Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Из Литературы XVII - XVIII Веков

Пускай огнём страстей исполненные строки

Тревожат, радуют, рождают слёз потоки!

Но если доблестный и благородный пыл

Приятным ужасом сердца не захватил

И не посеял в них живого состраданья,

Напрасен был ваш труд и тщетны все старанья!

Не прозвучит хвала рассудочным стихам

И аплодировать никто не станет вам.

Никола Буало

Литература Классицизма

Классицизм — первое общеевропейское литературно-художественное направление1, для которого характерно строгое следование определенным нормам и правилам.

Классицизм зародился в Италии в XVI веке, постепенно распространился по всей Европе, но наивысшего расцвета достиг в XVII веке во Франции. Термин классицизм образован от латинского слова classicus — «образцовый». Классицисты стремились подражать образцам античного, классического искусства, следовали тем нормам, которые изложены в трудах древнегреческих и римских авторов (Аристотеля и Горация).

Развитие классицизма связано с укреплением французской абсолютной монархии, которая способствовала подъёму всех сфер жизни — экономики, политики, науки, культуры. Абсолютизм вносил организованность и упорядоченность в общественную и культурную деятельность, укреплял единство национального государства с едиными, обязательными для всех законами. Жизнь в этом государстве строго нормировалась, т. е. подчинялась системе правил.

Укрепление французского государства способствовало развитию литературы и искусства. Литература вырабатывала правила, подчиняя им художественное творчество. Кардинал Ришелье следил за выполнением законов в государстве, а за соблюдением правил в литературе он поручил следить созданной им Французской академии. Творчество писателя, музыканта, артиста, художника часто зависело от благосклонного взгляда короля. «При дворе... поэт чувствовал себя ниже своей публики... Он старался угадывать требования утончённого вкуса людей, чуждых ему по состоянию», — писал А. Пушкин. Это сдерживало творческую активность писателя, но в то же время и создавало условия для более спокойной работы под защитой короля.

К 1674 году Н. Буало, французский поэт, критик и теоретик искусства обобщил правила классицизма в поэтической форме, назвав своё сочинение «Поэтическое искусство». Эти правила исключали сухое рассудочное умствование. Обратите внимание на эпиграф к данному разделу, и вы согласитесь, что Буало был против «рассудочных стихов».

Что же послужило основой классицизма?

Классицисты верили в могущество разума, в его преобразующую силу, способную изменить к лучшему не только человека, но и общество. Задачу литературы и искусства они видели в воздействии на разум человека.

1 Литературно-художественное направление — совокупность содержательных и художественных особенностей, характерных для творчества целого ряда писателей.

Более того, они считали, что произведение искусства, литературы — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума.

Обдумать надо мысль и лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы писать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите, —

вот чего требовал Буало от писателей.

Учение о разуме определяло проблематику произведений классицистов, у которых долг всегда выше чувства, государственные интересы выше личных желаний. Конфликт классицистической драмы — борьба между разумом, долгом перед государством и чувствами, личными интересами, страстями. Как бы ни решался этот конфликт — победой разума и долга или победой страстей, — только герой, ставящий свой долг перед государством выше частной жизни, является идеалом у классицистов. Отсюда деление героев на положительных и отрицательных. Таков первый критерий классицизма.

Второй критерий — следование образцам. Классицисты считали, что только в искусстве Античности создан подлинный, совершеннейший идеал, что он неизменен, и задача писателя — подражание образцам, которое ценилось выше оригинального творчества. Такими образцами для французских классицистов являлись трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Теренция и Плавта. Но заимствуя античные сюжеты и образы, классицисты наполняли свои произведения острыми проблемами времени, а в образах героев с античными именами легко узнавались их современники.

Главными свойствами художественного произведения, свидетельствующими о «хорошем вкусе» его создателя, признавались гармония и соразмерность частей, стройность композиции, простота сюжета, ясность и чёткость языка.

Таким образом, основу классицизма составляли три особенности: разум, образец и вкус.

Следуя этим особенностям, классицисты создавали характер героя как носителя какой-то одной черты, страсти, распространённой в обществе, но как бы сконцентрированной в одном человеке — это и есть его характер. «У Мольера скупой скуп — и только...» — писал об этой особенности французского классицизма А. Пушкин.

Особенностью классицизма было и строгое деление жанров на высокие и низкие. К «высоким» жанрам относились трагедии, эпические поэмы, оды, гимны, исторические картины. В них изображалась жизнь государства, королевского двора, сражения, победы, религиозная и мифологическая история, гражданские доблести. Герои — монархи, придворные, античные персонажи, подвижники веры. Язык произведений торжественен, украшен пышными эпитетами и сравнениями («высокий штиль»). Такими были трагедии П. Корнеля и Э. Расина.

«Низкие» жанры — комедии, сатиры, басни. В них показана жизнь частных лиц, народный быт. Герои — обыкновенные люди, говорящие просторечным языком («низкий штиль»). К низким жанрам обращались Ж. Б. Мольер, Ж. де Лафонтен и Н. Буало, которые прославили Францию и французскую литературу.

Особое место в литературе классицизма уделялось правилам «трёх единств»: действия, места и времени. Стремясь к правдоподобию, т. е. к «подражанию природе», писатели широко использовали «единство места» — действие должно было происходить в одном и том же месте (например, во дворце). Зрители, находясь в театре, жили тем, что происходило на сцене. «Единство времени» укладывалось в одни сутки. Добиваясь простоты и ясности содержания, писатели строили пьесу на одной сюжетной линии (единство действия). Зрители должны были поверить, что они наблюдают не за игрой, а живут одной жизнью с актёрами.

Классицизм развивался по-разному в разных странах. Он утратил своё прогрессивное значение лишь в начале XIX века с развитием романтизма и реализма. Самыми яркими представителями этого направления во французской литературе являются Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Жан Батист Мольер.

В России зачинателями литературы классицизма были Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов и Александр Сумароков. Новая русская литература началась с сатир Кантемира. А. Кантемир и В. Тредиаковский положили начало классицизму; творчество М. Ломоносова и А. Сумарокова способствовало утверждению этого литературного направления. Вершиной русского классицизма является творчество Д. И. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), создателя подлинно самобытной национальной комедии.

1. Почему классицисты поддерживали абсолютизм во Франции? Вспомните факты из истории Франции XVII века и дополните свой ответ.

2. Раскройте значение термина «классицизм»?

3. Кратко охарактеризуйте каждую из трёх особенностей классицизма.

4. Назовите основные правила классицизма. В чём состоял их смысл?

5. Какого героя классицисты считали идеальным?

Расширяем Культурный Кругозор

Классицизм способствовал развитию искусства — театра, живописи, архитектуры. В начале XVII века для знакомства с наследием Античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен. В своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, Пуссен создал непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. 

Никола Пуссен. Святая Цецилия. 1627—1628 гг.

Творчество Н. Пуссена вызвало одобрение версальского двора и было продолжено придворными художниками, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства.

Вершиной достижений классицизма в архитектуре стал Версаль — парадная резиденция французских королей, расположенный недалеко от Парижа. Классицистическим архитектурным шедевром является и королевский дворец в Париже — Лувр, один из крупнейших в настоящее время и самый популярный художественный музей мира.

Используя литературу по искусству и Интернет-ресурсы, установите имена архитекторов, создавших дворцово-парковый комплекс в Версале и Лувр в Париже. Подготовьте видеоряд картин художников и архитектурных сооружений, являющихся образцами классицистического стиля • ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ•.

Клод Лоррен. Морской порт. 1644 г.

Лувр. Париж, Франция. Современное фото