Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия

Маша и Миша увидели Мальвину, у которой в руке была связка книг. Мальвина поздоровалась с детьми и спросила:

— Вы ещё не записаны в нашу Библиотеку? Пойдёмте со мной. Михаил Потапович вас полюбит: Миша и Маша — его любимые имена.

— А кто такой Михаил Потапович? — робко спросил Миша.

— Это Главный Библиотекарь Лесной Библиотеки, — с уважением в голосе сказала Мальвина. — Не отставайте!

Ты догадываешься, кто такой Михаил Потапович? А почему Миша и Маша его любимые имена?

Подсказка: посмотри на странице 61 выставку книг ко дню рождения Михаила Потаповича.

Дети познакомились с Михаилом Потаповичем и записались в библиотеку.

— Что я посоветую вам почитать? — спросил Главный Библиотекарь. — Сначала посмотрим, какие книги прочитали и возвратили в библиотеку Мальвина и Знайка. Может быть, вам тоже захочется их почитать.

Мальвина возвратила в библиотеку три прочитанные ею книги: «Русские народные сказки», Дональд Биссет «Сказки», Григорий Остер «Котёнок по имени Гав».

Знайка возвратил в библиотеку две книги:

«Мои любимые стихи» и Лев Толстой «Рассказы и сказки».

Какие из этих книг тебе знакомы?

— Маша, я хочу, чтобы ты мне всё это прочитала, — попросил Миша.

Маша растерянно посмотрела на Михаила Потаповича.

— Книги можно взять домой, а потом вернуть в библиотеку, — подсказал Главный Библиотекарь. — А можно почитать здесь же, в читальном зале.

— Здесь так уютно и прохладно. Мы почитаем здесь, — решила Маша.

Главный Библиотекарь открыл книгу сказок английского писателя Дональда Биссета и показал детям страницу, на которой было написано:

— Страница СОДЕРЖАНИЕ может быть в начале книги, а может быть в самом конце, — пояснил Михаил Потапович. На ней написаны названия произведений и указано, на какой странице искать каждое из них.

— Я хочу почитать сказку «Шшшшш!» — попросил Миша, который уже выучил все буквы.

Помоги Мише определить, на какой странице надо открыть книгу сказок Биссета, чтобы прочитать сказку «Шшшшш».

Найди в конце хрестоматии страничку СОДЕРЖАНИЕ. Посмотри, на какой странице указана сказка Д. Биссета «Шшшшш». Проверь, действительно ли она начинается на этой странице.

Дональд Биссет

 

Дональд Биссет

ШШШШШ!

Случается же такое на свете — потерялся однажды Шшшшш!

Хорошо ещё, что полисмен нашёл его и спрятал в шкаф в полицейском участке. А потом записал его имя в книгу находок и на доске объявлений вывесил объявление.

И все, кто проходил мимо, останавливались и читали это объявление.

— Что там написано? — спросил маленький мальчик свою маму.

— Написано, что потерялся Шшшшш! — ответила мама.

— А как это он потерялся? — опять спросил мальчик.

— Шшшшш, замолчи.

Официантка из соседнего кафе тоже увидела это объявление и тут же побежала на кухню, чтобы посмотреть, не ее ли чаиники и кофеиники потеряли Шшшшш! Но чайники и кофейники продолжали кипеть, и все их Шшшшш! были на месте.

...А машинист паровоза, увидев объявление, побежал скорее на вокзал к своему паровозу, чтобы проверить — вдруг это его паровоз потерял Шшшшш! К счастью, все паровозные Шшшшш! были тоже на месте. У каждого настоящего паровоза должно быть много Шшшшш! Иначе паровоз не сможет делать:

— Шшш-шшш, шшш-шшш...

Потом к объявлению подошёл мальчик с собакой. Собака от удивления перестала лаять и начала бегать вокруг и принюхиваться. Она искала, куда же девался Шшшшш! Смешная собачонка, ей бы следовало знать, что Шшшшш! ничем не пахнет. Мальчик прочитал объявление и поднялся по ступенькам в полицейский участок.

