История создания романа. К работе над «Евгением Онегиным» Пушкин приступил в ноябре 1823 года в Кишинёве. В это время он писал П. Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. В роде Дон-Жуана». В этих словах не только сообщение о начале работы над романом, но и указание на характер замысла. Однако позднее, в 1825 году, в письме к А. Бестужеву он уточняет: «Никто более меня не уважает Дон-Жуана... но в нём нет ничего общего с Онегиным».
В «Евгении Онегине» многое напоминает романтические образы кавказского пленника из одноименной поэмы и Алеко из поэмы «Цыганы». Как и они, Онегин не удовлетворён жизнью, устал от неё, чувства его охладели. Но теперь перед нами не условный романтический герой. В «Евгении Онегине» раскрыта драматическая судьба дворянской интеллигенции, воплощавшей духовный и нравственный облик передовой русской молодёжи 20-х годов XIX века. Поэтому, ещё работая над романтическими поэмами во время южной ссылки,
Пушкин задумывает перейти от романтической поэмы к роману, широкие рамки которого позволили бы ему всесторонне осветить жизнь и глубоко раскрыть личность героя.
Он приходит к пониманию того, что не исключительные обстоятельства, в которых, по преимуществу, действуют романтические герои, а условия будничной, повседневной жизни определяют поведение героя и его характер. Вместе с тем существенная черта современного романа, по убеждению Пушкина, — это изображение жизни и характера человека в противоречиях его внутреннего мира, в связях с конкретной исторической средой. Стремившийся всегда к «верности изображения» действительности, Пушкин в своём романе «Евгений Онегин» неуклонно и окончательно переходит к реализму.
Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к роману в стихах А. С. Пушкина Евгений Онегин. 1933 г.
«Евгений Онегин» писался дольше, чем любое другое произведение Пушкина, — в течение более 7 лет. Он создавался в Кишиневе и Одессе, в Михайловском, и Петербурге, в Болдине — писался в разные времена и при разных обстоятельствах жизни. На протяжении этого времени многое менялось не только в России, но и в самом поэте, и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. «Евгений Онегин» создавался по ходу самой жизни и становился поэтической хроникой русской жизни и своеобразной поэтической историей. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку, потерять многих своих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России того времени.
Заканчивая свой роман в Болдине в сентябре 1830 года, Пушкин составил следующий план текста романа с обозначением, где и когда были написаны отдельные главы.
Часть первая. Предисловие.
I. Песнь. Хандра. Кишинёв, Одесса.
II. Песнь. Поэт. Одесса, 1824.
III. Песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824.
Часть вторая.
IV. Песнь. Деревня. Михайловское, 1825.
V. Песнь. Именины. Михайловское, 1825, 1826.
VI. Песнь. Поединок. Михайловское, 1826.
Часть третья.
VII. Песнь. Москва. Михайловское, Петербург, Малинники, 1827, 1828.
VIII. Песнь. Странствие. Москва, Павловское, Болдино, 1829.
IX. Песнь. Большой свет. Болдино.
Написав девятую главу, Пушкин не считал роман законченным. В Болдине он начал писать десятую главу, в которой намеревался описать события 1805—1825 годов и, возможно, показать восстание декабристов. Но по цензурным условиям она не могла быть напечатана, да и хранить её было рискованно. В день лицейской годовщины, 19 октября 1830 года, Пушкин сжёг написанное, сохранив главу или её часть в зашифрованной записи, которую удалось расшифровать лишь в начале ХХ века.
Роман «Евгений Онегин» вобрал в себя весь богатый поэтический опыт Пушкина, его творческие достижения, и поэтому он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. Такого всеохватывающего изображения жизни, какой дан в романе «Евгений Онегин», не было на то время ни в одном произведении мировой литературы. Не было ни одного романа в западноевропейской литературе, в котором бы наряду с яркими образами представителей молодого поколения были показаны одновременно картины жизни и высшего света, и провинциального дворянства, и крепостного крестьянства. Именно за широту охвата в романе современной Пушкину жизни, а таже за глубину и всесторонность изображения типических героев критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
1. Чем были вызваны причины обращения Пушкина к жанру реалистического романа?
