* * *
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм
Кумир поверженный — всё бог!
1840 г.
Углубимся в текст стихотворения
1. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева — женщина, к которой поэт питал глубокое чувство до конца своих дней.
Чем волнует вас это стихотворение?
2. Как образ портрета в стихотворении передаёт неугасшее чувство любви лирического героя? Какие художественные средства способствуют этому?
3. Отметьте эпитеты, усиливающие глубину чувства автора.
4. Какому литературному направлению присущи использованные Лермонтовым в этом стихотворении мотивы разлуки и портрета, бледного призрака и страстей?
5. Объясните, как ритмика стихотворения способствует его музыкальности?
В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...
1840 г.
Углубимся в текст стихотворения
1. Это стихотворение Лермонтов написал в альбом Александре Осиповне Смирновой-Россет, литературный салон которой он посещал в 1840— 1841 годах.
Как передаются в нём тонкие оттенки эмоций лирического героя, желающего завязать дружеские отношения?
2. Какова роль антитезы «без вас» — «при вас» в раскрытии внутреннего состояния автора?
3. Раскройте смысл двух последних строк этого стихотворения, ставших афоризмом.
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной
Между бродящими блистает облаками.
Мне тягостно твоё владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощён мой дух и скован, как цепями,
Что ж пользы для меня, — я не любим тобой,
Я знаю, ты любовь мою не презираешь,
Но холодно её молениям внимаешь;
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть её отталкивать не хочет.
1832 г.
Углубимся в текст стихотворения
1. Какими чувствами проникнуто это стихотворение, написанное в форме сонета?
2. Как противопоставляется образ прекрасной возлюбленной и состояние безответной любви в первых двух катренах?
3. Каким образом сравнение и противопоставление, использованные в заключительных трёхстишиях (терцетах), усиливают драматизм неразделенного чувства любви?
Для самостоятельной работы
1. Подготовьте выразительное чтение одного — двух стихотворений («Расстались мы, но твой портрет...», «А. О. Смирновой»,«Сонет»).
2. Прочитайте самостоятельно стихи Лермонтова, посвящённые теме любви («Нет, не тебя так пылко я люблю...». «Нищий», «Благодарю» и др.). Подготовьте выразительное чтение одного из них, объясните свой выбор.
3. Примите участие в проекте «Романсы на стихи М. Лермонтова». Подготовьте музыкальные записи для прослушивания их в классе и комментарии к ним. РАБОТА В ГРУППАХ
Поэт о поэте
На Поверке
О, этот Лермонтов опальный,
сын нашей собственной земли,
чьи строки, как удар кинжальный,
под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
сосредоточась, добр и зол,
как бы светящаяся туча
по небу русскому прошёл.
Я. Смеляков
Как выразил русский поэт XX века Ярослав Смеляков значение поэзии Лермонтова для потомков? Чем нравится вам это стихотворение?