Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814—1842)

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой

Михаил Лермонтов

1. Что вы знаете о жизни и творчестве выдающегося русского поэта М. Лермонтова из предыдущих классов?

2. Чем особенным вам запомнилась личность поэта, его судьба?

3. Прочитайте наизусть своё любимое стихотворение Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837—1838 гг.

Никогда не забудется тот мрачный январский день 1837 года, когда навеки закрылись глаза Пушкина. Но насколько стал бы чернее и горше этот ужасный день, если бы Россия не узнала тогда стихов Лермонтова.

Пушкин погиб, но не умолк голос великой поэзии. Новый, никому не известный поэт посмел сказать правду, о которой молчали даже пушкинские друзья: врагов поэта он назвал палачами, сказал, что они таятся под защитою царского трона, что их ждёт возмездие.

Сколько свершалось до того смелых гражданских подвигов, но Лермонтов навсегда останется одной из самых героических фигур в истории русской литературы и в истории русского общества.

Детство поэта. («Я сын страданья...»). М. Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 (по новому стилю — с 15 на 16) октября 1814 года.

Его родители — Юрий Петрович, армейский капитан, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключён против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Небогатый капитан казался ей неподходящей партией для дочери. Через два года после рождения Михаила семейная драма достигла кульминации — Мария Михайловна умерла от чахотки. Бабушка забрала внука, предъявив отцу ультиматум: либо тот отдаёт ей своего сына на воспитание, либо она лишает внука наследства. Юрий Петрович подчинился обстоятельствам и уехал в своё имение Кропотово (Тульская губерния). Разлука тяжело переносилась и отцом, и сыном, а краткие свидания оставляли, кроме радости общения, чувство непроходимой горечи. В одном из юношеских стихотворений в 1831 году Лермонтов написал:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя...

Детские впечатления о столкновениях бабушки и отца нашли отражение в юношеских драмах «Люди и страсти» (1830) и «Странный человек» (1831).

Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провёл в имении бабушки — Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка души не чаяла во внуке. Опасаясь за его здоровье (её очень напугала ранняя смерть дочери), она несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка.

Значимыми для формирования юноши были и предания о легендарном шотландском поэте Томасе Лермонте, которого Михаил считал основоположником своего рода.

«Достопочтенный пансион». Весной 1827 года Е. Арсеньева привезла внука в Москву, чтобы дать ему серьезное образование. В Москве он прожил пять лет (с 1827 по 1832 год), насыщенных разнообразными впечатлениями и до отказа заполненных учебными занятиями, творчеством, чтением, беседами в дружеском кругу, чередующимися с музыкальными вечерами, любительскими спектаклями, посещением театра, а также поездками по Подмосковью во время летних каникул. Эта атмосфера жизни способствовала развитию пробудившегося у него ещё ранее интереса к истории, литературе, музыке, живописи и театру.

Хорошо подготовленный домашними учителями, Лермонтов поступил в старший класс Московского университетского благородного пансиона, учение в котором способствовало расцвету его многосторонней одарённости. В университетские годы ещё более расширился кругозор любознательного юноши.

Пансион считался привилегированным учебным заведением, имевшим права Царскосельского Лицея. Учение в нём длилось шесть лет. Окончившие Пансион имели права на те же чины табели о рангах, что и выпускники Московского университета.

Лермонтов был принят сразу в четвёртый класс. А. Зиновьев, впоследствии известный в России педагог, подготовивший его к поступлению, и в Пансионе продолжал опекать своего воспитанника. Позже он написал воспоминания о Лермонтове, в которых отметил «раннее развитие его самостоятельного и твёрдого характера».

Из стен Московского университетского благородного пансиона вышли замечательные русские писатели: В. Жуковский, А. Грибоедов, Н. Огарёв, В. Одоевский, Ф. Тютчев. Здесь была жива память о декабристах, среди которых были воспитанники Пансиона Н. Муравьев, П. Каховский, В. Раевский, Н. Тургенев. Это учебное заведение способствовало духовному становлению своих питомцев, приучая их с юных лет к упорному труду, прививая вкус к знаниям, знакомя с научными достижениями своего века.

Лермонтов был в числе лучших учеников. Сохранилась «Ведомость о поведении и успехах Университетского благородного пансиона воспитанника 4-го класса М. Лермонтова». В ней прилежание и поведение отмечены оценкой «весьма похвально». По всем предметам, за исключением Закона Божьего и латинского языка, был проставлен высший бал — «4». Внизу сделана приписка Лермонтова: «Я сижу вторым учеником».

В пансионе, выступая на публичном акте, Лермонтов играл на скрипке концерт Маурера1, читал стихотворение Жуковского «Море». Он рисовал и получал призы за свои рисунки. Уже в те годы Лермонтов много сил и времени отдавал литературному творчеству и аккуратно собирал написанное.

В пансионские годы Лермонтов заполнил четыре рукописные тетради, хранимые ныне в Пушкинском Доме2 (Петербург). Среди написанного за эти два года — стихотворения «Осень», «Жалобы турка», «Монолог», «Мой демон», «Молитва» и поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата». В 1829 году появилась первая редакция поэмы «Демон», над которой поэт работал до 1839 года, создавая новые и новые её варианты.