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Я прочитал (прочитала) «Евгения Онегина» А. Пушкина. опережающее задание
Обратимся к тексту романа
Глава I
1. Почти вся первая глава романа посвящена Евгению Онегину — главному герою, именем которого назван роман. Каким же он предстает впервые перед читателем? Какие мысли, чувства, отношение к себе он вызывает у вас?
2. Рассказывая о воспитании и обучении Онегина, автор не скрывает своих оценок. Как это влияет на ваше восприятие героя и времени, изображаемого в романе? Отвечая на вопрос, опирайтесь на художественный текст.
3. Заметьте, что Пушкин уже в начале первой главы даёт прямую характеристику своему герою. Какое мнение складывается у вас об Онегине, когда вы читаете строки:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать... (и далее...)?
Какую художественную роль выполняют здесь использованные автором многочисленные глаголы (отметьте их) и другие поэтические средства? • РАБОТА В ПАРАХ
4. Пушкин подробно описывает, как проводит свой день Онегин, чем он занят с момента пробуждения и до самой поздней ночи. Чем же заполнена жизнь молодого столичного аристократа Онегина?
Углубимся в текст романа
5. В своём романе Пушкин часто ставит вопросы, побуждающие читателя как бы к совместному с автором размышлению. Так, после описания одного дня пёстрой, но однообразной жизни Онегина он задаёт вопрос, который является ключевым в понимании образа Евгения Онегина:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Как Пушкин далее объясняет причины разочарования и хандры Онегина? Какие черты романтического героя свойственны ему в данном состоянии? Отвечая на вопрос, используйте текст романа.
6. Пытается ли Онегин преодолеть состояние своей душевной пустоты, неудовлетворенности жизнью? В чём вы видите причины тщетности его усилий? РАБОТА В ПАРАХ
7. Обратите внимание на то, что в самом начале первой главы Пушкин пишет: «Онегин, добрый мой приятель...». Далее, представляя своего героя читателю, даёт ему достаточно резкую, отрицательную характеристику. Но затем мы вновь читаем (строфа 45):
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум.
Чем же всё-таки близок Онегин Пушкину? Задание повышенной трудности
Для самостоятельной работы
8. Согласитесь, что на протяжении всей первой главы мы как будто бы чувствуем постоянное присутствие автора рядом со своим героем. Описывая поведение и настроение Онегина, Пушкин выражает и своё отношение ко всему, что происходит в жизни героя. Перечитайте соответствующие этому утверждению страницы романа и подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: в чём заключается смысл своеобразных авторских уточнений и дополнений (т.е. авторских отступлений) при описании Евгения Онегина в I главе? (Обратите внимание на то, как относится Пушкин и его герой к театру, природе, труду, свободе.
Для дискуссии
9. Как вы думаете, какова была реакция современных Пушкину читателей на характеристику Онегина, данную ему автором в первой главе романа?
10. Сочувственно или осуждающе относится Пушкин к охлаждению и разочарованию Онегина в жизни?
Главы II—III
11. Вспомним, что вторую главу романа сам Пушкин назвал «Поэт», определив тем самым главное действующее лицо в ней — Ленского.
Какими же внешними отличительными чертами наделяет его автор?
12. Найдите подтверждения в тексте второй главы пушкинским строкам:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень ...
13. Что сближает мечтателя-романтика Ленского и Онегина, несмотря на все их различия в отношении к жизни? Почему они становятся друзьями? ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
14. Во второй главе мы впервые знакомимся также с сёстрами Ольгой и Татьяной и их семьёй. Чем особенным запоминаются они вам? Как выражено авторское отношение к каждой из героинь?
15. Заметим, что Пушкин в романе подробно рисует портрет одной Ольги. О Татьяне же автор говорит только в сопоставлении с её красотой:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей...
Опираясь на художественный текст, определите, какую художественную задачу ставил при этом Пушкин?
16. Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая ...
Л. Тимошенко. Онегин и Ленский. 1952 г.
Чем можно объяснить такое сочувственное отношение автора к своей героине (глава III)?
17. Не вызывает ли у вас удивления, что в своей первой любви Татьяна признается не матери, не сестре, не подруге, а няне, крепостной женщине? С какой новой стороны показывает нам здесь Пушкин Татьяну?