— Это я потерял!.. — сказал он.

— Что ты потерял? — переспросил его полисмен. Тут собака залаяла опять.

— Шшшшш! — шикнул на неё полисмен.

— Вот это самое! — сказал мальчик.

Полисмен открыл шкаф и выпустил Шшшшш!

Шшшшш! очень обрадовался, что наконец-то он нашёлся.

— Распишитесь вот здесь! — сказал полисмен мальчику.

Собака опять залаяла.

— Шшшшш! — сказал ей мальчик. — Не шшшшшуми, пожалуйста!

И собака перестала шшшшшуметь.

(Перевод Н. Шерешевской)

 

Миша думает, что Шшшшш — это имя собачки.

И ты тоже так думаешь?

Попробуй дома сочинить свою сказку под названием «Ооооо!» или «Ааааа!»

Маша и Миша захотели почитать сказку «Бац!». На какой странице надо открыть книгу Дональда Биссета «Сказки», чтобы прочитать сказку «Бац!»?

 

Дональд Биссет

БАЦ!

В дыре в стене в комнате в доме в переулке в городе в стране в мире во вселенной жила-была мышка. Звали её Элис.

Как-то раз Элис лежала на перинке, ела сыр и наблюдала за пауком на потолке, который старался перепрыгнуть с одной балки на другую.

Он висел на длинной нитке и изо всех сил раскачивался. Раз — туда, два — обратно, три — туда, бац! — он набил себе здоровенную шишку о балку и пополз назад к паутине.

Настроение у него испортилось.

Он посидел, подумал и решил сделать последнюю попытку. На этот раз перепрыгнул.

Когда Элис надоело наблюдать за пауком, она побежала в зоопарк к своему приятелю Бобу — кенгуру.

Боб в этот день надел новые ботинки на каучуковой подошве, чтобы удобнее было прыгать.

Когда явилась Элис, он как раз тренировался.

— Смотри, как высоко я прыгаю! — сказал Боб и подпрыгнул.

Высоко-высоко, даже выше ограды; а потом ещё выше — выше домов; а потом ещё выше — даже выше башен и колоколен, а потом... но в эту минуту над ним пролетал самолёт, и Боб со всего размаха бац! — набил себе здоровенную шишку, стукнувшись о крыло самолёта.

«Ну и ну! — подумала Элис. — Прямо как паук головой о балку».

Но Боб подпрыгнул ещё раз — высоко-высоко, почти до самого Солнца. А потом пошёл к сторожу зоопарка, и сторож сделал ему холодную примочку, чтобы шишка скорее прошла.

После этого Элис и Боб вместе поужинали.

А после ужина Элис вернулась домой и сделала холодную примочку пауку.

«Вот это друг!» — подумал паук.

Он устроился поудобнее в паутине и заснул.

(Перевод Н. Шерешевской)

— Какая славная эта Элис, — сказала Маша.

А ты как думаешь?

— Паук и Боб — очень упорные ребята! — сделал вывод Миша.

Ты с ним соглашаешься?

— Я хочу прочитать сказку «Под ковром», — вдохновился Миша.

— Вам необходим небольшой перерыв, — вдруг сказал Михаил Потапович. — Погуляйте немного по саду около библиотеки, подышите воздухом.

Дети вышли в сад и огляделись по сторонам. Избу-библиотеку со всех сторон обступили подсолнухи. У живого забора из репейников густо росла крапива. В саду было много белоголовых одуванчиков и совсем юных ромашек.

— Знакомый набор растений, — задумчиво сказала Маша.

А тебе эти растения не кажутся знакомыми?

На единственной клумбе росли только колокольчики. Маша присмотрелась: колокольчики протягивали детям свои широкие ладошки-листики, на которых были записаны стихи.

