Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Из Литературы Эпохи Возрождения

Страница здесь похожа на окно:

Открывшему увидеть мир дано.

Расул Гамзатов1

1 Расул Гамзатов (1923—2003) — российский поэт, народный поэт Дагестана.

1. Примите участие в подготовке проектов для участия в проведении вступительного урока «Культурные достижения эпохи Возрождения». Изберите для себя один из проектов: «Научные достижения, революция книгопечатания и великие географические открытия в Европе в XIV—XVI веках», «Величайшие художники и скульпторы эпохи Возрождения», «Гуманистическое течение эпохи Возрождения», «Выдающиеся писатели эпохи Возрождения» (подготовьте выступления и видеоматериалы).

2. Организуйте выставку репродукций картин художников, фото произведений скульпторов эпохи Возрождения и подготовьте комментарии к ним. ГРУППОВАЯ РАБОТА, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ*

В XIV веке в Италии стал возрождаться интерес к Античности и появилось новое мировоззрение. Гуманизм провозглашал веру в неограниченные возможности человека, что подкреплялось небывалым расцветом искусства, научными достижениями и великими географическими открытиями. Этот период в истории культуры охватил всю Европу и длился до XVI века, получив название Ренессанс, или эпоха Возрождения.

Возрождение далеко не одновременно наступает в различных европейских странах. Первоначально — в Италии в середине XIV века. Именно Италия оказалась наиболее подготовленной в силу своих связей с Античностью и Древним Римом, от которого получила в наследство города, хотя и пришедшие в упадок, остатки системы образования, многочисленные рукописи. К тому же теперь она вновь стала центром торговых и культурных связей между Европой и Востоком. Последний же, заключительный расцвет Возрождение переживает на рубеже XVI—XVII веков в Испании и Англии.

Неверным было бы представлять, что Возрождение обратилось к Античности, минуя Средневековье, ничего от него не восприняв. Христианство, перенесшее центр внимания на духовные ценности, обращало свой взор на внутренний мир человека, на большую его глубину, чем та, которую знала Античность. Красоту, свободу и независимость человека, воспетые в античную эпоху, необходимо было в новых условиях наполнить истинно гуманистическим содержанием. В новой реальности человек постигал себя, открывая в себе способность и потребность любить. Уже средневековая рыцарская поэзия трубадуров избрала объектом любви и поклонения земную женщину — Прекрасную Даму. Подобно трубадурам, великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265—1321) черпал своё вдохновение в куртуазной культуре: всё его творчество посвящено Беатриче Портинари, которую он полюбил с первой встречи, увидев её в 9 лет. Но девушка вышла замуж за другого и рано умерла. Став поэтом, Данте прославил свою возлюбленную в многочисленных стихотворениях и поэмах, а также в «Божественной комедии» — первом шедевре итальянской литературы, написанном не на латыни, как было принято в то время, а на тосканском наречии.

Другой выдающийся итальянский поэт-гуманист эпохи раннего Возрождения Франческо Петрарка в своих необычайно лиричных и искренних сонетах на протяжении жизни воспевал умершую возлюбленную Лауру как идеальное создание, описывая собственные чувства радости и печали любви в единении с окружающей природой. Познакомиться ближе с жизнью и творчеством Петрарки вам и предстоит в этом учебном году.

1. Почему после гуманистического «открытия человека» в Италии наступил невиданный расцвет искусства?

2. Какие поэтические достижения Средневековья были продолжены выдающимися итальянцами в период раннего Возрождения?

Франческо Петрарка

(1304—1374)

Для нас произведения Петрарки носят отпечаток одной из самых сердечных и привлекательных личностей прошлого.

Николай Томашевский

Юстус ван Гент. Франческо Петрарка. XV в.

Личность и поэт. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца Франческо Петрарку как родоначальника новой современной поэзии, возвестившей миру о наступлении эпохи открытия мира и человека, прозванной Возрождением. Его «Книга песен» («Канцоньере») надолго определила пути развития европейской лирики, став непререкаемым образцом для всех последующих поколений поэтов.

Однако главный талант этого поистине великого поэта и необычной, яркой личности — это умение любить. Предельно чёткое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих «Книгу песен». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество научных работ, книг, статей. С нужной полнотой читатель узнаёт об этом из самих стихотворений поэта и его автобиографической прозы.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо (Франция), где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы (центр провинции во Франции) родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон.

