История создания комедии. О начале работы А. С. Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С. Бегичева, который писал: «...известно мне, что план этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 г., и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую... и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».
Друг Грибоедова, писатель Ф. Булгарин вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске1, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нём милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план «Горя от ума» и сочиняет несколько сцен первого акта».
1 Киоск — здесь: беседка в турецком вкусе.
В конце 1821 года Грибоедов попадает в Тифлис на службу «по дипломатической части» при генерале А. Ермолове. Здесь были закончены два первых действия «Горя от ума». Но Грибоедов пришёл к убеждению, что для завершения комедии у него недостает красок, что несколько лет, проведенных вдали, затуманили в его памяти нравы и людей московского общества. Кавказская жизнь начала тяготить его не менее персидской, и в марте 1823 года он взял четырёхмесячный отпуск, превратившийся в двухлетнее отсутствие от места службы. Увидевшись после долгой разлуки с Бегичевым, Грибоедов прочел ему написанные два акта комедии. На другой день Бегичев застал Грибоедова рано утром, неодетого, у печки, в которую он бросал лист за листом написанный первый акт. «...Не беспокойся..., — отвечал Грибоедов изумленному Бегичеву, — всё готово в голове моей». И действительно, через неделю акт был написан вновь.
По приезде в Москву Грибоедов остановился у своих родных и с воодушевлением принялся за окончание комедии. Как родные, так и все московские друзья и приятели не узнавали его. Прежде он чуждался общества, и с трудом можно было выманить его на шумное светское собрание; теперь же он начал являться всюду, стал завсегдатаем гостиных, балов, пикников. С жадностью наблюдал он всё, что представлялось его взорам, и, возвращаясь поздно домой, писал целые сцены по ночам в один присест. О комедии его никто пока не знал, кроме Бегичева и князя П. Вяземского, с которым Грибоедов в то время только что познакомился в Москве и которому читал «Горе от ума». Но вскоре комедия получила общую известность. Произошло это совершенно случайно. Граф Виельгорский, друг семьи Грибоедовых, перебирая однажды ноты на рояле Марьи Сергеевны, сестры А. Грибоедова, нашёл часть рукописи «Горя от ума». Заинтересовавшись пьесой, Виельгорский увез с собою найденные листы, и весть о новой комедии разнеслась по Москве и далее. Грибоедов не пользовался тогда ещё славой первостепенного поэта, и пьеса его интересовала публику не столько как художественное произведение, сколько как сцены из жизни московского бомонда. Весть о комедии Грибоедова долетела и до Одессы, и находившийся в то время там Пушкин в письме к П. Вяземскому спрашивал: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева1».
1 Чаадаев Петр Яковлевич (1794—1856) — русский философ и публицист, член общества декабристов, друг А. Грибоедова и А. Пушкина; один из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя комедии «Горе от ума».
Между тем Грибоедов продолжал без устали работать над своей комедией: и в Москве, и весною 1824 года в имении Бегичева, в селе Дмитриевском Тульской губернии. Здесь он уединялся для работы в саду, в беседке, вставая рано и лишь к обеду являясь к домашним, а по вечерам читал всё написанное днем. Когда в июне 1824 года он поехал в Петербург, то продолжал трудиться над комедией и в дороге, и по приезде в Петербург, как об этом свидетельствует его письмо Бегичеву в августе 1824 года: «Надеюсь, жду, урезываю, меняю дело на вздор, сержусь и восстановляю стертое, так что кажется, работе конца не будет. Кстати, прошу тебя моего манускрипта2 никому не читать и предать его огню, коли решишься: он так несовершенен, так нечист и в этом виде читал я её Крылову, Жандру, Хмельницкому Шаховскому1... Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет.».
2 Манускрипт — здесь: рукопись.
Если Петербург встретил комедию Грибоедова с общим и единодушным восторгом, то Москва видела в ней пасквиль2 на именитых лиц. В персонажах комедии находили сходство то с теми, то с другими московскими особами. Последовали донесения в Петербург (который в то время был столицей) о том, что комедия колеблет основы, возбуждает недовольство дворянского сословия и т.п. В связи с этим становится понятно, почему Грибоедову не удалось увидеть свою комедию целиком в печати. Лишь в альманахе «Русская Талия3», изданном в 1825 году Ф. Булгариным, было напечатано несколько сцен из неё.