— Это стихотворение мне подарил знакомый мышонок, — сказал Розовый Колокольчик и протянул одну ладошку детям.

 

Андрей Усачёв

ШУРШАЩИЕ СТИХИ

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш,

И дождь шуршит,

И мышь, шурша, в нору спешит.

А там тихо-онечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...

Но все вокруг возмущены:

— Как расшуршались шалуны!

Шуршат на малышей кусты.

Шуршат им с дерева листы.

Шуршит рассерженный камыш,

И дождь шуршит,

И мама-мышь.

Весь лес шуршит им:

— Шалуны,

Не нарушайте тишины!

Но их не слышат шесть мышат.

Давно мышата не шуршат.

Они легли пораньше спать,

Чтоб не мешать

Большим Шуршать!

 

— Я теперь понял, что такое Шшшшш! — просиял Миша.

Как стихотворение Андрея Усачёва помогло Мише понять, что такое «Шшшшш!»? Сумеешь прочитать это стихотворение так, чтобы слышалось шуршание?

— Моя подружка пчела принесла вот это стихотворение, — сказал Золотистый Колокольчик.

 

Марина Бородицкая

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела. 

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ:

«А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

— А это любимое стихотворение моей приятельницы синички, — сказал Синий Колокольчик.

 

Елена Благинина

Над сугробом — синь-синь,

Под сугробом — тень.

Капли с крыши — дзинь-дзинь,

А синицы — цвинь-цвинь,

Рван кафтанчик скинь-скинь,

Целенький надень!

Кто же расшифровал жужжание пчелы: мальчик, которого она укусила, или поэт Марина Бородицкая?

Можно ли сказать, что поэты Марина Бородицкая и Елена Благинина понимают язык насекомых и птиц?

Поэты — наблюдательные люди или фантазёры?

Маша и Миша попрощались с колокольчиками и поспешили в библиотеку, но у самого порога кто-то больно укусил сначала Мишу, а потом и Машу. Это была Крапива.

— Дети, не сердитесь! Очень поговорить хочется, — смущённо сказала Крапива. — Я видела, как вы читали стихотворение Благининой. Так у нас есть целая книга её стихов. Михаил Потапович подарил её мне, Серебряному Одуванчику и Золотой Ромашке в честь начала лета.

Удивлённые дети открыли книгу.

— Почитайте мне, пожалуйста, то, что я больше всего люблю, — попросила Крапива.

— А что же любит Крапива? — задумался Миша.

Если ты это помнишь, помоги Мише. Скажи, на какой странице надо открыть книгу Елены Благининой, чтобы найти нужные тексты.

Маша открыла книгу и прочитала такое стихотворение:

 

Варежки у Вари

Пропали на бульваре.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Как ты думаешь, Маша открыла книгу там, где надо?

А какая это страница в книге? Как называются такие стихотворные тексты? Ты умеешь их быстро говорить?

— Как я мечтаю, чтобы и мне почитали мои любимые... — сказал Серебряный Одуванчик.

Ты помнишь, какие тексты любят одуванчики? Как порадовать Серебряного Одуванчика? На какой странице открыть книгу Елены Благининой?

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар, сладкая!

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные-вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

 

Скажи, что особенного в любимых стихах Одуванчика?

Как по-другому называются эти стихи?

Ты знаешь все отгадки?

— Пойдём скорее в Библиотеку, — попросил Машу Миша. — Хочу быстрее прочитать сказку «Под ковром». Забыл, кто её написал...

А ты помнишь?

 

Дональд Биссет

ПОД КОВРОМ

Тигр и лошадь жили под ковром в гостиной. Они были закадычными друзьями.

Им нравилось жить в гостиной, потому что они любили принимать гостей.

В том же доме жила девочка Шейла. Однажды она спросила их:

— Как это вы умещаетесь под ковром?

— Очень просто, мы ведь воображаемые, — ответили они.

— Я воображаемый тигр.

