Агоны — состязания трагических поэтов во время праздников, посвящённых Дионисию.
Аллегория — (от греч. allegoria — иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: запечатление абстрактного понятия, идеи в предметном образе. Например, зелёная ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира.
Антитеза (от греч. antihthesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное в художественном произведении противопоставление образов, понятий, явлений.
Античная литература (от лат. аМщиш — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Вершинными творениями античной литературы являются дошедшие до нас поэмы Гомера и Гесиода, лирика Архилоха, Сапфо, Анакреонта, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, проза Геродота и Фукидида, труды Аристотеля.
Беллетрист — писатель, занимающийся художественной повествовательной литературой.
Библия — памятник духовной культуры человечества, собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве.
Буффонада — (от итал. buffonata — шутовство) — приём, используемый в цирке, на эстраде, в театре — подчёркнутое внешнее комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей (действий, явлений).
Веды — самые древние священные письмена. В своем начальном виде Веды сохранились в Индии. Слово «веда» означает «знания».
Вечные образы — литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи.
«Высокие» жанры — трагедии, эпические поэмы, оды, гимны, исторические картины.
Гекзаметр — шестистопный стих, самый употребительный размер античной поэзии.
Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Гомеровский вопрос — вопрос об авторстве древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера.
Гомеровский период — первый период становления античной литературы (серед. IX—VII в. до н. э.). Это название подчёркивает значение эпических поэм Гомера — «Илиады» и «Одиссеи», явившихся обобщением народнопоэтических героических песен предыдущего, долитературного периода и развитием лучших традиций народного творчества.
Гротеск (итал. grotesco — причудливый) — причудливое соединение фантастического и уродливо-комического изображения реальных явлений жизни в художественном произведении.
Деталь (художественная) — выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.
Жанр литературный (от франц. genre — род, вид) — разновидность художественного произведения: роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, басня и др.
Идея — основная мысль художественного произведения.
Интерпретация — творческое переосмысление и раскрытие образа, темы, литературного или музыкального произведения, предполагающее собственную оценку.
Интонация — основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
Ирония (от греч. eironeia — притворство, насмешка) — осмеяние, выражение насмешки. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней, положительной формой высказывания.
Историко-литературный процесс — процесс возникновения и развития литературно-художественного творчества со времени его основания и до настоящего времени.
Канцона (итал. — песня) — форма итальянской поэзии.
Катарсис — очищение собственной души через приобщение к чужому страданию.
Классицизм — первое общеевропейское литературно-художественное направление, для которого характерно строгое следование определенным нормам и правилам. Классицизм возник в Италии в XVI веке, постепенно распространился по всей Европе, но наивысшего расцвета достиг в XVII веке во Франции. Термин классицизм образован от латинского слова classicus — «образцовый». Классицисты стремились подражать образцам античного, классического искусства.
Комедия (от греч. comoidia — песня веселой толпы) — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
Комическое — смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.
Комментарий — (от лат. commentatius — заметки, толкование) — толкование, разъяснение смысла текста.
Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — построение художественного произведения.
Конфликт (от лат. couflictus — столкновение) — столкновение, борьба, на основе которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, движущей развитие драматургического действия.
Коран (по-арабски «аль-куран» — «то что, читают вслух») — священная книга мусульман и одновременно выдающийся памятник арабской и мировой культуры.
Легенда (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть) — произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное и фантастическое.
Лирика (от греч. lyra — муз. инструмент, под аккомпанемент которого испонялись стихи, песни и т. п.) — (наряду с эпосом и драмой) — один из трёх родов художественной литературы.
Лирический герой — это образ поэта в лирике, своего рода художественный «двойник» автора-поэта.
Лирическое произведение — произведение, в котором выражаются мысли, чувства и настроение самого автора, вызванные различными явлениями жизни.
Лирическое отступление — форма авторской речи; слово автора повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий с целью их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения.
Литературно-художественное направление — совокупность содержательных и художественных особенностей, характерных для творчества целого ряда писателей (классицизм, романтизм, реализм и др.)
Мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного содержания.
«Маленький человек» в литературе обозначает героев, которые занимают одно из низших социальных мест.
Медитативный стиль — в лирическом произведении: воспевание женщины на расстоянии.
Мелика — общее название лирической поэзии древних греков, предназначенной для распевания сольно или хором («хоровая мелика»).
Метафора (от греч. metaphora) — перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними по принципу подобия.
Монолог (от греч. monos — один) — речь одного человека в произведении.
Миниатюра — художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.
Мотив (от франц. motif — мелодия, напев) — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в ряде фольклорных и литературно-художественных произведений.
Научная фантастика — изображение фантастически преображаемого наукой мира.
«Низкие» жанры — комедии, сатиры, басни.
«Ноэли», «сказки» или «святки» — жанр, заимствованный из европейского песенного святочного фольклора (фр. noel — святки). Они представляли собой пародию на библейские сюжеты; с конца XVIII века превратились в сатирические обозрения событий уходящего года. Жанр был популярен в русской литературе первой четверти XIX века.
Ода — стихотворное произведение, восхваляющее отечество, великие исторические события и государственных деятелей. Для оды характерен возвышенный, торжественный стиль изложения.
