Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
Углубимся в текст стихотворения
1. Своим стихотворением «Смерть поэта» Лермонтов бесстрашно, во всеуслышание заявил, что против Пушкина был заговор, что он убит вследствие интриг и происков придворной аристократии.
Какие чувства, переживания передались вам при чтении стихотворения «Смерть поэта»? Какие его строки произвели особенно сильное впечатление?
2. Читая стихотворение, отметьте, как противопоставлены в нём Пушкин и высший свет. В чём обвиняет Лермонтов светское общество, как возвеличивает гений Пушкина и его человеческие достоинства?
3. В стихотворении даётся яркая характеристика французского аристократа Дантеса — убийцы Пушкина. Прибыв в Россию «на ловлю счастья и чинов», он оказался под покровительством русского царя. Дантес не знал русского языка, тем не менее царь зачислил его в один из лучших гвардейских полков.
Каким рисует Лермонтов Дантеса в стихотворении? Как выражает своё отношение к нему?
4. Какой вопрос Лермонтова остаётся без ответа, открытым в строфе: «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной...»?
5. Как передаёт Лермонтов нестерпимую боль утраты в связи с преждевременной гибелью великого поэта? Прочитайте эти строки выразительно.
6. Прочитайте выразительно заключительные 16 строк стихотворения, которые стали причиной ссылки Лермонтова на Кавказ. Как поэт выразил в них свой протест против высшего общества?
Для самостоятельной работы
7. В чём заключён гражданский пафос стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»? С помощью каких художественных средств он выражается?
8. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Последние 16 строк выучите наизусть.
Мнение критика
«Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина», глубоко восхитило нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали, да и узнать-то не от кого было, про кого это речь шла в строфе: «А вы, толпою жадною стоящие у трона» и т.д., но всё- таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, — так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».
В. Стасов1
1 Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) — русский музыкальный и художественный критик.
О чём свидетельствует восторженная реакция современников Лермонтова на его стихотворение «Смерть поэта?
На Кавказе. Ссылочный год оказался годом скитаний. В письме другу Раевскому Лермонтов писал, что этот год прошёл для него «в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом»; он «изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шамахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское...».
Кавказ занимает исключительное место в жизни и творчестве Лермонтова. «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов», — писал В. Белинский.
Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его поэме «Кавказ».
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе.
Кавказ подарил Лермонтову дружбу с поэтом-декабристом А. Одоевским, прибывшим из Сибири для службы в армии. В Пятигорске произошла его встреча с В. Белинским. Известно также, что во время этой ссылки поэт изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»).
Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок и акварелей сделано им во время его ссылки на Кавказ в 1837 году, среди них замечательные кавказские пейзажи.
Через год, после многочисленных прошений бабушки, Лермонтову разрешено вернуться в Петербург. «Я пустился в большой свет. В течение месяца на меня была мода, меня наперерыв отбивали друг у друга. Все те, кого я преследовал в своих стихах, окружают меня теперь лестью. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили», — пишет Лермонтов об этом периоде В. Лопухиной.
В это время Лермонтов устанавливает связи с пушкинским кругом: семейством Карамзиных, П. Вяземским, В. Жуковским, А. Краевским. В 1838 году печатаются его поэмы «Тамбовская казначейша» и «Песня про царя Ивана Васильевича...». По свидетельству близких ему людей, он полон творческих замыслов, в частности думает о написании трёх романов из трёх эпох — века Екатерины II, Александра I и настоящего времени. Военная служба всё больше тяготила поэта, и он мечтал целиком посвятить себя литературе.
Однако недолго суждено было Лермонтову наслаждаться блестящим обществом столицы. 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль сын французского посланника Эрнест де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Современники поэта из возможных причин называли соперничество из-за княгини М. Щербатовой (Лермонтов ей посвятил стихотворение «На светские цепи...»), политическую ссору — Баранта интересовал вопрос, бранит ли Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» всю французскую нацию или же только убийцу Пушкина. Дуэль произошла на Чёрной речке и кончилась мирно. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону. В результате Лермонтов и его двоюродный дядя А. Столыпин (секундант Лермонтова) были посажены под арест, а Баранта отец срочно отправил в Париж.
М. Ю. Лермонтов.
Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.
Под арестом к Лермонтову пускали только камердинера, приносящего обед. Поэт велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений — «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», «Соседка».
В апреле 1840 года император приказал поручику Лермонтову отправляться в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде. Награждения не последовало — император решил отметить заслуги Лермонтова лишь отпуском в столицу.
Это был последний приезд поэта в Петербург. «Три месяца, проведенные тогда им в столице, были самые счастливые в его жизни. Он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером. Весёлое расположение духа проснулось в нём опять в этой дружеской обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы проводили целые часы в весёлом смехе благодаря его неисчерпаемой весёлости», — пишет Е. Ростопчина. В это время он закончил свой знаменитый роман «Герой нашего времени», написал множество стихов, в том числе «Родину», о которой Белинский отозвался так: «...что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских».
По окончании отпуска Лермонтов получает приказ о необходимости в 48 часов покинуть столицу и явиться в полк.
В мае 1841 года Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча с Н. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 года к дуэли у подножия горы Машук. Поэту не было ещё и 27 лет...
Биогафические статьи подготовлены по материалам работ И. Андроникова и В. Мануйлова.