Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Из Литературы Античности, Средневековья И Эпохи Возрождения

Пусть опрокинет статуи война,

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена

Грядущие столетья не сотрут.

Уильям Шекспир

1. Что вы знаете из уроков истории, прочитанных книг, увиденных кино- и телефильмов о Древней Греции и Риме?

2. Достижения культуры античного мира были настолько впечатляющими, что иностранцы назвали их «эллинским чудом». И сегодня можно увидеть толпы людей возле статуи Венеры Милосской, крылатой Ники Самофракийской, нескончаемые потоки туристов к Парфенону в Афинах, к Колизею и Форуму в Риме.

Чем можно объяснить такую жажду наших современников к познанию античной культуры?

У Истоков Античной Литературы

Из всех древних государств только два — Эллада (Древняя Греция) и Рим — называются античными (от лат. antiquus — древний). Всё, что связано с этими государствами, получило название античный: античный мир, античная культура, античная история...

От античной эпохи нас отделяет почти три тысячелетия, но интерес к античному наследию не угасает. Маленькая страна Эллада за период своего существования достигла такого высокого уровня развития во всех областях человеческих знаний, культуры, литературы, что мы не перестаём задавать себе вопрос: как это могло случиться? И почему созданное много веков назад, в далёкой древности, так притягивает нас к себе?

В человеке всегда живёт неистребимое желание заглянуть в далёкое прошлое, в пору человеческого детства, чтобы лучше понять не только то время, но и через него — своё время, узнать, каким был человек, как жил, о чём думал, как созидал удивительные духовные и материальные ценности. И ответы на все эти вопросы мы находим в том античном наследии, которое дошло до нас.

Античная культура — бесценный свидетель седой старины. Но время было беспощадно к ней. Поэтому мы можем только представить себе величественную красоту Парфенона и Колизея, совершенство форм и пропорций статуй, которыми были украшены Афины... Дошедшие до нас руины вызывают восторг и удивление перед гением народа, когда-то сотворившим эти шедевры архитектуры. Литературных памятников тоже осталось немного. Так, из 90 произведений древнегреческого драматурга Эсхила до нас дошло семь, из лирики Сапфо — ни одного законченного стихотворения. Но сохранившееся бесценно, потому что античная литература доносит до нас живое дыхание далёкой эпохи, повествуя о делах и духовном мире человека. Окунаясь в этот чарующий мир, оживающий перед нами в поэмах Гомера и Вергилия, в лирике Сапфо и Катулла, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана и Плавта, мы преодолеваем время и пространство. Мы переживаем незабываемые мгновения приближения к античности, ощущаем причастность к судьбе её героев, сочувствуем им, наслаждаемся художественным совершенством образов, красотой и силой мысли их творцов.

Афинский Акрополь. Парфенон

Мысленно перенесёмся в тысячелетие до н. э. в восточное Средиземноморье, на его каменистую землю, окружённую морем с многочисленными островами, которые населял маленький народ, достигший таких невиданных высот в материальной и духовной культуре.

Этот народ, называвший себя эллинами, а свою страну Элладой, был очень одарённым. Эллины тонко чувствовали и ценили красоту во всех её проявлениях. В истории развития человечества эллины (позже римляне назовут их греками, а страну — Грецией) заняли место, на которое не может претендовать ни один другой народ. Эллины стали преемниками крито-микенской культуры и ощущали влияние старших по возрасту цивилизаций Ближнего Востока. Все эти влияния переплавлялись в памяти народа. Смутные воспоминания о древних временах, героические сказания о подвигах предков передавались из поколения в поколение, составляя канву устного народного творчества.

Богатая мифология приобретала новое звучание, а боги всё более походили на идеализированных людей. Мифология стала не только формой сознания, но и почвой, на которой вырастала сначала греческая, а затем римская литература, арсеналом, откуда художники и поэты заимствовали темы, сюжеты, образы своих произведений. Стихотворную форму античным писателям подсказала народная поэзия.

Все эти факторы: одарённость народа, культурное наследие, устнопоэтическое народное творчество и, наконец, богатейшая мифология — содействовали всплеску умственных и духовных сил эллинов, тому подъёму, который вызвал возникновение и дальнейшее развитие культуры и литературы античной Эллады.

Вершинными творениями античной литературы являются дошедшие до нас поэмы Гомера и Гесиода, лирика Архилоха, Сапфо, Анакреонта, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, проза Геродота и Фукидида, труды Аристотеля. Они стали достоянием и гордостью мировой литературы.