Олицетворение (от греч. prosopon — лицо и poieo — делаю) — перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.
«Онегинская строфа» — стихотворная форма романа в стихах «Евгений Онегин». Она состоит из 14 стихов, в которых Пушкин последовательно применил три наиболее распространенные приёма рифмовки: перекрестную рифму (АБАБ), парную или смежную (ААББ), опоясывающую (АББА). Строфа оканчивается двумя стихами с парной рифмовкой (ББ).
Пародия (от греч. parodia, букв. — перепев) — смешное, искаженное подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).
Пасквиль — клеветническое сочинение с оскорбительными нападками на кого-л., что-л.
Пафос (от греч. pathos — страдание, воодушевление, страсть) — в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.
Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение природы в художественном произведении.
ПЕН-клуб — международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, работающих в различных жанрах художественной литературы. Название клуба — ПЕН — это аббревиатура от английских слов «поэт», «эссеист», «новеллист», складывающаяся в слово «пен» (pen) — авторучка.
Петраркизм — название индивидуального стиля Петрарки, сочетающего страстность и поэтическую выразительность его сонетов.
Повесть — один из видов эпических произведений. По охвату событий повесть меньше, чем роман, но больше, чем рассказ.
Подтекст — скрытый смысл высказывания, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Правила «трёх единств»: действия, места и времени в драме классицизма. Стремясь к правдоподобию, т. е. к «подражанию природе», писатели широко использовали «единство места» — действие должно было происходить в одном и том же месте (например, во дворце). «Единство времени» укладывалось в одни сутки. Добиваясь простоты и ясности содержания, писатели строили пьесу на одной сюжетной линии (единство действия).
Прециозная литература — (от франц. précieux — изысканный, жеманный) — аристократическое направление во французской литературе XVII века.
Притча — небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.
Прототип (от греч. prototypon — прообраз) — реально существовавшее лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.
Резонёр — герой классицистической комедии, в уста которого автор вкладывает своё отношение к изображаемому.
Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Реферат — краткое изложение основного содержания книги, статьи или другого научного источника.
Романтизм в литературе — это художественное направление, отразившее разочарование в итогах Великой Французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Романтизм утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, стремление к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления жизни. Разлад между идеалом и действительностью — основа романтического мировосприятия и искусства. Романтизм отражает интерес к национальному прошлому, традициям фольклора, культуре своего и других народов.
Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.
Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса.
Секстина — стихотворение из 6 строф по 6 стихов в каждой, обычно нерифмованных.
Сонет (от итал. sonetto, от прован. sonet — песенка) — лирический жанр, твердая стихотворная форма из 14 строк. В эпоху Возрождения он ознаменовал начало новой поэзии.
Социально-психологический роман — прозаический литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный период его жизни, раскрывающее его психологические характеристики и психологию его взаимодействия с окружающими.
Сравнение — сопоставление одного явления или предмета с другим.
Средневековая литература — литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке.
Стих (от греч. stichos — ряд, порядок, строка) — одна строка стихотворения, единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» также употребляется в значении «стихотворения».
Стихотворение — небольшое произведение в стихах. Стихотворная речь (в отличие от прозы) ритмически упорядочена, состоит из сходно звучащих отрезков — строк, строф; многие стихотворения имеют рифмы.
Строфа (от греч. strophe — поворот) — группа стихотворных строк (две, четыре, шесть, восемь и т. д.), объединённых общей мыслью, одинаковым ритмом, определенным сочетанием рифм.
Суры — названия разделов Корана.
Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.
Талия — муза комедии у древних греков.
Танка — пятистрочная японская стихотворная форма.
Трагедия — один из видов драмы, в основе которого лежит напряжённый, непримиримый конфликт, заканчивающийся гибелью героя.
Фаблио, фабльо (от лат. fabula — басня, рассказ) — один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей.
Фабула — (латин. fabula — басня, сказка). Содержание событий, изображаемых в литературном произведении в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения.
Хайку — традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой трёхстишие.
Шванк — жанр немецкой городской средневековой литературы, аналогичный французскому фаблио; небольшой юмористический рассказ в стихах, а позднее в прозе, часто сатирического и назидательного характера. Возник в Германии в XIII веке.
Эмбатерии — боевые и походные песни в Древней Греции.
Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.
Эпиграмма (от греч. epigramma, букв. — надпись) — краткое сатирическое стихотворение.
Эпиграф (от греч. epigraphs — надпись) — небольшой текст, помещаемый автором перед своим произведением, чтобы помочь читателю понять его главную мысль. Это может быть цитата, отрывок из стихотворения, пословица.
Эпизод (от греч. epeisodion — вставка, дополнение) — отрывок художественного произведения, относительно самостоятельный и завершенный.
Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — художественное определение, помогающее представить предмет, почувствовать отношение к нему автора: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...» (А. Пушкин).
Эпическое произведение — художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: басня, сказка, рассказ, повесть, роман и др.
Эссе — сочинение-рассуждение; в зависимости от темы оно может иметь литературно-критический, публицистический, историко-биографический, научно-популярный, философский характер.