные афинские граждане. Вот почему Эсхил был не только гениальным поэтом-драматургом, но и сочетал в себе многие другие способности, необходимые в театре. Он стал настоящим театральным реформатором: ввёл второго актёра и увеличил диалог; усвоенное в детстве чувство меры и красоты позволило ему добиться идеальных пропорций между тем, что произносилось, и тем, что изображалось с помощью театрального реквизита; он добивался гармонии между музыкой и пластикой движений, сделал действие более динамичным. Эсхил ввёл маски с разными выражениями лица и котурны, которые увеличивали рост актёра на 25—30 сантиметров, использовал красивые костюмы и театральные машины.
Вторя восхищению бесчисленных почитателей, поэт Диоскорид писал: То, что Феспид3 изобрёл — и сельские игры, и хоры, —
Всё это сделал полней и совершенней Эсхил.
Не были тонкой ручной работой стихи его песен,
Но, как лесные ручьи, бурно стремились они.
Вид изменил он и сцены самой. О, поистине был ты
Кем-то из полубогов, всё превозмогший певец!
Среди произведений Эсхила, дошедших до нас, — «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея». Единственная из трагедий, «Персы», создана по горячим следам, — после победы над персами в Саламинской битве; все остальные написаны по сюжетам мифов и событий Троянской войны.
Все трагедии Эсхила пронизаны патриотизмом, милосердием к страждущим и упованием на закон Мировой Справедливости. Поэт утверждал, что любое преступление — это нарушение чувства меры, вызванное гордыней и дерзостью. Оно обязательно будет наказано. Одно преступление вызывает другое — так начинается цепь преступлений. И только огромное страдание может привести к пониманию и познанию истины — Справедливости. Это — катарсис (очищение).
Эсхил предупреждал своими трагедиями афинских граждан, попирающих старые неписаные законы, о возможности братоубийственных войн, приближение которых он предчувствовал: уже после смерти Эсхила началась гибельная для Афин война со Спартой — Пелопонесская (431 — 404 гг. до н. э.), в которую были втянуты все полисы Эллады. Зная огромную воспитательную силу театра, он создавал величественные монументальные образы главных героев, наделённых неслыханными страстями, участвующих в грандиозных конфликтах. В сокровищницу мировой драматургии вошли образы Прометея, Клитемнестры, Ореста, Электры, Кассандры. К ним обращались художники и писатели разных стран и времён. Среди них — Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко, А. Малышко и другие.
1 Мусическое (воспитание) — система умственного, эстетического, нравственного воспитания в Древней Греции.
2 Палестра — гимнастическая школа для мальчиков 12—16 лет.
3 Феспид (Теспид) — античный драматург, ввёл первого актёра; в 534 г. до н. э. впервые поставил трагедию в Афинах.
В 1994 году немецкий режиссёр П. Штайн поставил трагедию «Орестея» в России. Постановка стала событием мирового масштаба. Её посчастливилось увидеть и киевлянам.
За два года до смерти обиженный Эсхил, привлечённый к суду за разглашение каких-то элевсинских религиозно-обрядовых таинств, навсегда оставил родные Афины, которые он любил, защищал и за которые пролил свою кровь при Марафоне. Поэт поселился на Сицилии. По одной из легенд, он был убит молнией. Там, на Сицилии, он и похоронен.
1. Как вы понимаете слова Эсхила, вынесенные в эпиграф?
2. Эсхил стал драматургом-новатором и режиссёром-новатором. Прочитайте внимательно стихотворение поэта Диоскорида, посвящённое Эсхилу. Почему поэт называет Эсхила полубогом?
3. Почему важнейшим делом своей жизни Эсхил считал воинскую доблесть?
4. Калокагатия — принцип формирования гармоничного человека. Отвечала ли современная Эсхилу школа этому принципу? Аргументируйте свой ответ.
5. Сюжеты почти всех трагедий Эсхила заимствованы из мифов, которые хорошо знал каждый эллин. Почему с таким нетерпением они ждали Великих Дионисиев, на которых ставились новые трагедии? Чем они привлекали эллинов?
6. В 6 классе вы изучали греческий миф «Прометей», который лег в основу одноименной трагедии Эсхила. Чем запомнился вам вечный образ Прометея?
«Прометей Прикованный»
(Отрывок)
Прометей
О свод небес, о ветры быстрокрылые,
О рек потоки, о несметных волн морских
Весёлый рокот, и земля, что всё родит,
И солнца круг, всевидец, — я взываю к вам:
Глядите все, что боги богу сделали!
Глядите, какую меня обрекли
Муку терпеть тысячи лет,
Вечную вечность!
Эту позорную казнь изобрёл
Блаженных богов новоявленный вождь.
От боли кричу, которой сейчас
Казнюсь, и от той, что завтра придёт.
Мученью конца я не вижу.
Напрасен ропот! Всё, что предстоит снести,
Мне хорошо известно. Неожиданной
Не будет боли. С величайшей лёгкостью
Принять я должен жребий свой. Ведь знаю же,
Что нет сильнее силы, чем всевластный рок.
Но ни молчать, ни не молчать об участи
Своей нельзя мне. Я в ярме беды томлюсь
Из-за того, что людям оказал почёт.
В стволе нартека искру огнеродную
Тайком унёс я: всех искусств учителем
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях, без крова, опозоренный,
За это преступленье отбываю казнь.
Но что я слышу!
И шорох какой-то, и ветром пахнуло.
То боги, или люди, или, может быть,
Те и другие к утёсам далёким
Пришли, чтоб казнь увидеть? Для чего ж ещё?
Глядите, вот я, скованный, несчастный бог!
Да, я ненавистен и Зевсу, и всем
Богам, что при Зевсовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя.
О, горе, что слышу? Не стая ли птиц
Шумит надо мною? От рокота крыл,
От мерного шелеста воздух дрожит.
Что б ни было это, мне страшно.
Николя-Себастьян Адам Прометей прикованный. Лувр. 1705-1778 гг.
Для самостоятельной работы
Прочитайте полный текст трагедии Эсхила «Прометей» и подготовьте устное изложение на тему «Подвиг Прометея (по содержанию трагедии Эсхила «Прометей прикованный»).
Расширяем Культурный Кругозор
Прометей — один из вечных образов, символ мученика и страдальца, пожертвовавшего собой ради спасения всего человеческого рода.
Сюжеты о Прометее («наказание и освобождение Прометея» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «Орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах V—IV вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. В европейской литературе к образу Прометея обращались итальянский писатель Дж. Боккаччо, испанский — Кальдерон, французский — Вольтер, немецкий — И. В. Гёте, английские поэты Дж. Байрон и П. Шелли, австрийский писатель Ф. Кафка, русские поэты К. Рылеев и В. Иванов, украинские — Т. Шевченко, Леся Украинка и другие. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались итальянскими живописцами Пьеро ди Козимо и Тицианом, голландцем П. П. Рубенсом и др., в музыке — немецким композитором Л. ван Бетховеном, русским — А. Н. Скрябиным.
Почему к образу Прометея на протяжении веков обращались поэты, художники и композиторы разных стран?
Проверим Свою Компетентность
Подготовьте ответы на вопросы в развёрнутой форме:
1. Почему Древняя Греция является колыбелью европейской культуры?
2. Расскажите о родах и основных жанрах античной литературы?
3. В чём состоит значение гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» для всего человечества?
4. Какие черты античного воина-героя воплощены в образе Ахилла?
5. Каковы особенности лирики античной Эллады?
6. В чём состоит значение древнегреческого театра для своего времени и нашей современности?
7. Почему древнегреческого поэта и воина Эсхила называют «отцом трагедии»?