Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Михаил Юрьевич Лермонтов

Любовная Лирика

* * *

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню;

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм

Кумир поверженный — всё бог!

1840 г.

Углубимся в текст стихотворения

1. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева — женщина, к которой поэт питал глубокое чувство до конца своих дней.

Чем волнует вас это стихотворение?

2. Как образ портрета в стихотворении передаёт неугасшее чувство любви лирического героя? Какие художественные средства способствуют этому?

3. Отметьте эпитеты, усиливающие глубину чувства автора.

4. Какому литературному направлению присущи использованные Лермонтовым в этом стихотворении мотивы разлуки и портрета, бледного призрака и страстей?

5. Объясните, как ритмика стихотворения способствует его музыкальности?

«А. О. Смирновой»

В простосердечии невежды

Короче знать вас я желал,

Но эти сладкие надежды

Теперь я вовсе потерял.

Без вас хочу сказать вам много,

При вас я слушать вас хочу;

Но молча вы глядите строго,

И я в смущении молчу.

Что ж делать?.. Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано...

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно...

1840 г.

Углубимся в текст стихотворения

1. Это стихотворение Лермонтов написал в альбом Александре Осиповне Смирновой-Россет, литературный салон которой он посещал в 1840— 1841 годах.

Как передаются в нём тонкие оттенки эмоций лирического героя, желающего завязать дружеские отношения?

2. Какова роль антитезы «без вас» — «при вас» в раскрытии внутреннего состояния автора?

3. Раскройте смысл двух последних строк этого стихотворения, ставших афоризмом.

«Сонет»

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной

Между бродящими блистает облаками.

Мне тягостно твоё владычество порой;

Твоей улыбкою, волшебными глазами

Порабощён мой дух и скован, как цепями,

Что ж пользы для меня, — я не любим тобой,

Я знаю, ты любовь мою не презираешь,

Но холодно её молениям внимаешь;

Так мраморный кумир на берегу морском

Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет,

А он, бесчувственным исполнен божеством,

Не внемлет, хоть её отталкивать не хочет.

1832 г.

Углубимся в текст стихотворения

1. Какими чувствами проникнуто это стихотворение, написанное в форме сонета?

2. Как противопоставляется образ прекрасной возлюбленной и состояние безответной любви в первых двух катренах?

3. Каким образом сравнение и противопоставление, использованные в заключительных трёхстишиях (терцетах), усиливают драматизм неразделенного чувства любви?

Для самостоятельной работы

1. Подготовьте выразительное чтение одного — двух стихотворений («Расстались мы, но твой портрет...», «А. О. Смирновой»,«Сонет»).

2. Прочитайте самостоятельно стихи Лермонтова, посвящённые теме любви («Нет, не тебя так пылко я люблю...». «Нищий», «Благодарю» и др.). Подготовьте выразительное чтение одного из них, объясните свой выбор.

3. Примите участие в проекте «Романсы на стихи М. Лермонтова». Подготовьте музыкальные записи для прослушивания их в классе и комментарии к ним. РАБОТА В ГРУППАХ

Поэт о поэте

На Поверке

О, этот Лермонтов опальный,

сын нашей собственной земли,

чьи строки, как удар кинжальный,

под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

сосредоточась, добр и зол,

как бы светящаяся туча

по небу русскому прошёл.

Я. Смеляков

Как выразил русский поэт XX века Ярослав Смеляков значение поэзии Лермонтова для потомков? Чем нравится вам это стихотворение?