18. Как раскрывается характер Татьяны, испытывающей глубокое чувство любви? (гл. III, строфы XXIV—XXXII). (Задание для мальчиков)
Для самостоятельной работы
19. На примере описаний семьи Лариных подготовьте изложение на тему: «Изображение жизни поместного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин».
20. Выучите наизусть письмо Татьяны к Онегину. (Задание для девочек)
Главы IV—VI
21. Каким мы видим Онегина, прочитавшего письмо Татьяны? Сопоставьте содержание строф Х и ХІ (гл. IV) и прокомментируйте их.
22. Какое отношение к себе вызывает Онегин в сцене объяснения с Татьяной в саду? Прочитайте строфы XIII — XVI (гл. VI) выразительно. Совпадает ли ваша оценка героя с оценкой автора (XVIII строфа, гл. IV).
23. Почему соседей-помещиков, приехавших на именины Татьяны, Пушкин наделяет «говорящими» фамилиями: «толстый Пустяков», Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», Скотинины, Буянов?
24. Перечитаем внимательно строки, в которых описывается настроение Онегина на именинах Татьяны:
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Как вы думаете, почему именно на балу поместного дворянства Онегин испытывает противоречивые чувства: «взор его очей был чудно нежен» по отношению к Татьяне, «он стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей» и «поклялся Ленского взбесить»? (строфы XXX—XXXIV, гл. V).
• ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
25. Почему непосредственно перед описанием именин Татьяны Пушкин вводит в свой роман сон Татьяны?
Кого, по вашему мнению, он изображает под видом чудовищ? Какая роль здесь отводится Онегину? (гл. V).
• РАБОТА В ПАРАХ
26. Какие угрызения совести испытывает Онегин, получив от своего друга вызов на дуэль? Но почему же при этом он не пытается предотвратить её? Что становится для Онегина непреодолимым препятствием в неизбежности дуэли? (строфы IX—XI, гл. VI).
И. Е. Репин. Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. 1899 г.
Для самостоятельной работы
27. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: роль описаний природы в создании образов и изображении событий в романе Пушкина «Евгений Онегин».
Для дискуссии
28. Осуждаете или оправдываете вы Онегина в том, что он не смог предотвратить дуэль с Ленским?
Главы VII—VIII
29. Как первая глава посвящена только Онегину, так седьмая глава отводится одной Татьяне. После убийства Ленского Онегин уехал неизвестно куда. Тоскующая Татьяна посещает опустевший дом Онегина в деревне и, несмотря на то, что самого Онегина в нём нет, он как бы присутствует в окружающей обстановке, в размышлениях и чувствах Татьяны.
Что же узнает Татьяна о том, кто мучительно живёт в её мыслях и сердце? Как раскрывается перед ней внутренний мир Онегина? (строфы XXI—XXIV, гл. VII)
30.И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль ещё
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено? —
обращается автор к читателю, описывая размышляющую над книгами Онегина Татьяну. Остановимся здесь и подумаем над тем, поняла ли Татьяна до конца Онегина?
31. В следующий раз мы видим Онегина после того, как он оставил места, где ему каждый день являлась «окровавленная тень» друга, когда он возвращается в столицу после долгих странствий. И вновь Пушкин, обращаясь к читателю, ставит ряд вопросов:
Всё тот же ль он, иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет...
Есть ли в романе ответы на эти вопросы, которые задаёт сам автор? задание повышенной ТРУДНОСТИ
32. Как описывает Пушкин высший свет столицы, съехавшийся на вечер в дом Татьяны и её мужа? В чём выражено авторское отношение к представителям этого аристократического общества, к «цвету столицы»?
33. Чем был поражён Онегин во время неожиданной встречи с Татьяной на светском рауте? Есть ли объяснение этому его состоянию в тексте романа? Выучите наизусть «Письмо Онегина к Татьяне» до слов: «Что с вами днем увижусь я...». (Задание для мальчиков)
34. Многие критики, оценивая образ Татьяны, отмечали её глубокую связь с народными представлениями о нравственности, о долге: нельзя строить своё счастье на горе и страдании другого человека. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ на примерах поведения и ответа Татьяны Онегину на его письмо и признания в любви.
