Притча о блудном сыне
1. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Возвращение блудного сына. Графика. Гравюра. 1852—1860 гг.
2. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться.
3. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашёлся.
Вопросы и задания
Углубимся в текст притчи
1. На протяжении веков христиане всего мира славят Иисуса Христа за то, что он принес людям новое учение, главное в котором — любовь к Богу и любовь к ближнему. Из города в город переходил Иисус со своими учениками, уча людей праведной жизни и исцеляя неизлечимых больных. Он рассказывал небольшие истории иносказательного характера с нравоучительным смыслом — притчи, которые были понятны каждому простому человеку.
В чём, по вашему мнению, заключён поучительный смысл притчи о блудном сыне?
2. Почему отец не только простил младшего сына, но и устроил праздник по его возвращении? Каким сокровенным чувством было исполнено его отношение к младшему сыну?
3. Какой смысл вкладывал он в слова, говоря о нём: «...брат твой сей был мертв и ожил...»?
РАБОТА В ПАРАХ
4. Прочитайте выразительно диалоги отца с младшим и старшим сыновьями, передайте внутреннее состояние каждого из них.
5. Рассмотрите репродукцию картины немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда «Возвращение блудного сына». Устно опишите, как передаётся в ней содержание библейской притчи.
Для самостоятельной работы
6. Воспользовавшись Интернетом, запишите библейские афоризмы о мудрости, о жизни, о семье, о любви и др.
7. Из числа предложенных произведений русских и украинских поэтов и писателей, содержащих библейские мотивы, выберите одно и подготовьте его выразительное чтение: А. Пушкин. «Пророк», «19 октября 1827», «Отцы пустынники и жены непорочны»; М. Лермонтов. «Молитва» («Не обвиняй меня Всесильный...»), «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»); И. Тургенев. «Когда я молюсь»; И. Бунин. «За всё Тебя, Господь, благодарю!»; Т. Шевченко. «Давидові псалми», «Ісаія. Глава 35» (Подражаніє), «М. Костомарову»; Л. Украинка. «Єврейські мелодії» («Як Ізраїль діставсь ворогам у полон.»; И. Франко. «Легенда про вічне життя», «Притча про вдячність».
Расширяем Культурный Кругозор
По состоянию на октябрь 2015 года полностью или частично Библия переведена более чем на 2932 языка. Это значит, что примерно 90 процентов населения Земли могут читать Библию или отдельные её книги на родном языке.
Десять библейских Заповедей, данных Моисею Богом на горе Синай, были записаны на скрижалях, то есть высечены на двух каменных досках. Почему они были необходимы, стало понятно недавно. Когда в древности заключали письменный договор, каждая из сторон получала его текст. В данном случае Завет был заключён между Богом и его народом. С древнейших времен христиане совершали паломничество к горе Синай. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, паломников и просто туристов.
Рембрандт. Моисей, разбивающий Скрижали. 1659 г. Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.
1. Установите, какова историческая судьба библейских каменных скрижалей?
2. В изобразительном искусстве библейская тема воплощена на полотнах итальянцев Леонардо да Винчи, Джотто, Рафаэля, Караваджио и др., голландцев Рубенса, Рембрандта и др., французов Эжена Делакруа, Гюстава Доре и др., немца Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и др., россиян Александра Иванова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова и др.
Примите участие в подготовке проектов, создайте видеоматериалы, подготовьте комментарии, используйте литературу по искусству и Интернет-ресурсы: «Библия в изобразительном искусстве», «Музыкальные произведения на библейскую тематику», «Воплощение сюжетов и образов Библии в скульптуре», «Использование библейских сюжетов и образов в архитектуре», «Библейский кинематограф». • РАБОТА В ГРУППАХ