Прежде мы прославляли исключительно природу,
теперь же мы прославляем идеал...
эти вещи тесно взаимосвязаны...
Фридрих Шлегель
В конце XVIII — начале XIX вв. в европейской и американской литературе возникает новое литературное направление — романтизм.
Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в Средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.
Романтизм первоначально возник в Германии, чуть позднее в Англии; он получил широкое распространение во всех европейских странах. Всему миру были известны имена: Джордж Байрон, Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Виктор Гюго, Фенимор Купер, Эдгар По. Это было время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй, время буржуазных революций.
Романтики отвергали идеологию просветителей (яркими представителями которых были классицисты), проповедовавших новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы предвещали это общество будущего, но действительность не оправдала их надежд. Общественное устройство с его несовершенством, насилием и эксплуатацией стало угрожать природе человека и его личной свободе.
Романтики разочаровались и в Великой Французской революции, и в буржуазной цивилизации с её бездуховностью и равнодушием к человеку. Настроение безнадежности, отчаяния, «мировой скорби», трагизма присуще героям французских писателей Шатобриана (1768—1848) и Мюссе (1810—1857), английского поэта Байрона (1788—1824), немецких романтиков Гофмана (1776—1822) и Гейне (1797—1856).
...О наша жизнь! Ты во всемирном хоре
Фальшивый звук! Ты нам из рода в род
Завещанное праотцами горе,
Анчар1 гигантский, чей отравлен плод!
Земля — твой корень, крона — небосвод,
Струящий ливни бед неисчислимых:
Смерть, голод, рабство, тысячи невзгод
И зримых слёз и, хуже, слёз незримых,
Кипящих в глубине сердец неисцелимых.
Дж. Байрон, «Паломничество Чайльд Гарольда» (перевод В. Левика)
1 Анчар - тропическое южноазиатское ядовитое дерево из семейства тутовых.
В то же время романтикам свойственна вера во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира. Они мечтали о разрешении всех противоречий жизни. В лирике Байрона, ранних Пушкина и Лермонтова, польского поэта Адама Мицкевича, венгерского — Шандора Петефи преобладают настроения неудовлетворённости жизнью, мотивы борьбы и протеста против царящего в мире зла:
О море бытия, каким ты страшным стало!
Когда я отплывал, твоя сияла гладь, —
Теперь же ночь кругом и грозный грохот вала!
Нельзя ни дальше плыть, ни к берегу пристать...
А. Мицкевич, «Пловец» (перевод О. Румера)
Меня не оставит
Мой пыл благородный.
Не может исчезнуть
Мой гнев справедливый,
В душе не иссякнет бурливый поток!
Он только притих...
Подожди, подожди —
Течёт он сегодня
По тёмным низинам,
Но вижу грядущее
Там, впереди...
Ш. Петефи, «К гневу» (перевод Л. Мартынова)
Действие в произведениях романтиков часто разворачивается в необычной для европейца обстановке — например, на Востоке и в Америке, или, для русских — на Кавказе или в Крыму. Значительное место в романтических произведениях занимает пейзаж — прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой.
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы —
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
М. Лермонтов, «Демон»
Для романтиков вообще характерно стремление ко всему необычному — к фантастике, народным преданиям, к «минувшим векам». Они создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие.
Нет на челе преступных дум следов, —
В груди ж его мятежный дух суров.
Любовь ярка, но гордость, гнев, обман
Улыбки горькой заволок туман.
Лишь складка губ иль бледность щёк и лба
Покажут вдруг, что в нём идёт борьба...
Дж. Г. Байрон, «Корсар»
Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь во всех её проявлениях, низкая — жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.
Подобно птичке беззаботной
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал...
И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой —
Но боже! как играли страсти
Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!..