— А я воображаемая лошадь.

— А где же твоё сено? — спросила Шейла у лошади.

— Под ковром, — ответила лошадь. Это ведь воображаемое сено.

— А твои кости тоже под ковром? — спросила она у тигра.

— Кости? Конечно, — ответил тигр и облизнулся.

А потом он спрятался под ковёр. Лошадь последовала за ним, и Шейла осталась одна.

Она достала лист бумаги, нарисовала несколько кусочков сахара и сунула рисунок под ковёр.

Чуть погодя она услышала похрустывание и «чам-чам-чам» — лошадь ела сахар с большим удовольствием.

Тогда Шейла написала на клочке бумаги записку: «Что любят тигры?» — и сунула записку под ковёр.

Под ковром зашушукались, затем высунулась лошадиная голова и сказала:

— Бутерброды с сеном!

Шейла не поверила.

— Ах ты, гадкая лошадь! — сказала она. — Бутерброды с сеном любят не тигры, а лошади.

Пойди и спроси, что он хочет!

Лошадь спряталась, и вылез тигр.

— Я хочу ручные часы, — сказал он. — Чтобы знать, который час.

— Хорошо! — сказала Шейла.

Она нарисовала ручные часы и протянула ему.

А потом нарисовала бутерброды с сеном для лошади. Тигр исчез. Но вскоре оба появились опять.

— Большое-большое тебе спасибо, Шейла! — сказали они и поцеловали её.

— Подумайте, что вам ещё надо, и скажите скорей, — сказала Шейла. — А то мне пора уже идти спать.

— Нам бы хотелось ещё зонтик! — сказали тигр и лошадь.

— Зонтик? — удивилась Шейла. — Разве под ковром идёт дождь? Ах да! Это воображаемый дождь.

— Ну конечно! — сказали они.

И она нарисовала им зонтик.

— Спасибо! — сказали тигр и лошадь. — Спокойной ночи.

— Спокойной ночи! — ответила Шейла и пошла спать.

Но потом ей вдруг пришло в голову: «Наверное, ужасно обидно, когда есть новый красивый зонтик и нет дождя!» И она нарисовала на большом листе бумаги дождь, спустилась на цыпочках в гостиную и сунула дождь под ковёр.

Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нём как в лодке.

«Наверное, я нарисовала слишком много дождя», — подумала Шейла.

После завтрака она опять пришла в гостиную. Мама в это время как раз подметала ковёр. Ни воды, ни зонта, ни тигра, ни лошади — ничего не осталось.

Шейла взяла свой альбом для рисования и нарисовала тигра и лошадь крепко спящими. Скоро мама ушла. А Шейла всё сидела и глядела на огонь в камине. В гостиной было тихо-тихо, и только из-под ковра доносился громкий храп.

(Перевод Н. Шерешевской)

 

— Наверное, Шейле никогда не бывает скучно, — сказала Маша.

Ты можешь объяснить Машины слова?

— Если ты вообразил кого-то, то о нём обязательно надо заботиться? — спросил Миша.

Как ты ответишь Мише?

— Интересно, если бы мама Шейлы вошла в комнату, она бы услышала храп из-под ковра? — опять спросил Миша.

А ты как думаешь?

Михаил Потапович сказал:

— У русского поэта Николая Друка есть очень короткая сказка, в которой мальчик Коля чем-то похож на девочку Шейлу.

 

Владимир Друк

СКАЗКА

Летела швабра.

— Мама, — спросил Коля, а разве швабры летают?

— Нет, конечно, — ответила мама. И швабра упала.

Ты догадываешься, почему упала швабра?

А почему она летела, ты понимаешь?

Чем же Коля похож на Шейлу?

Михаил Потапович объяснил Маше и Мише один из секретов литературы:

— В жизни девочка Шейла — это просто девочка, а мальчик Коля — это просто мальчик. В литературе совсем не так. Шейла — это ГЕРОИНЯ сказки Дональда Биссета. Коля — это ГЕРОИ сказки Николая Друка.