Большое место в жизни Петрарки занимала любовь к родным (матери, брату Герардо, племяннику Франческо), к многочисленным друзьям (Гвидо Сетте1, Джакомо Колонна2, Джованни Боккаччо3) и вообще к людям. Вне дружбы, вне любви Петрарка не мыслил своей жизни. Это накладывало определённый нравственный отпечаток на всё им написанное, привлекало к нему, повсеместно делало своим, любимым.

Ещё одна черта, которую обнажил сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творчеством. Как всякий истинный художник он мечтал о признании, и оно пришло. 1 сентября 1340 года Петрарка получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе — из Рима. Поразмыслив, он отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии. Но достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В «Письме к потомкам» он пишет о своём увенчании в Риме с грустью, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу. Он, как никто из современников, умел видеть и наблюдать её, умел наслаждаться её красотой — травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда и столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажи. Отсюда же тяга Петрарки «к перемене мест», к путешествиям, к возможности открывать для себя всё новые и новые черты окружающего мира.

Как истинный гуманист Петрарка верил в красоту человека и могущество его ума. К несомненным земным радостям он причислял любое творческое проявление: будь то в живописи, музыке, философии, поэзии. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Огромна широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед. Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но жил интересами времени, не был чужд и общественных страстей. Он был яростным патриотом. Италию любил до исступления. Её беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Одно из них — знаменитейшая канцона4 «Италия моя». Заветным устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убеждён, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое господство на Чёрном и Азовском морях! В общем, это была очень многосторонняя личность, внутренне богатая и эмоциональная.

1 Гвидо Сетте — архиепископ Генуи и основатель бенедиктинского монастыря Червара (возле Портофино).

2 Джакомо Колонна — один из представителей римского феодального рода.

3 Джованни Боккаччо (1313—1375) — итальянский писатель эпохи Возрождения.

4 Канцона (итал. — песня) — форма итальянской поэзии.

Прошли века, а человечество по-прежнему восторгается «Книгой песен» Петрарки, состоящей из 317 сонетов, 29 канцон, баллад, секстини мадригалов2.

«Книга песен» включает «Сонеты на жизнь мадонны Лауры», «Сонеты на смерть мадонны Лауры» и главу «Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы».

Стихотворения написаны на итальянском и латинском языках. Почти все они подчинены теме возвышенной любви.

Петрарка увидел Лауру 6 апреля 1327 года в Авиньоне, где жил в это время вместе с родителями. Ему было 23 года.

Была Страстная пятница. Поэт увидел юную красавицу, которая выходила из церкви Святой Клары, и влюбился в неё с первого взгляда. Лаура была замужем. Она родит 11 детей, но Петрарка после встречи с ней 21 год будет воспевать её как Непорочную Деву, изливая свои чувства в стихах всё ярче и ярче. Возможно, Лаура читала эти стихи, но их судьбы так больше и не пересеклись. Открытость поэта, искренность и тонкий лиризм, которого не знала ещё европейская поэзия, — всё это торжествует в «Книге песен». Коль не любовь сей жар, какой недуг

Меня знобит? Коль он — любовь, то что же

Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!..

Так злой огонь?.. А сладость этих мук!..

Перевод В. Иванова

1 Секстина — стихотворение из 6 строф по 6 стихов в каждой, обычно нерифмованных.

2 Мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного содержания.

Никас де Кейзер. Петрарка и Лаура. 1842 г.

В 1348 г. Европу настигла эпидемия чумы. Она забрала жизни миллионов людей. От этой болезни умерла и Лаура. И умерла она в тот самый день и месяц, и в то же утро, и в том же городе, где впервые встретились их взгляды...

Смерть Лауры Петрарка воспринял как катастрофу.

В «Письме потомкам» он написал: «Между смертными нет ничего продолжительного, а если случается что-то сладкое, оно вскоре заканчивается горьким финалом».

Поэт был глубоко религиозным человеком. Подводя итоги своей жизни, он писал: «Юность обманула меня, молодость увлекла, но старость меня исправила и опытом убедила в истинности того, о чём я читал намного ранее, а именно, что молодость и желания — суета, вернее, этому научил меня Создатель... который иногда позволяет бедным смертным в их пустой гордыне сбиваться с дороги, чтоб, поняв, хотя бы поздно, свои грехи, они познали себя».

Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство, как духовное богатство, как источник мудрости и внутреннего равновесия, поэтому возвращался к написанному вновь и вновь, много редактировал свои стихи, оттачивал сонеты, углубляя их содержание. Наличие девяти редакций свидетельствует о неустанной, скрупулёзной работе Петрарки над «Книгой песен». С каждой новой редакцией он стремился добиться большей определённости, смысловой и образной точности, языковой гибкости.

Русские читатели познакомились с поэзией Петрарки благодаря переводам известного русского поэта XIX века К. Батюшкова. В XX веке сонеты Петрарки на русский язык перевёл Вячеслав Иванов. Несомненная его заслуга как переводчика заключается в том, что он, обладая высоким поэтическим мастерством, подошёл к творчеству великого итальянца во всеоружии основательных филологических и историко-культурных знаний. Обращались к переводам Петрарки и такие выдающиеся русские поэты ХХ века, как Валерий Брюсов и Осип Мандельштам.

По Н. Томашевскому

1. Какое отношение к себе вызывает у вас Петрарка как человек и поэт?

2. Как вы оцениваете отношение Петрарки к литературному творчеству?

ИЗ «КНИГИ ПЕСЕН»

13

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь её лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от неё исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей.

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

Перевод И. Бунина

35

Задумчивый, медлительный, шагаю

Пустынными полями одиноко;

В песок внимательно вперяя око,

След человека встретить избегаю.

Другой защиты от людей не знаю:

Их любопытство праздное жестоко,

Я ж, холоден к житейскому до срока,

Всем выдаю, как изнутри пылаю.

И ныне знают горы и долины,

Леса и воды, как сгорает странно

Вся жизнь моя, что недоступна взорам.

И пусть пути все дики, все пустынны,

Не скрыться мне: Амур здесь постоянно,

И нет исхода нашим разговорам.

61

Перевод Ю. Верховского

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзён стрелой, что метил

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, —

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Перевод В. Иванова

134

Мне мира нет, — и брани не подъемлю.

Восторг и страх в груди, пожар и лёд.

Заоблачный стремлю в мечтах полёт —

И падаю, низверженный, на землю.

Сжимая мир в объятьях, — сон объемлю.

Мне бог любви коварный плен куёт:

Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;

Но медлит он, — и вновь надежде внемлю.

Я зряч — без глаз; без языка — кричу.

Зову конец — и вновь молю: «Пощада!»

Кляну себя — и всё же дни влачу.

Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,

Ни гибели. Я мук своих — хочу...

И вот за пыл сердечный мой награда!

Перевод В. Иванова

Углубимся в текст сонетов Петрарки

1. При чтении сонетов Петрарки мы оказываемся как бы в плену двух образов: прекрасной Лауры и самого поэта.

Какие строки из сонетов Петрарки взволновали вас? Прочитайте их выразительно. Какими предстали перед вами образы Лауры и поэта?

2. Образ поэта, воплощённый как в лирическом произведении, так и в целом цикле произведений, называется лирическим героем. Отличительная его особенность состоит в том, что внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание какой-либо жизненной ситуации.

Постараемся разобраться, каков же образ лирического героя в сонетах Петрарки и как он связан с образом Лауры.

Уже первая строка сонета «Когда, как солнца луч, внезапно озаряет...» мгновенно заставляет нас откликнуться на внутреннее состояние лирического героя. Проанализируйте, как выражает он своё восхищение возлюбленной?

3. Современники Петрарки и все последующие поклонники его поэзии особенно выделяли страстность и поэтическую выразительность его сонетов. Сочетание этих двух особенностей позволило впоследствии исследователям назвать стиль поэта петраркизмом.

Понаблюдайте, как нарастает в 61 сонете «Благословен день, месяц, лето, час...» сила переживаний лирического героя. Какую роль при этом играют повторяющиеся слова благословен, благословенна, олицетворения, метафоры, эпитеты?

4. В каком из помещённых в учебнике сонете Петрарки особенно ярко проявляется петраркизм? • РАБОТА В ПАРАХ )

5. Важно заметить, что в Средние века католическая церковь принижала женщину, приписывая ей изначальную греховность Евы-искусительницы. Петрарка же в своих сонетах создал возвышенный образ Лауры. Как ему это удаётся?

6. Обычная, земная женщина становится предметом поклонения поэта. Всю силу своей любви он передаёт через противопоставление страданий и радости любви. Проанализируйте, как осуществляет это Петрарка в приведённых сонетах.

7. Вся жизнь лирического героя Петрарки освящена великим чувством любви. Это состояние души перекликается у него с состоянием природы.