А.С. Пушкин, «Цыганы» Романтиков отличает стремление к возвышенному идеалу. Понятие романтического идеала было неоднозначным. Одни романтики искали его в природе, другие — в мире искусства, третьи — в упоении борьбой. Нравственный пафос романтиков связан прежде всего с утверждением ценности личности, что нашло выражение и в образах романтических героев. Романтический герой — это не просто положительный герой, он необязательно должен быть положительным; это герой, который отражает тоску поэта по идеалу. Вопрос о том, положительный или отрицательный Демон у Лермонтова, Конрад в «Корсаре» Байрона, для романтиков не имеет первостепенного значения. Но эти герои величественны, они заключают в своём облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. И это именно «личность, опершаяся на самоё себя», как писал В. Г. Белинский, личность, противопоставляющая себя всему окружающему миру. Для романтизма вообще свойственно бесконечное стремление к свободе, повышенное внимание к неповторимому в человеке, к неисчерпаемым возможностям его духа. Таков Мцыри из одноимённой поэмы Лермонтова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
В своём творчестве романтики положили начало романтической иронии. Классицисты принимали иронию как вид комического; принадлежность её к низкому стилю была строго зафиксирована. В конце ХVІІІ — начале ХІХ вв. романтики возвели иронию на уровень философской жизненной позиции. Они подчеркивали, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект. Высшей ценностью романтического сознания была свобода от несовершенства действительности. Теоретик романтизма Шлегель писал: «Ирония есть ясное осознание вечной изменчивости, бесконечно полного хаоса». По его мнению, понять неадекватность любого действия, факта человеческой жизни нельзя без элемента шутки, юмора, розыгрыша. Ирония Шлегелем понималась как способность «с высоты оглядывать все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и собственное своё искусство, добродетель и гениальность», так как ни один художник не в состоянии вполне выразить в своих произведениях собственный замысел, идеал. Романтическая ирония проявляется не только в критике всего изжившего себя, но используется романтиками для осмеяния тех явлений, от влияния которых необходимо освободиться.
Универсальность — ещё один важнейший признак романтической поэзии — заключается в стремлении романтического искусства вобрать в себя всю полноту жизни во всех её проявлениях — низкого и возвышенного, прекрасного и безобразного, трагического и комического — выразить и объективное содержание изображаемого, и душу самого автора. Обыденная действительность должна воспроизводиться исключительно для того, чтобы тотчас же стать предметом иронии.
Развитие жанров. Важнейшим художественным открытием романтиков была лиро-эпическая поэма, которую называют ещё романтической. Образцами этого жанра являвляются известные поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар», «Шильонский узник» Байрона, «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» Пушкина, «Демон», «Мцыри» Лермонтова». Их особенность — наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя. Через образ главного героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, его романтический идеал. В романтической поэме, помимо действующего персонажа, присутствует и лирический герой, авторское «я».
Романтики создали богатую пейзажную лирику. Романтический пейзаж — это не только выражение чувства, но и размышление о природе, о жизни, о человеке.
Художественным открытием романтиков явился исторический роман, основоположником которого стал английский писатель Вальтер Скотт («Айвенго»). Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей Виктора Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Александра Дюма («Три мушкетёра») (Франция), Ф. Купера («Последний из могикан») (США), Юлиуша Словацкого («Мария Стюарт») (Польша) и др.
Ведущий жанр немецкой и американской литературы романтизма — новелла. Среди немецких новеллистов такие выдающиеся мастера, как Генрих Клейст и Эрнст Теодор Амадей Гофман. Большое распространение в немецкой литературе получила новелла-сказка (Э. Т. А. Гофман, «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»).
Романтики щедро используют жанровое многообразие поэзии других народов. Так, в немецкой поэзии появляются итальянские терцины и канцоны, персидские газели. Поэты устраивают красочный маскарад поэтических жанров, словно облекаясь в одежды разных народов. И одновременно жадно воспринимают фольклорное богатство своей страны, виртуозно используя, например, жанр песни. Благодаря этому произведения романтиков приобретали ярко выраженный национальный колорит. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы.
Таким образом, романтизм в литературе — это художественное направление, отразившее разочарование в итогах Великой Французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Романтизм утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, стремление к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления жизни. Разлад между идеалом и действительностью — основа романтического мировосприятия и искусства. Романтизм отражает интерес к национальному прошлому, традициям фольклора, культуре своего и других народов.
Русский романтизм сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нём сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Родоначальниками русского романтизма принято считать В. Жуковского и К. Батюшкова. Ранняя поэзия А. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма считают поэзию М. Лермонтова, «русского Байрона». Завершением романтизма в России является философская лирика Ф. Тютчева.