Мнение критика
«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил... Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле».
B. Белинский
Согласны ли вы с оценкой образа Евгения Онегина критиком В. Белинским? Аргументируйте свой ответ. ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ •
Л. Тимошенко. Последняя встреча Онегина с Татьяной. 1952 г.
Для самостоятельной работы
Мнения литературоведов
«В сюжете романа «Евгений Онегин» для Пушкина самым важным было не изображение сколько-нибудь занимательных жизненных ситуаций и событий, а возможность через сюжет показать типичные картины современной жизни и типические персонажи».
Е. А. Маймин
«В романе «Евгений Онегин» освещено не только время Пушкина, иначе роман представлял бы для нас только исторический интерес. Нас живо волнуют отношения пушкинских героев между собой, их драматическая судьба. В образах людей своей эпохи Пушкин как подлинно великий писатель, сумел воплотить общечеловеческие черты — поэтическую любовь Ленского, холодность, а затем страстность Онегина, драму неразделенной, страдающей любви Татьяны, а потом горькое сожаление о таком близком счастье».
C. М. Петров
«Онегин — «странный человек», всем чужой, осужденный на бездействие, скитания, тоску, но окончательная его оценка должна домысливаться читателем на основе всего материала, который заключён в романе, и степень верности оценки, его достоверности зависит от проницательности читателя, живости воображения, силы ума.
Финал романа также не даёт окончательного ответа на поставленные вопросы, — они передаются читателю, и они вызывают споры на каждом новом этапе жизни, на них получаются разные ответы, иногда в русле пушкинского замысла, иногда в противоречии с ним. «Евгений Онегин» оказался, с точки зрения традиционных представлений, романом без конца».
Б. Мейлах
Изберите одну из помещённых выше оценок романа Пушкина «Евгений Онегин» и аргументируйте вывод литературоведа.
Для будущих филологов
На страницах романа «Евгений Онегин» часто встречаются имена выдающихся мыслителей, философов, учёных, писателей и поэтов прошедшего и современного Пушкину времени. Объясните, как они связаны с содержанием романа?
Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность
О художественных особенностях романа «Евгений Онегин»
Вам уже известно, что во время работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин осуществил свой переход от романтизма к реализму. В этом отношении Пушкин был поистине первопроходцем, так как в 20-х годах XIX века ни на Западе, ни в России реализм ещё не сформировался как литературное направление. Написав «Евгения Онегина», Пушкин стал автором первого подлинно реалистического произведения, в котором воплотил свой творческий замысел — создать типичного представителя молодого дворянского поколения своего времени, показать его в естественных многообразных связях с русской действительностью той поры. Вместе с тем, поэт стремился разъяснить, истолковать читателям этот образ.
Эта творческая задача обусловила художественные особенности «Евгения Онегина» как реалистического произведения.
Жанр романа. Роман в стихах — жанр лироэпический. В романе дается широчайшая картина русской жизни в её разнообразных связях с Западной Европой и культурно-исторической обстановкой той эпохи. Действие романа развёртывается не только в столичных центрах — Москве и Петербурге, но и в провинциальных усадьбах. Читатель знакомится с разными представителями дворянства, городского населения, крепостного крестьянства. Отличительная особенность пушкинского романа — это свобода непринужденного разговора с читателем на разные темы, это свобода авторских отступлений от линии повествования, то есть лирических отступлений. Они необходимы были Пушкину, чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы возможно было легко переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств, оценок. Именно они и помогают автору вести свободную беседу с читателем о времени и людях, об истории, о воспитании и образовании, об идеях и морали и о многом другом. Всё это позволило критику В. Белинскому назвать роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» и «самым задушевным произведением Пушкина». В нём Пушкин вспоминает своё прошлое, рассказывает о своих раздумьях над жизнью, посвящает читателя в свои творческие планы, мечтает о будущем.