Комедия, с большими пропусками, появилась в печати уже после гибели Грибоедова, в 1833 году, а полное, не искаженное цензурой её издание вышло только в 1862 году Зато в рукописных копиях к пятидесятым годам XIX века пьеса успела распространиться в количестве около сорока тысяч экземпляров. Это подчёркивает громадную популярность «Горя от ума», если иметь в виду, что обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400 экземпляров.
О популярности комедии свидетельствует и такой выразительный факт: приехав в январе 1825 г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на один день, его друг Пущин привез с собой список «Горя от ума».
Комедия Грибоедова принадлежит к самым популярным произведениям русского искусства. Со времени своего появления только на русском языке она выдержала сотни изданий в огромном количестве экземпляров.
Сценическая судьба комедии. Хлопоты Грибоедова о постановке пьесы на сцене тоже потерпели полное фиаско. Напрасно он рассчитывал на талантливую актрису Дюрову как на прекрасную исполнительницу роли Софьи, давал советы Сосницкому и Щепкину4, которым предназначал роли Репетилова и Фамусова. Тщетно вносил он массу сокращений в свою пьесу, чтобы сделать её цензурной. Не помогли и ходатайства влиятельных лиц, в том числе дальнего родственника Грибоедова Паскевича.
1 Андрей Андреевич Жандр (1789—1873), Николай Иванович Хмельницкий (1789— 1846), Александр Александрович Шаховской (1777—1846) — русские драматурги, переводчики.
2 Пасквиль — клеветническое сочинение с оскорбительными нападками на кого-л., что-л.
3 Талия — муза комедии у древних греков.
4 Л. О. Дюрова, И. И. Сосницкий, М. С. Щепкин — знаменитые актеры русского театра времён Александра I.
В 1825 году была предпринята первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге. Об этом вспоминал знаменитый актер П. Каратыгин: «Мы с Григорьевым предложили Александру Сергеевичу разыграть «Горе от ума» на нашем школьном театре, и он был в восхищении от нашего предложения... мы живо принялись за дело; в несколько дней расписали роли, в неделю их выучили, и дело пошло на лад. Сам Грибоедов приезжал к нам на репетиции и очень усердно учил нас... Надо было видеть, с каким простодушным удовольствием он потирал себе руки, видя своё «Горе от ума» на нашем ребяческом театре... На одну из репетиций он привел с собой А.Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера — и те тоже нас похвалили... Наконец, комедия была уже совсем приготовлена, на следующий день назначен был спектакль... но, увы! все наши хлопоты и надежды лопнули, как мыльный пузырь! Накануне самого представления, на самой последней репетиции, является к нам инспектор Бок и объявляет нам грозный фирман1 графа Милорадовича (который имел тогда главное начальство над императорскими театрами и которому кто-то донёс о наших затеях), чтоб мы не смели так либеральничать и что пьесу, не одобренную цензурой, нельзя позволить играть в театральном училище». Лишь спустя три года удалось Грибоедову в первый и единственный раз в жизни увидеть свою пьесу на сцене. Это было в 1829 году в Эривани, где дивизионный генерал Красовский устроил офицерский театр в бывшем персидском дворце; но граф Паскевич запретил эти спектакли.
1 Фирман (устар.) — указ султана за его подписью. Здесь употреблено иронически.
Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума». Фамусов. 1949 г.
Впервые «Горе от ума» было сыграно на публичной сцене уже после смерти Грибоедова, в Петербурге 26 января, а в Москве 27 ноября 1831 года.
До нас дошло восторженное частное письмо о ранних спектаклях «Горя от ума»: «Как часто ни играют — не могут утолить жажду публики... Всякую неделю раза два, три «Горе от ума»! «Горе от ума»! таков был Грибоедов! такова его комедия! Играют только два последние действия: Московский бал и Разъезд после бала. Чудо! чудо!.. Смех, радость, аплодисман по всему театру!.. То-то радость! то-то праздник смотреть на всё это!».
Профессор и цензор А. Никитенко записывал в своём дневнике 16 февраля 1831 года: «Был в театре на представлении комедии Грибоедова «Горе от ума». Эту пьесу играют каждую неделю. Театральная дирекция, говорят, выручает от неё кучу денег. Все места всегда бывают заняты, и уже в два часа накануне представления нельзя достать билета ни в ложи, ни в кресла».