Романтизм составил целую эпоху в истории литературы Европы и Америки. Художественные завоевания романтиков, открытие и развитие ими новых жанров, пристальное внимание романтиков к человеческой личности, мастерство анализа человеческих страстей, борьба добра и зла, которую они так настойчиво раскрывали в поведении своих героев, — всё это не просто принадлежит истории литературы, а вошло в основной фонд современной культуры.
1. Какие общественно-исторические изменения конца XVIII — начала XIX века способствовали появлению романтизма?
2. Каковы основные отличительные признаки этого литературного направления?
3. Что особенное характерно для романтического героя? С чем связано его появление в литературе?
4. Что такое романтический идеал? Какую роль он играет в романтическом произведении?
5. В чём своеобразие романтической иронии?
6. Какие жанры обязаны своим появлением романтизму? Какие известные вам жанры получили дальнейшее развитие в литературе романтизма?
Расширяем Культурный Кругозор
Задушевность романтической лирики, богатство и многообразие песенного жанра находят отклик в творчестве композиторов-романтиков. Особенно примечательна вокальная лирика Ф. Шуберта и Р. Шумана. Оба они проявили большой интерес к лирическим циклам, созданным романтическими поэтами. Так, знаменитая «Книга песен» немецкого поэта-романтика Г. Гейне была положена на музыку Р. Шуманом и звучала как единое произведение со сквозным действием. Мировую славу завоевали циклы песен Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827) на стихи В. Мюллера, одного из самых задушевных немецких поэтов, которого Гейне считал своим учителем. Композиторы-романтики с помощью музыкальных средств выражали глубину и богатство внутреннего мира человека.
Установите других представителей романтизма в мировом и русском музыкальном искусстве. Примите участие в подготовке проекта «Романтизм в музыке». Составьте список поэтических произведений, положенных на музыку, установите фамилии композиторов и известных исполнителей, подготовьте музыкальные записи. ЗАДАНИЕ ГРУППОВОЕ, ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
Западноевропейские художники конца XVIII — начала XIX века связывали романтические идеи с поисками новых художественных приёмов. Одних привлекала декоративность, других — поиски в области цвета, третьи стремились постичь приёмы передачи тончайшей атмосферы, четвертые искали способы изображения стремительных движений. Но все они похожи в одном: чувства, которые переживают герои полотен и зрители, должны быть приподняты над обыденностью. Возвышенные чувства — удел художника, который вырывается из пут повседневности в прошлое, иные миры, грезы.
Выдающимся портретистом, выражавшим романтические идеи в живописи, был немец Отто Рунге (1777—1810). «Автопортрет» и другие работы этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряжённой внутренней жизнью. Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении всей своей жизни только картины природы («Утро в горах» «Странник над облаками» и др.)
Романтические произведения французских художников тяготели к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что могло увести от «тусклой повседневности»; отсюда игра воображения, возбужденный горячий колорит их картин, контрасты цветовых пятен, экспрессивность рисунка, смелая, иногда хаотичная композиция. Эти особенности наиболее ярко проявились в работах «Плот Медуза», «Обнаженный воин с копьем» и др. Теодора Жерико (1791—1824), знаменитая «Свобода на баррикадах», «Греция на руинах Миссолунги» и др. Э. Делакруа (1798—1863).
Фридрих Каспар. Странник над облаками. 1817—1818 гг.
Испанские художники в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки романтизма, его фантасмагорический1 и гротескный характер («Капричос», «Бедствия войны» и др.).
Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Он пишет стихи, иллюстрирует свои и чужие книги. Блейк населяет свои картины титаническими фигурами героев, которым соответствует и их окружение — нереальный или фантасмагорический мир («Исаак Ньютон», «Господь-архитектор»).
Романтически приподнятые пейзажи создаёт Уильям Тёрнер (1775— 1851). Он любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенные закаты солнца («Замок Норхам. Восход солнца», «Метель» и др.)
В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров искусства. Романтическая приподнятость и взволнованная страстность образов характерны, например, для ряда портретов художника О. Кипренского (портреты Пушкина, Авдулиной, Ростопчиной и др.). Существенное влияние романтизм оказал на развитие русской пейзажной живописи (творчество С. Щедрина, М. Лебедева, М. Воробьева, И. Айвазовского и др.).
1. Какое значение имел романтизм для развития западноевропейского и русского искусства?
2. Подготовьте видеоряд с комментарием «Художники-романтики» • ЗАДАНИЕ ГРУППОВОЕ, ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