В VIII—VII вв. до н. э. эллинская античная культура и литература распространяются по всему Средиземноморью, берегам Чёрного и Каспийского морей. В эпоху Александра Македонского она проникает на Восток, включая Индию и Среднюю Азию.

В I в. до н. э. Рим становится огромной империей, в состав которой входит и Греция. Но, как это не раз бывало в истории, победители на поле боя оказались побеждёнными во многих областях культуры. Римлянин учился у эллина, римская поэзия усваивала уроки греческой.

Венера Милосская. Около 130—100 до н. э.

«Золотым веком» римской литературы стал период с I века до нашей эры по I век нашей эры, когда она плодотворно взаимодействовала с греческой литературой. В поэзии прославились Лукреций — автор философской поэмы «О природе вещей», страстный лирик Катулл, творец римского эпоса «Энеида» Вергилий, сочинитель од и сатир Гораций, поэт-изгнанник Овидий, создавший «Метаморфозы» и «Скорбные элегии». Их творчество, влившись в широкое русло античной литературы, стало продолжением традиции греческого наследия. Сохраняя и приумножая это наследие, римские поэты создали благодатную почву для возникновения и развития новых европейских литератур.

Почти все античные литературные жанры: эпос, элегия, ода, гимн, идиллия, трагедия, комедия — стали достоянием европейских литератур. Мировая литература получила бесценные сокровища — образцы совершенных художественных произведений разных жанров. Это была настоящая школа и эталон мастерства для европейских литератур. Французский писатель XVIII века, ревностный почитатель античной классики Жан де Лабрюйер отмечал: «Чтобы достичь совершенства в словесности и — хотя это очень трудно — превзойти древних, нужно начинать с подражания им».

Европейские литературы прошли этот путь. Но античная литература не потускнела и не состарилась, сыграв великую роль в формировании национальных литератур. Её второе рождение произошло в Италии в Х^ веке, дав название одному из величайших взлётов человеческого духа — эпохи Возрождения (Ренессанса). Оно охватило все страны Западной Европы. Светлые идеалы Античности — человек как мера всего, его духовная и физическая красота, личная свобода и достоинство — стали ценностными приобретениями европейских культур. Духовную красоту человека, верность в любви воспевали Данте и Петрарка, человеческое достоинство и свободу отстаивал Дон Кихот, Ромео и Джульетта стали вечными символами всепобеждающей любви и преданности.

В ХVIII веке вновь усиливается внимание к произведениям античных авторов. На разные языки переводятся эпические поэмы Гомера, стихи других поэтов, трагедии и комедии, вводится изучение древнегреческого и латинского языков в школах.

В стороне от этих процессов не остались русская и украинская литературы, в том числе. К сюжетам и образам античной литературы обращались Григорий Сковорода, Василий Жуковский, Иван Котляревский, Александр Пушкин, Тарас Шевченко, Леся Украинка.

Античная муза вдохновляла на творчество, оказывала влияние на формирование национальных культур. Без поэмы Ивана Котляревского «Энеида» трудно представить становление и дальнейшее развитие украинской литературы. Писатель перенёс сюжетные события поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия на украинскую почву. Главный герой поэмы И. Котляревского Эней и его товарищи выступают перед читателями, как кошевой атаман и украинские казаки. Нравственное поведение, язык, обычаи, одежда, оружие Энея и его товарищей — всё это запорожское, украинское. В фигурах олимпийских богов легко распознать украинских панов-помещиков с их разгульным нравом, и беспредельной властью над людьми. Поэма И. Котляревского в истории украинской литературы стала первым произведением, изданном на украинском языке в 1791 году.

Познакомившись с отдельными произведениями античных авторов, вы убедитесь, что и сегодня они не утратили интереса в равной степени ни для писателей, ни для художников, ни для читателей.

1. Что мы называем Античностью?

2. Почему эллины смогли создать великую литературу, которая своей гуманностью и художественным совершенством продолжает восхищать наших современников?

3. Чем объяснить тесное взаимодействие древнегреческой и древнеримской литератур?

4. Почему мы называем античную литературу основой европейских литератур?

5. Рассмотрите изображение статуи Венеры Милосской — знаменитого произведения античного искусства. Известно ли вам, почему она так изображена?

Для самостоятельной работы

6. Составьте план статьи «У истоков античной литературы».