— Значит, Маша из сказки «Маша и медведь» — это ГЕРОИНЯ, а моя сестра — это просто Маша? — спросил Миша.

Как ты ответишь Мише?

— Интересно узнать, — вдруг сказала Мальвина, обращаясь к Главному Библиотекарю, — в нашей библиотеке есть учебники, по которым Маша учится в школе?

— Конечно, — улыбнулся Михаил Потапович, — и снял с полки учебник «Окружающий мир».

— Можно я посмотрю страницу СОДЕРЖАНИЕ? — попросила Мальвина. Она открыла учебник в самом конце и начала читать страничку СОДЕРЖАНИЕ:

Мальвину заинтересовала глава «Животные — часть природы». Но номер странички был чем-то испачкан.

Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ в своём учебнике «Окружающий мир» и помоги Мальвине найти нужную главу.

К детям подошёл Знайка. В руках у него была толстая книга, на обложке которой было написано: Борис Заходёр «ИЗБРАННОЕ».

— Избранное — это какое? — с уважением в голосе спросил Миша.

— Избранное — это самое лучшее, — то, что отобрали, избрали, — пояснил Михаил Потапович.

— А мы знаем какие-нибудь произведения Бориса Заходёра? — спросил Миша.

— Конечно, знаем, — уверенно сказала Маша. — Заходер — поэт. Он написал стихи про Рапунов, про... забыла... Ещё он написал небылицу в стихах, которая называется... опять забыла...

Ты поможешь Маше вспомнить, какие стихи написал Борис Заходер? Это можно уточнить в учебнике, если полистать пятую главу «В Лесной школе».

Знайка открыл книгу Б. Заходера «Избранное» и показал детям, что Заходер пишет не только стихи, но и сказки.

— Хотите, почитаем вместе мою любимую сказку «Серая Звёздочка»? — спросил он. — Только она очень длинная. Придётся читать её с перерывами.

 

Борис Заходер

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА

— Ну так вот, — сказал папа Ежик, — сказка эта называется «Серая Звёздочка», но по названию тебе ни за что не догадаться, про кого эта сказка. Поэтому слушай внимательно и не перебивай.

Все вопросы потом.

— А разве бывают серые звёздочки? — спросил Ежонок.

— Если ты меня ещё раз перебьёшь, не буду рассказывать, — ответил Ежик, но, заметив, что сынишка собирается заплакать, смягчился: — Вообще-то их не бывает, хотя, по-моему, это странно: ведь серый цвет самый красивый. Но одна Серая Звёздочка была.

Так вот, жила-была жаба — неуклюжая, некрасивая, вдобавок от неё пахло чесноком, а вместо колючек у неё были — можешь себе представить! — бородавки. Брр!

К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она — жаба. Во-первых, потому, что была она совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

Ежонок засопел в знак согласия.

— Ну вот, Деревья, Кусты и Цветы очень любили жабу и поэтому звали её самыми ласковыми именами. Особенно Цветы.

— А за что они её так любили? — тихонечко спросил Ежонок.

Отец насупился, и Ежонок сразу свернулся.

— Если помолчишь, то скоро узнаешь, — строго сказал Ёжик. Он продолжал: — Когда жаба появилась в саду, Цветы спросили, как её зовут, и, когда она ответила, что не знает, очень обрадовались.

«Ой, как здорово! — сказали Анютины Глазки (они первыми увидели её). — Тогда мы сами тебе придумаем имя! Хочешь, мы будем звать тебя... будем звать тебя Анютой?»

«Уж лучше Маргаритой, — сказали Маргаритки. — Это имя гораздо красивее!»

Тут вмешались Розы — они предложили назвать её Красавицей; Колокольчики потребовали, чтобы она называлась Динь-Динь (это было единственное слово, которое они умели говорить), а цветок по имени Иван-да-Марья предложил ей называться «Ванечка-Манечка».

