В первой четверти XIX века утверждается новое направление в литературе и искусстве — реализм. По определению русского писателя М. Горького, «реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни». Становление и развитие реализма происходило в сложной и длительной литературной борьбе, главным содержанием которой следует признать соотношение двух основных направлений — романтизма и реализма.
Романтизм и реализм — два литературных направления, которые на протяжении очень длительного периода развиваются одновременно, будучи тесно связаны между собой и в то же время глубоко различны по методу.
Реализм на Западе начинает складываться во второй половине 20-х годов. Эти же годы — период расцвета романтизма.
Вступая в сложную теоретическую и творческую полемику с романтизмом, реалисты брали от него все лучшие прогрессивные традиции — демократизм, народность, интерес к историческим темам. Отрицание всякого рода притеснений и насилия, гуманистический пафос были теми великими традициями, которые продолжали в своём творчестве реалисты.
Во Франции и Англии, например, реализм складывался в борьбе, но в то же время в прямой преемственности с романтизмом (в творчестве В. Гюго, Ж. Санд, П. Шелли, Дж. Байрона).
В 20-е и 30-е годы в русской литературе наряду с романтизмом также развивается реализм. В эти годы русский романтизм дал ряд выдающихся произведений. В романтическом плане Гоголь создаёт «Вечера на хуторе близ Диканьки»; яркой вспышкой романтизма были поэмы Пушкина «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», а также поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри». Однако романтические произведения Гоголя, Пушкина, Лермонтова позволяют угадывать в этих писателях будущих представителей реализма, настолько сильны и рельефны в них реалистические тенденции. Перед внимательным взглядом писателей постепенно начали раскрываться во всей полноте отношения между человеком и обществом, проявились характерные и типические явления жизни, их зависимость друг от друга.
Читая и анализируя художественные произведения, вы, наверное, заметили, что стремление к правдивому изображению жизни было присуще и писателям эпохи Возрождения (например, В. Шекспиру), и средневековым авторам (вспомните «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»), и писателям-классицистам XVIII века (например, Мольеру, Фонвизину). Однако подход к изображению человека до возникновения реализма как художественного направления у большинства писателей был односторонним.
Так, писатели-классицисты заостряли внимание на умственных способностях своих героев, на их просвещённости и полезности государству. Сентименталисты, наоборот, изображали чувства человека, его личную жизнь. Романтики тоже главным образом интересовались внутренним миром человека, его чувствами и страстями. Но они ставили своих героев в необычные условия, наделяли исключительными чертами и сильными характерами.
Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в какой общественной среде сформировался тот или иной герой.
Создание типичных характеров в типичных обстоятельствах является главной особенностью реализма.
Типичными называются такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или иной общественной группы. Так, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» типичны образ взяточника и мошенника городничего, образ Хлестакова, заключающий в себе, по мнению автора, «много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми».
Конфликты, лежащие в основе произведений классицистов, сентименталистов и романтиков, были односторонними. Писатели-классицисты, особенно трагики, изображали конфликт долга перед государством с личным чувством героя. Сентименталисты основной конфликт выстраивали на почве социального1 неравенства героев. В романтизме основа конфликта — в разрыве между мечтой и действительностью.
1 Социальный — общественный, связанный с жизнью людей и их отношениями в обществе.
Характерная особенность реалистических произведений — многообразие конфликтов, всестороннее изображение человека и социальных условий его жизни.
В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли И. Крылов и А. Грибоедов. Крылов создал русскую реалистическую басню. Идейное содержание его басен, мастерство их построения, замечательный стих и живой народный язык — всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу. Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.
1. Каковы причины появления нового литературного направления — реализма?
2. Какие прогрессивные традиции романтизма были усвоены реалистами?
3. Назовите отличительные особенности реализма.