С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит с репертуара как столичных, так и провинциальных театров. Многие артисты прославились исполнением ролей в этой пьесе: М. Щепкин, П. Мочалов, И. Сосницкий, И. Самарин, В. Давыдов, А. Яблочкина, О. Садовская, В. Рыжова, А. Ленский, А. Южин, К. Станиславский, И. Москвин, В. Качалов и др. Особенно выдающееся значение имели несколько наиболее примечательных постановок «Горя от ума»: в театре Корша (Москва, 1886), в Александринском театре (Петербург, 1903), Московском Художественном театре (1906). Режиссура В. Немировича- Данченко, декорации Добужинского, историческая стильность всей монтировки спектакля составили событие в театральной жизни. Бурные споры вызвали и позднейшие постановки комедии в театре В. Мейерхольда (Москва, 1928) и его последователя Г. Товстоногова (Ленинград, 1962).
Постановка пьесы под названием «Горе от ума — Горе уму — Горе ума». Московский театр на Таганке. Режиссёр Ю. Любимов. 2007 г.
Автор о сюжете комедии. Сюжет «Горя от ума», «план» объяснил наиболее полно и ясно сам Грибоедов в письме к издателю Катенину: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (...и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» — Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но всё-таки: «Не человек! Змея!», а после, когда вмешивается личность, «наших затронули», предается анафеме: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нём, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого?»
Возможно, что сюжет, изложенный самим автором, ставит перед нами много вопросов, но они окончательно прояснятся при чтении и размышлении над пьесой.
Обратимся к тексту комедии
Действие 1
1. Какое представление складывается у читателя (зрителя) о быте и нравах барской Москвы начала XIX века? Каковы отношения обитателей дома знатного вельможи Фамусова?
2. Что известно в начале комедии о главном её герое Чацком, несмотря на то, что он появляется только в пятой сцене?
3. В каких высказываниях Чацкого в разговоре с Софьей выражено его насмешливое отношение к барской Москве (действие 1, явление 6)? • РАБОТА В ПАРАХ
Углубимся в текст комедии
4. Как намечается любовный конфликт в первом действии? Какое отношение к себе вызывают Софья и Чацкий?
5. Каким образом язык комедии способствует напряжённости сценического действия? Какие выражения из первого действия комедии стали афоризмами?
Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума». Софья. 1949 г.
Действие 2
6. Прочитайте выразительно монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...». Что представляется Фамусову особенно значительным в жизни людей своего круга?
7. Заметьте, что второй монолог Фамусова (явление 2) как бы продолжает предыдущий его монолог (явление 1 ). Каковы же жизненные идеалы Фамусова? Как проявляется характер Фамусова в его монологах? • РАБОТА В ГРУППАХ
8. Почему происходит идейное столкновение Фамусова с Чацким? Обратите внимание на особый драматургический приём, который использует автор: резкие высказывания Чацкого о «веке минувшем»
Фамусов не в силах выслушивать; он с возмущением перебивает собеседника. Как этим приёмом драматург показывает непримиримость позиций оппонентов?
9. Как меняется ход пьесы при появлении во втором действии полковника Скалозуба? Что восхищает Фамусова в Скалозубе? Как углубляется наше представление о характерах этих героев?
10. О какой карьере мечтает Скалозуб? Какими наградами гордится? Интересно то, что в комедии указывается точная дата, 3 августа 1813 года, когда Скалозубу был вручён орден «на шею» — награда высшей степени того времени. Но известно, что в этот день никаких военных действий не велось. В этот день в Праге состоялась встреча русского царя Александра I с австрийским императором Францем II, которая была ознаменована множеством наград. Как, по вашему мнению, воспринимали читатели — современники Грибоедова — в этой сцене полковника Скалозуба?
Для самостоятельной работы
11. Подготовьте выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?..». Как проявляется здесь углубление его конфликта с фамусовским обществом? Какие декабристские идеи отражены в этом монологе?
12. Как поддерживается драматургом интерес к развитию действия в комедии в связи с появлением Молчалина в конце второго акта?
Действия 3—4
13. Что ценит Софья в Молчалине? Как это её характеризует? Почему Чацкий не может поверить в её выбор?