Ежонок фыркнул и испуганно покосился на отца, но Ежик не рассердился, потому что Ежонок фыркнул вовремя. Он спокойно продолжал:

— Словом, спорам не было бы конца, если бы не Астры. И если бы не Учёный Скворец.

«Пусть она называется Астрой», — сказали Астры.

«Или, еще лучше, Звездочкой, — сказал Ученый Скворец. — Это значит то же самое, что Астра, только гораздо понятнее. К тому же она и правда напоминает звёздочку. Вы только посмотрите, какие у неё лучистые глаза! А так как она серая, вы можете звать ее Серой Звездочкой. Тогда уж не будет никакой путаницы! Кажется, ясно?»

И все согласились с Учёным Скворцом, потому что он был очень умный, умел говорить несколько настоящих человеческих слов и насвистывать почти до конца музыкальное произведение, которое называется, кажется... «Ёжик-Пыжик» или как-то в этом роде.

За это люди построили ему на тополе домик.

С тех пор все стали называть жабу Серой Звездочкой...

Пока Знайка вслух читал сказку, в библиотеку пришли Незнайка с девочкой в красной шапочке (из какой она сказки?), Буратино и Алёнушка с братцем Иванушкой. Все они присоединились к слушателям.

— Мне больше всего понравилось имя для лягушечки, которое предложил цветок Иван-да-Марья, — тихо сказала Алёнушка.

— Это не лягушечка, а жаба, — улыбнулся Знайка. — А мне больше всего понравилось имя Астра, потому что в переводе с греческого языка «астра» — это звезда.

Как ты объяснишь выбор Алёнушки? Какие ещё имена предлагали цветы?

Почему именно такие?

Догадываешься ли ты, почему все Деревья, Кусты и Цветы любили маленькую жабу?

Во время перерыва Знайка протянул Маше и Мише книгу, которую принёс, чтобы вернуть в библиотеку. Это была книга «Мои любимые стихи».

Дети открыли страницу СОДЕРЖАНИЕ, и вот что они увидели.

Маша сказала, что хочет почитать стихи о девочках. Помоги Маше по названиям определить, какие это стихи. Назови их авторов и объясни, на каких страницах книги можно прочитать тексты стихов.

 

Агния Барто

Я одна ничья сестра —

Цапнул кот меня вчера.

Что ж, кусай, меня, царапай

Я одна у мамы с папой...

Агния Барто пишет о себе или о ком-то другом?

На что обижается ГЕРОИНЯ этого стихотворения: на то, что её «цапнул» кот, или на что-то другое? Что ты можешь сказать о подружках ГЕРОИНИ? У них есть защитники?

 

Ирина Пивоварова

КАК Я СОБИРАЛА ГРИБЫ

Пошла я за грибами —

Корзинку потеряла.

Пока её искала —

Косынку потеряла.

Пока её искала —

Ленту потеряла.

Пока её искала —

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала.

Пока искала тапочку —

Нашла в траве косынку,

Пока искала ленточку —

Нашла в траве корзинку.

А вот и лента с тапочкой!

А рядом —

Три волнушки,

Два беленьких,

Два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала.

 

ГЕРОИНЯ этого стихотворения сама Ирина Пивоварова или маленькая девочка? Что помогло тебе догадаться?

— Хочу почитать стихи о мальчиках, — сказал Миша.

Ты сумеешь помочь Мише: по названиям стихов определить, какие из них о мальчиках? А теперь назови поэтов — авторов этих стихотворений. На каких страницах книги эти тексты? А в нашей хрестоматии на каких страницах эти стихи?

 

Александр Кушнер

КОГДА Я БУДУ ВЗРОСЛЫМ

Когда я буду взрослым,

Я буду очень грозным,

И скажут мои детки:

«Нельзя ли погулять?» —

«А час какой? Девятый?

Пожалуй, поздновато.