Одним из важнейших видов лирических отступлений в «Евгении Онегине» являются многочисленные зарисовки природы. Картины природы в романе — это то, что создаёт атмосферу всего происходящего в произведении. Они позволяет автору раскрывать внутреннее состояние героев, их нравственную и духовную ценность. Вспомним, как Пушкин говорит о Татьяне, представляя её впервые читателю:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Татьяна — любимая героиня Пушкина — особенно близка к природе, поэтому именно с ней связано едва ли не самое большое количество пейзажных зарисовок.
Онегинская строфа. Для отображения разнообразных картин действительности Пушкину важно было решить сложнейший вопрос о форме изложения богатого жизненного материала, необходимого для создания романа. Напряжённые творческие поиски привели поэта к форме непринужденной беседы с читателем, которая осуществляется с помощью «онегинской строфы». Она состоит из 14 стихов, в которых Пушкин последовательно применил три наиболее распространенные приёма рифмовки: перекрестную рифму (АБАБ), парную или смежную (ААББ), опоясывающую (АББА). Строфа оканчивается двумя стихами с парной рифмовкой (ББ):
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
Онегинская строфа — результат поистине творческой изобретательности Пушкина. Она обеспечила необходимую в романе гибкость, изящество и лёгкость в изложении мыслей, чувств, в изображении важнейших событий и проблем современной Пушкину жизни.
Язык романа. Новаторский подход Пушкина проявился и в языке романа. Стремление к объективному изображению жизни, героев, событий выразилось в том, что он ввёл в свой стихотворный роман диалоги, авторскую речь, письма героев, обращения к читателю, вопросы, восклицания и т. д. В языковой ткани произведения можно встретить разговорную речь, при помощи которой автор ведёт живую, непринуждённую беседу с читателем, народное просторечие (рассказ няни), язык устного народного творчества (песня девушек, сон Татьяны), а также книжно-литературную речь, образцами которой являются первые строфы романа («Мой дядя самых честных правил...»), первое объяснение Онегина и Татьяны («Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел...»). Но когда Пушкин описывает, например, беседу Онегина с Ленским, он устраняет слова и выражения книжного стиля; речь их проста, непринуждённа, полна народно-бытовых выражений (гл. III, IV—V строфы). Но и прозаические слова совершенно исчезают в стихах Пушкина, когда он рисует образ Татьяны. О своей любимой героине поэт всегда говорит с особой теплотой. Эпитет милая употребляется только по отношению к Татьяне: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая моя», «и меркнет милой Тани младость». Свою большую нежность по отношению к Татьяне Пушкин выражает, используя уменьшительно-ласкательные слова: «прелестным пальчиком писала», «головкой томною склонясь», «голосок звучит» и т. д.
Рассказывая о любви Татьяны к Онегину, поэт обогащает своё повествование эпитетами, метафорами, подчёркивая этим романтический характер чувств героини: «пьёт обольстительный роман», «ты пьёшь волшебный яд желаний», «и вдруг волшебны очи клонит...», «ланиты мгновенным пламенем покрыты» и т.п.
Таким образом, Пушкин в своём романе «Евгений Онегин» продемонстрировал громадные изобразительные возможности и неисчерпаемые богатства русского языка.
Подготовьте выразительное чтение 1—2 лирических отступлений из романа «Евгений Онегин» и аргументируйте свой выбор.
Расширяем Культурный Кругозор
При жизни Пушкина «Евгений Онегин» выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу (так называемое «поглавное издание»); отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.
Типография И. Глазунова в январе 1837 года, незадолго до гибели поэта, выпустила роман «Евгений Онегин» в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. Пушкина. Данное издание просматривалось самим поэтом и содержит последнюю авторскую редакцию романа.
Планы типографии были таковы, что весь тираж (5 000 экземпляров) намечалось продать за один год. После гибели Пушкина весь тираж был раскуплен в течение недели. В 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное1 издание книги тиражом 15 000 экземпляров.
1 Факсимильное издание (от лат. fac simile — делай подобное) — произведение печати, которое графически точно воспроизводит ранее выпущенное оригинальное издание, включая особенности бумаги и переплёта.
1. Примите участие в подготовке проекта «Евгений Онегин» в музыке, изобразительном искусстве и кинематографе. Создайте видеоматериалы и комментарии к ним (групповое задание).
2. Установите, в каких городах и каких странах установлены памятники А. С. Пушкину * РАБОТА В ПАРАХ