14. Прокомментируйте диалог Чацкого и Молчалина (явление 3). Почему после этого диалога Чацкий восклицает:
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!?
15. Кто сыграл главную роль в кульминации пьесы — объявлении Чацкого сумасшедшим? И почему?
16. Каким мы видим Чацкого в конце третьего действия? Почему он произносит свою знаменитую фразу — «мильон терзаний»?
17. Каков итог любовного конфликта в комедии? Как проявляют себя в нём главные участники?
18. И. Гончаров отмечал, что в конце комедии тяжелее всех Софье, «и ей достаётся свой «мильон терзаний».
Согласны ли вы с таким утверждением?
Для самостоятельной работы
19. Грибоедов был тесно связан с декабристами общими исканиями путей возрождения русского общества. Он глубоко пережил подвиг народа в Отечественной войне с Наполеоном 1812 года.
Всё это определило направление его общественно-политических взглядов. Прокомментируйте в связи с этим монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча...» (конец третьего действия).
20. Какие высказывания Чацкого из его последнего монолога «Не образумлюсь... виноват...» свидетельствуют о его полном разрыве с фамусовским обществом? Каким образом автор достигает высокого эмоционального напряжения в этой сцене? Подготовьте выразительное чтение данного монолога.
21. Почему Чацкому отведена главная роль в комедии?
22. Что объединяет представителей фамусовского общества?
23. Каково значение в комедии второстепенных персонажей — Загорецкого, Репетилова, семейства Тугоуховских, Хрюминых и др.?
24. Какую роль в комедии играют внесценические образы — Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик — любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и др.?
25. Известно, что Пушкин, прочитав «Горе от ума», сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».
Перечертите в тетрадь и заполните таблицу репликами персонажей комедии, которые стали пословицами и поговорками:
Действующие лица |
Высказывания |
Фамусов |
|
Чацкий |
|
Софья |
|
Молчалин |
|
Скалозуб |
Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума». Чацкий. 1948 г.
Для дискуссии
26. Вспомним, что для просветительской эпохи понятия «ум» и «счастье» синонимичны, то есть утверждалось, что счастливым может быть только просвещённое общество. Просветительской в своей основе была и идеология русских дворянских революционеров-декабристов. Какой смысл, по вашему мнению, вложил Грибоедов в название своей комедии «Горе от ума», созданной накануне восстания декабристов в 1825 году?
Мнение писателя
Русский писатель Ю. Н. Тынянов (1894—1943), размышляя о комедии Грибоедова «Горе от ума», заметил: «Грибоедов всегда противопоставлял народные нравы и народную нравственность нравам образованной части общества, «поврежденного класса полуевропейцев», к которому сам принадлежал».
Кто в комедии в большей степени представляет народную нравственность?
Мнение критика
Разделяете ли вы мнение критика И. Гончарова: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума...»?
Мнение поэта
В одном из своих высказываний о комедии А. С. Пушкин явно отказывает Чацкому в уме: «Всё, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он всё это?... Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п.».
Как вы оцениваете мнение поэта?
Для будущих филологов
Подготовьте выступление на тему «Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» на современной сцене».
Расширяем Культурный Кругозор
«Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «Половина стихов должна войти в пословицы». Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми: «Счастливые часов не наблюдают», «С чувством, с толком, с расстановкой», «А судьи кто?» и др. Название произведения фигурирует в качестве крылатой фразы в песне Виктора Цоя «Красно-жёлтые дни».
В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, произведение заняло 27-е место в топ — 100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.
Уже почти 200 лет пьеса не сходит с театральных подмостков России, по ней созданы фильмы.
Поразмышляйте, чем актуальна пьеса А. Грибоедова в наши дни.
Искусство не имеет границ. В 1994 году в Кировоградскую областную научную библиотеку им. Д. Чижевского поступила рукопись комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». До этого она хранилась в частной коллекции жителя г. Кропивницкий А. Ильина среди более 10 тысяч редких и старинных изданий.
Какую ценность, по вашему мнению, имеет эта рукопись, хранящаяся в областной библиотеке Украины?
Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность
Об индивидуальном и типичном в характере литературного героя
В своей комедии «Горе от ума» А. Грибоедов показывает человека одновременно и как личность, обладающую неповторимым своеобразием, т.е. индивидуальностью, и как лицо типичное, имеющее характерные особенности какой-либо общественной среды.