Прочитайте 35 сонет «Задумчивый, медлительный шагаю...» и определите, как образы природы в нём соответствуют внутреннему состоянию лирического героя.

8. Какими чувствами проникнут этот сонет? Отметьте, как выражает поэт нарастание своих переживаний? Прокомментируйте строку: «Вся жизнь моя, что недоступна взорам».

9. Заметьте, насколько мастерски сохраняет переводчик музыкальность этого сонета. Прочитайте его выразительно, соблюдая ритм чтения и общий тон поэтического изложения.

10. Петрарка возвеличивает женскую душу. Понаблюдайте, как в 13 сонете «Когда, как солнца луч, внезапно озаряет...» поэтически выразительно обрисованы внешние проявления души возлюбленной. Определите роль эпитетов, сравнений и других выразительных средств (Задание для мальчиков).

11. Как проявляется в этом сонете уже известный вам петраркизм? Как передаёт поэт страстное чувство восхищения красотой Лауры? Почему мы читаем его с неослабеваемым вниманием?

12. Должен ли быть предел человеческих страданий, даже если они вызваны всепоглощающей любовью? Этот вопрос предстаёт перед нами, когда мы читаем сонет 134 «Мне мира нет, — и брани не подъемлю». Может ли поэт преодолеть силу земной любви? Поразмышляйте об этом, комментируя названный сонет. • РАБОТА В ГРУППАХ

13. Рассмотрите иллюстрацию картины Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная». Дайте словесное описание этой картины и установите общее в изображении художником молодой женщины и образом Лауры в сонетах Петрарки.

Для самостоятельной работы

14. Подготовьте выразительное чтение двух сонетов Петрарки.

15. Прокомментируйте сонет «Благословен день, месяц, лето, час...».

16. Выучите один сонет (по выбору) наизусть.

Для будущих филологов

Подготовьте сообщение о переводах сонетов Петрарки на русский и украинский языки. Включите в своё выступление переводы избранных вами сонетов параллельно на двух языках и дайте им свою оценку.

Для дискуссии

Вам уже известно, что при жизни, в возрасте 37 лет Петрарка добился огромной славы и как поэт был коронован лавровым венком. Однако стихи о Лауре в том списке его произведений, которые привели поэта на Капитолий в Риме, — отсутствовали.

Чем можно объяснить, что в список для награждения не вошла «Книга песен», принесшая Петрарке всемирную славу и сделавшая впоследствии имя поэта бессмертным?

Расширяем Культурный Кругозор

Многими последующими поколениями поэтов сонеты Петрарки были приняты как образец. В них стали каноническими описания возлюбленной, заимствованные у Петрарки (золотые волосы, глаза-звезды, недоступность описываемой героини, неосуществимость любви с первого взгляда, неразделенность чувства). Один только XVI век, когда стали развиваться европейские литературы, оставил после себя 300000 сонетов.

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514 г.

В последующие века интерес поэтов разных стран мира к сонету не ослабевал. Познакомьтесь с одним из сонетов известного русского поэта Иннокентия Анненского (1855—1909):

Творящий дух и жизни случай

В тебе мучительно слиты,

И меж намеков красоты

Нет утонченней и летучей...

В пустыне мира зыбко-жгучей,

Где мир — мираж, влюбилась ты

В неразрешенность разнозвучий

И в беспокойные цветы.

Неощутима и незрима,

Ты нас томишь, боготворима,

В просветы бледные сквозя,

Так неотвязно, неотдумно,

Что, полюбив тебя, нельзя

Не полюбить тебя безумно.

Что общего между сонетами Петрарки, посвящёнными Лауре, и сонетом И. Анненского «Творящий дух и жизни случай»?

Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность

О сонетах Петрарки

Сонет (от итал. sonetto, от прован. sonet — песенка) — лирический жанр, твердая стихотворная форма из 14 строк. В эпоху Возрождения он ознаменовал начало новой поэзии.

Первые две строфы сонета содержат по 4 строки — катрены, затем следуют две строфы по 3 строки — терцеты.

Зачинателем жанра сонета были итальянские поэты Раннего Возрождения, и прежде всего Данте, написавший книгу сонетов и канцон.

Петрарка довёл этот жанр до совершенства и стал его признанным мастером. Работая над сонетами, он добивался их смысловой точности, образной выразительности и музыкальности. В своих сонетах о любви поэт развивает медитативный стиль — воспевание на расстоянии женщины, которую он видел один раз в жизни. Особенность сонетов Петрарки ещё и в том, что он возвеличивает простую земную женщину, создаёт идеальный образ Лауры, называя её Мадонной1.

