Для дополнительного чтения
Классицизм в России появился в XVIII веке в исторических условиях, близких к тем, в которых развивался французский классицизм, — в условиях укрепления абсолютистской монархии, у истоков которой стоял Пётр I. Он создал мировую державу, разгромив самую сильную в Европе шведскую армию. Он заложил основы дальнейшего могущества и процветания Российской империи во всех сферах государственной, экономической жизни, торговли, строительства, науки, культуры, литературы.
После смерти Петра началась острая борьба с приверженцами старины — боярством, реакционными церковниками, которые пытались повернуть Россию вспять, в Средневековье. В этой борьбе немалую роль сыграла новая русская литература, ступившая на стезю европейского развития. Зачинателями этой литературы были князь Антиох Кантемир, сын священника Василий Тредиаковский, сын поморского крестьянина Михайло Ломоносов и знатный дворянин Александр Сумароков. Эти поэты обучались в европейских университетах, где углубляли свои познания в языках, науках, античной литературе. Они были убеждёнными сторонниками «просвещённого абсолютизма» и верили, что только просвещённый монарх обеспечит в государстве прогресс и необходимые стране преобразования.
Русский классицизм был тесно связан в своём развитии с европейским. «Прорубив окно в Европу», Пётр I открыл возможность обращения русских писателей к опыту западноевропейской литературы. Это не было подражанием: классицизм как направление соответствовал основным задачам исторического развития России начала XVIII века. Главная цель литературы, полагали классицисты, — служение «пользе отечества». Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над личными чувствами и интересами. Сильная централизованная власть в форме абсолютистской монархии способствовала формированию национального единства. Поэтому служение государству означало служение нации.
Русские классицисты, признавая разум высшим началом в человеке, считали, что недостатки русской жизни могут быть устранены воздействием на разум и добрую волю тех, в чьих руках находится власть. Это повысило значение литературы, театра, которые, сея «разумное, доброе», способствовали последующему быстрому развитию национальной культуры и государственности.
Новая русская литература началась с сатир Кантемира: борьба с противниками петровских преобразований после смерти царя-реформатора делала сатиру острым оружием. А. Кантемир и В. Тредиаковский положили начало классицизму; творчество М. Ломоносова и А. Сумарокова способствовало утверждению этого литературного направления.
Общие черты европейского классицизма в русских условиях проявились своеобразно, в соответствии с национальными традициями. Национальное своеобразие сказалось, во-первых, в более ярко выраженном гражданскопатриотическом пафосе, что отразилось в тематике, раскрывающей проблемы большого общественного значения, в обращении к сюжетам русской истории.
Вторая отличительная черта русского классицизма — ярко выраженная сатирико-обличительная направленность, начало которой положил Кантемир и которая стала характерной для многих произведений русских классицистов, изображавших конкретные отрицательные факты русской действительности («Недоросль» Д. Фонвизина).
Т. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д. Фонвизина «Недоросль». 1981 г.
Русские писатели-классицисты в своём творчестве часто обращались к фольклору, к народному языку. Связь с истоками народного творчества — третья отличительная черта русского классицизма. Антиох Кантемир вводил в свои сатиры разговорную речь; Василий Тредиаковский, ссылаясь на народную песню, обосновал реформу русского стихосложения. Михаил Ломоносов, проводя реформу русского языка, сочетал книжный, церковнославянский язык с народным русским языком.
1. Какие исторические условия способствовали возникновению русского классицизма?
2. Что объединяет французских и русских классицистов?
3. В чём особенности русского классицизма?
Проверим Свою Компетентность
1. Раскройте, в чём состоят особенности классицизма как литературного направления?
2. Какими были достижения классицизма в искусстве?
3. В чём состояли особенности изображения характера в классицистическом произведении?
4. Над чем смеется Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве»?
5. Почему в классицистической комедии герои делятся на положительных и отрицательных? Приведите примеры из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
6. Почему Мольера считают «величайшим в мире комедиографом»?