1 Людвиг Вильгельм Маурер (1789—1878) — немецко-российский скрипач, дирижёр и композитор.

2 Пушкинский Дом — Институт русской литературы Российской академии наук.

Лермонтова, воспитанника пансиона, вдохновляли стихи Жуковского, Шиллера и Байрона. Он стремился овладеть лучшими традициями бунтарской поэзии декабристов и Пушкина.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

«Монолог»

Московский университет (1830—1832). «Жажда бытия». Осенью 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет.

Московский университет 30-х годов XIX века был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов. Это событие не прошло мимо Лермонтова. Один брат бабушки, Д. Столыпин, командовавший корпусом в южной армии, был близок к Пестелю и вместе с декабристами принял участие в организации так называемых ланкастерских1 школ взаимного обучения. Другой, А. Столыпин, умерший в начале 1825 года, был знаком с Рылеевым и, как показало в дальнейшем следствие по делу восставших, одобрял их действия. В университете Михаил нашёл многих, кто разделял с ним интерес к участникам восстания и восхищение ими. Одновременно с Лермонтовым в университете учились такие известные представители русской культуры, как В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров, Н. Огарев.

Студенческие годы отмечены в жизни поэта огромным подъёмом творческих сил. В 1830—1832 годах им написано множество лирических стихотворений, несколько поэм, среди которых «Ангел смерти», «Исповедь», продолжалась его работа над «Демоном». За эти годы Лермонтов заполнил три рукописные тетради.

1 Ланкастерские школы — система взаимного обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (1753—1832) и Дж. Ланкастера (1778—1838). В начале XIX в. система широко распространилась в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ приобретения грамоты.

В этот период сформировались убеждения, идеалы, вкусы Лермонтова. В атмосфере духовной жизни ближайшего московского окружения, отдельные представители которого были связаны узами кровного родства с декабристами, сочувствовали их вольнолюбивым замыслам и тяжело переживали неудачу восстания 14 декабря 1825 года, вызревало непримиримое отношение Лермонтова к любым формам угнетения. Уже тогда сложился трезвый взгляд поэта на современность и крепла его вера в великое будущее России.

Именно в Москве Лермонтову открылось его призвание. Мечтая стать великим поэтом, он подвижнически трудился, творчески осваивал достижения мировой литературы, овладевал лучшими традициями русской художественной культуры. Уже в начале 30-х годов определилось своеобразие творческой манеры Лермонтова. Он заявлял о себе как поэт-мыслитель, обратившийся к насущным проблемам своего времени.

В московский период юный поэт написал ныне широко известные стихотворения «Жалобы турка», «Монолог», «Предсказание», «30 июля. — (Париж) 1830 года», «Новгород», «Могила бойца», «1831-го июня 11 дня», «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной»), «Ангел», «Мой демон», «Из Андрея Шенье», «Два великана», поэму «Измаил-Бей» и др.

Миниатюра Э. Мартена. Варвара Лопухина. 1833 г.

В ноябре 1831 года Лермонтов познакомился с приехавшей в Москву из деревни сестрой своего близкого друга Алексея Лопухина — шестнадцатилетней Варварой Александровной. Вареньке Лопухиной суждено было стать одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Один из родственников поэта, А. Шан-Гирей, вспоминал впоследствии: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...». Девушке он посвятил немало чудесных строк, как эти:

...все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Отдавая много сил и времени творчеству, не отказывая себе в удовольствиях и развлечениях, обычных для дворянского круга, к которому он принадлежал, Лермонтов к университетским занятиям относился прохладно. Между тем стремительно надвигалась пора летних экзаменов 1832 года. Лермонтов, много пропустивший в течение года, так и не собрался наверстать упущенное. Возможно, он надеялся на последние дни перед экзаменами и на то, что его общая начитанность поможет ему одолеть трудности университетских испытаний. Однако этого не случилось.

Сокурсник поэта П. Вистенгоф впоследствии вспоминал: «Профессор Победоносцев, читавший в университете изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос. Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

— Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?

— Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас ещё не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабжённой всем современным».

Лермонтов среди других был оставлен на другой год на первом курсе. Это задело его самолюбие, и он подал прошение об отставке и решил перейти в Петербургский университет.

Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло осознать общественную ситуацию наступившей реакции после подавления восстания декабристов, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», — вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.

Свобода, вольность становятся для поэта особенно значимыми понятиями. Осознание прав личности и наряду с этим утрата веры в достижение общественного идеала в «глухие» для России 30-е годы реакции предопределили протестующий и трагический характер его лирики.

За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;

Быть может, клеветой лукавой пораженный,

Пред миром и тобой врагами униженный,

Я не снесу стыдом сплетаемый венец

И сам себе сыщу безвременный конец...

«Из Андрея Шенье»

1. Чем было омрачено детство поэта и как это повлияло на формирование его характера?

2. В чём проявилась одарённость Лермонтова в юношеские годы?

3. Какие события и люди влияли на формирование мировоззрения будущего поэта?

4. Какие произведения Лермонтова, изученные в предыдущих классах, вам особенно нравятся? Прочитайте наизусть строки из них.