Страстность и сила поэтического выражения сонетов — петраркизм прославили поэта ещё при жизни.

Позже жанр сонета разрабатывали П. Ронсар во Франции (XVI в.), В. Шекспир в Англии (XVII в.). В XIX веке к этому жанру обращались А. Пушкин, польский поэт А. Мицкевич, чилийская поэтесса Г. Мистраль и другие. В украинской литературе непревзойдённым мастером сонета является М. Рыльский.

1. Что такое сонет? В чём особенности его стихотворной формы?

2. Назовите отличительные черты сонетов Петрарки.

3. Объясните смысл понятия «петраркизм».

Учимся Комментировать Сонеты

Комментарий — (от лат. commentatius — заметки, толкование) — толкование, разъяснение смысла текста литературного произведения.

Комментарий сонета предполагает привлечение знаний историколитературного характера об этом жанре. Это значит, что необходимо иметь представления об особенностях жанра сонета, о времени создания его, сведения об упоминаемых в нём лицах и событиях. Например, комментируя 61 сонет Петрарки «Благословен день, месяц, лето, час...», мы должны сказать, что он написан по всем правилам жанра: в нём содержится 14 стихотворных строк, образующих 2 катрена и 2 терцета. В этом сонете в возвышенно-поэтической форме говорится о дне, когда Петрарка впервые встретил Лауру и полюбил её на всю жизнь.

Комментарий должен раскрывать особенности языка и фразеологии автора (имеется в виду употребление в тексте незнакомых или устаревших для современного читателя слов и оборотов речи). В сонете «Благословен день, месяц, лето, час...» мы встречаем строку «Будя отзвучья именем Мадонны», где под именем Мадонны (т. е. Пресвятой Девы Марии) следует понимать имя Лауры — возлюбленной поэта.

1 Мадонна (итал. Madonna) — то же, что Мария Богородица.

В последнем терцете этого сонета есть словосочетание певучие канцоны, которое требует пояснения. Канцоны — в средневековой поэзии — песни о рыцарской любви. Они, как и сонеты, имеют свою особую форму поэтического изложения. Своего расцвета они достигли в лирике Петрарки.

Комментарий предполагает выявление художественных особенностей текста, способствующих выражению глубины его поэтического содержания. Отметим, что в сонете «Благословен день, месяц, лето, час...» каждый катрен и последующие терцеты начинаются словами благословен, благословенна, благословенны, передающими нарастание чувств поэта.

Комментарий учитывает достижения науки и читательской практики относительно комментируемого текста. Что же в данном случае следует сказать о сонете «Благословен день, месяц, лето, час...»? Во-первых, он является ярким примером выраженной в нём поэтической силы и страстности, что в литературоведческой науке получило название петраркизма. И, во-вторых, этот сонет подтверждает неувядаемость поэзии Петрарки, которая и сегодня волнует читателей своей глубиной и искренностью запечатлённых в ней человеческих чувств.

Итак, комментарий сонета требует следующих знаний:

• историко-литературного характера (об особенностях жанра сонета, о времени создания его, об упоминаемых в нём лицах и событиях);

• об особенностях языка и фразеологии автора (употребление в тексте незнакомых или устаревших для современного читателя слов и выражений);

• о художественных особенностях сонетов того или иного автора;

• о достижении литературоведческой науки и читательской практики относительно комментируемого текста.

1. Подготовьте комментарии сонетов А. Пушкина «Мадонна» и М. Рыльского «Сільський сонет».

Проверим Свою Компетентность

1. Раскройте значение поэзии трубадуров в развитии средневековой литературы.

2. Каких тем касалась поэзия вагантов? (Приведите примеры).

3. Чему посвящались героические эпосы Франции, Испании, Германии?

4. Расскажите о первых оригинальных литературных произведениях Киевской державы.

5. Почему «Слово о полку Игореве» относят к выдающимся памятникам мировой средневековой литературы?

6. Расскажите о художественном своеобразии хайку Басё.

7. Какими были достижения искусства Италии в эпоху Возрождения?

8. В чём заключаются особенности стихотворной формы сонета (раскройте на примерах изученных сонетов).

9. Прокомментируйте один из сонетов Петрарки.

10. Объясните, в чём выразились художественные достижения Петрарки в жанре сонетов?