Об индивидуальных свойствах героев комедии говорят сами её персонажи. Так, о сердечности, остроумии и весёлом нраве Чацкого, выделяющих его среди всех действующих лиц, говорит Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр,
Как Александр Андреич Чацкий!
Молчалин сам выделяет в себе два «чудеснейших» свойства — «умеренность и аккуратность», благодаря которым он надеется достигнуть «степеней известных». Но самую выразительную индивидуальную характеристику даёт Чацкий Скалозубу:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Это высказывание раскрывает отличительные черты полковника Скалозуба, грубого, тупого и самовлюбленного «героя» плац-парадных учений, заклятого врага свободной мысли.
Индивидуальное в характерах героев комедии создаётся благодаря индивидуализации языка действующих лиц. В пьесе Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему языком. Мы отличаем, например, содержательные, эмоциональные монологи Чацкого от кратких, немногословных реплик Молчалина, грубых и прямолинейных высказываний Скалозуба.
Подчёркивая типичное в характерах героев комедии, современник Грибоедова, критик К. Полевой, в частности, писал о Молчалине: «Всякий век имеет своих Молчалиных, но в наше время они точно таковы, как Молчалин «Горя от ума».
Художник в искусстве поднять платок, погладить шпица, втереть карточку, смолчать, когда его бранят, он за это получает три награжденья, чин асессора и в ладу, в дружбе со всеми. Осмотритесь: вы окружены Молчалиными». По мнению того же критика, «черты Фамусова находятся во многих».
Это хитрый, бездушный невежда, думающий только об удобствах собственной жизни. В нём собраны самые характерные, т.е. типические свойства московского барина времён крепостничества.
Н. В. Кузьмин.Иллюстрация к комедии «Горе от ума». Фамусов и Чацкий. 1949 г.
1. Что такое «индивидуальное» в характере героя? Приведите примеры проявления индивидуальных свойств героев комедии «Горе от ума».
2. Что такое «типичность характеров»? Какие типичные черты присущи героям комедии «Горе от ума» (Чацкому, Фамусову, Молчалину и др.)?
Вы уже знаете, какой фурор произвела комедия А. С. Грибоедова. И причина, конечно же, в её необычности, новизне для русской литературы первой четверти XIX века.
Читая комедию, нетрудно заметить в её построении некоторые черты классицизма: соблюдение правил единств (места и времени), обилие больших монологов, «говорящие» фамилии некоторых действующих лиц.
Однако наличие двух сюжетных линий и двух конфликтов, любовного и социально-политического, разрушает привычную структуру классицистической комедии — единство действия, — известную по комедиям Мольера. Содержание пьесы, особый драматический пафос, пронизывающий её конфликты, не даёт полного основания для отнесения её к комедийному жанру. «Горе от ума» скорее можно назвать не комедией, а драмой, что подтверждается ещё и особенностью его развязки, когда намеченные конфликты не разрешаются, а открыты для продолжения и интерпретации1 их читателями (зрителями).
1 Интерпретация — истолкование.
Комедия «Горя от ума» демонстрирует резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «лёгкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры. По своему содержанию она является произведением реалистическим. «Чацкий — передовой человек своей эпохи», Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства 10—20-х годов XIX века и воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода — борьбу между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей в канун восстания декабристов. Основной конфликт пьесы — столкновение человека нового склада — Чацкого — с дряхлеющим, но ещё сильным крепостническим миром в олицетворении фамусовского общества.
Грибоедов полно, всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не воплощение какого-либо одного порока или добродетели, а живой человек, наделённый свойственными ему качествами.
Как истинный писатель-реалист Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как лицо типичное, выросшее в определённых общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова представляют в то же время типическое обобщение огромной силы. Поэтому их имена стали нарицательными — синонимами бездушного чиновничества (фамусовщина), подхалимства (молчалинство), грубой и невежественной военщины (скалозубовщина), гоняющегося за модой пустословия (репетиловщина).
Наряду с индивидуальными образами, драматург создаёт ещё один — коллективный, образ барского фамусовского общества. Именно это общество с его особой моралью, с его житейскими идеалами, духовно искалечило Софью, привело её к личной драме. Её отец, Павел Афанасьевич Фамусов, — яркий представитель крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя косного барства. В своих монологах он объединяет барскую Москву с вельможным Петербургом. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом изображено Грибоедовым с замечательной реалистической силой. В гостиной у Фамусова происходит кульминация драмы: собирается целый суд над Чацким и упоминаемыми в репликах его единомышленниками (например, двоюродным братом Скалозуба, неожиданно оставившим службу, когда «чин следовал ему»).
Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «учёный комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права, против «вельмож в случае» — фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых».
«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра, когда «всё в доме поднялось», «стук, ходьба, метут и убирают», и до поздней ночи, когда в парадных сенях «последняя лампа гаснет», — изображена с удивительной полнотой и правдивостью. Драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодёжи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; оно может служить источником для изучения жизни московского барства.
Реализм комедии Грибоедова сказался и в её языке. Взамен царившей в литературе того времени книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. Речь персонажей мастерски индивидуализирована: у Скалозуба она складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпана грубыми военными словечками; Молчалин немногословен и выбирает жеманные обороты; замечательно выдержана речь Хлёстовой — большой московской барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре. Отличительной особенностью речи Чацкого является социально-политическая идейность и патетика. У Чацкого — особый словарь («чужевластье», «слабодушие», «уничиженье»), свой строй эпитетов («разгневанный», «подлейший», «алчущий», «рабский», «величавый»). Фамусовская Москва у Грибоедова говорит своеобразным московским наречием. Речь изобилует актуальной для того времени лексикой, проста, образна, как бы материальна.
1. Назовите черты реализма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума».
2. Согласны ли вы с мнением, что «Горе от ума» — скорее драма, чем комедия? Обоснуйте свой ответ.
Учимся Писать Сочинение-Рассуждение На Литературную Тему
Сочинение-рассуждение на литературную тему — это одна из форм ученических сочинений, в которой в наибольшей мере проявляются умения учащихся самостоятельно осмысливать и раскрывать какую-либо проблему, поставленную автором в произведении, выражать свои собственные суждения и аргументировать их, опираясь на текст изучаемого художественного произведения.
Первый этап работы над таким сочинением заключается в выборе темы сочинения из числа предложенных учителем и обдумыванием её. При этом важно знать, что раскрытие избранной темы требует знания всего содержания текста изучаемого произведения и постижения его идейно-художественного содержания.
Второй этап работы — составление плана раскрытия избранной темы. Для этого следует продумать, каким будет содержание сочинения и его объём. На этом этапе работы важно отобрать конкретный художественный текст изучаемого произведения, то есть это должен быть процесс собирания материала, углубления знаний о произведении в связи с избранной темой сочинения.
План сочинения-рассуждения должен содержать последовательность пунктов, раскрывающих ключевой тезис, выраженный в названии самой темы. (Например, «Чацкий — передовой человек своей эпохи», «В чём смысл столкновения Чацкого с фамусовским обществом?» и т.п.). Так, план к теме «Чацкий — передовой человек своей эпохи» может быть следующим:
I. Вступление. Время, в которое происходит действие комедии.
II. Основная часть. Место Чацкого в основном конфликте комедии.
1. Чацкий — образованный человек, дворянский интеллигент.
2. Смелая критика Чацким фамусовского общества.
3. Неприятие остроумия Чацкого окружающими.
4. Личная драма Чацкого.
5. Неразрешимость конфликта между Чацким и фамусовским обществом.
III. Заключение. Почему Чацкий — мой любимый герой в комедии
А. Грибоедова «Горе от ума» (или «Чацкие сегодня», или другое заключение).
Третий этап работы — изложение содержания сочинения — требует последовательного раскрытия пунктов плана. При этом высказываемые собственные утверждения должны подтверждаться примерами из текста. Это могут быть краткие пересказы нужного в каждом конкретном случае текста произведения или дословные цитаты. Однако не следует стремиться к чрезмерному цитированию, которое может оказаться нежелательной подменой в высказывании самостоятельных суждений.
Язык сочинения должен быть точным, выразительным и эмоционально насыщенным, свидетельствующим о личностном отношении автора сочинения к раскрываемой им проблеме.
1. В чём состоят главные требования к написанию сочинения-рассуждения на каждом из его этапов?
2. Составьте план к одному из сочинений: «Молчалины блаженствуют на свете»; «В чём смысл столкновения Чацкого и фамусовского общества?»