А ну, — скажу, — ребята,

Сейчас же марш в кровать!»

Когда я буду взрослым,

Я буду очень грозным,

И скажут мои детки:

«Нельзя ли поиграть?» —

Скажу: «Весь день играли?

Коробку поломали?

Катушку потеряли?

Сейчас же марш в кровать!»

Виктор Лунин

КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ

Когда я взрослым стану,

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану

И прыгать мне на спину,

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана...

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

ГЕРОИ какого стихотворения тебе нравится больше? А похожи ли отцы этих мальчиков?

Подготовь выразительное чтение одного из двух стихотворений. Для этого реши с соседом по парте, какое стихотворение будешь читать ты, а какое — твой сосед.

Увидев, что на столе у Михаила Потаповича большая стопка книг (их возвратили в библиотеку Знайка, Буратино и Незнайка, Красная Шапочка и Алёнушка с Иванушкой), Маша и Миша решили помочь Главному Библиотекарю разложить их на полки.

А ты примешь в этом участие?

Вернись на страницы 4—5 хрестоматии: там ты увидишь, куда надо ставить книги. Пусть одна хрестоматия будет открыта на этой странице, а другая (твоего соседа) — на страницах 4—5.

Возьми мысленно каждую книгу и определи:

1) полка с каким номером тебе будет нужна;

2) между какими буквами на полке ты поставишь каждую книгу.

Миша взял три книги, чтобы поставить их на полку с номером 1:

— Сначала книга на букву А, потом — на букву Б, потом — В, — приговаривал Миша.

Прав ли Миша?

— Как быть, если у книги нет автора? — спросила Маша.

— Смотри на первую букву названия, — ответил Главный Библиотекарь. — «Русские народные сказки» ставим на букву Р.

— Хотите, почитаем дальше про Серую Звёздочку? — спросил Знайка, когда все книги были расставлены по своим местам.

Всем очень этого хотелось.

 

Борис Заходер

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА (продолжение)

...С тех пор все стали называть жабу Серой Звездочкой.

Все, кроме Колокольчиков, — они по-прежнему звали её Динь-Динь, но ведь это было единственное слово, которое они умели говорить.

«Нечего сказать, «звёздочка», — прошипел тол

стый старый Слизняк. Он вполз на розовый куст и подбирался к нежным молодым листочкам. — Хороша «звёздочка»! Ведь это самая обыкновенная серая...» Он хотел сказать «жаба», но не успел, потому что в этот самый миг Серая Звёздочка взглянула на него своими лучистыми глазами — и Слизняк исчез.

«Спасибо тебе, милая Звёздочка, — сказала Роза, побледневшая от страха. — Ты спасла меня от страшного врага!»

— А надо тебе знать, — пояснил Ёжик, — что у Цветов, Деревьев и Кустов, хотя они никому не делают зла, — наоборот, одно хорошее! — тоже есть враги. Их много! Хорошо ещё, что эти враги довольно вкусные!

— Значит, Звёздочка съела этого толстого Слизняка? — спросил Ежонок, облизнувшись.

— Скорее всего, да, — ответил Ежик. — Правда, ручаться нельзя. Никто не видел, как Звёздочка ела Слизняков, Прожорливых Жуков и Вредных Гусениц. Но все враги Цветов исчезали, стоило Серой Звёздочке посмотреть на них своими лучистыми глазами. Исчезали навсегда.

— И с тех пор как Серая Звёздочка поселилась в саду, Деревьям, Цветам и Кустам стало жить гораздо лучше. Особенно Цветам. Потому что Кусты и Деревья защищали от врагов Птицы, а Цветы защищать было некому — для Птиц они слишком низенькие, — закончил Ежик.

Вот почему Цветы так полюбили Серую Звёздочку. Они расцветали от радости каждое утро, когда она приходила в сад.

Только и слышно было: «Звёздочка, к нам!», «Нет, сперва к нам! К нам!..»

Цветы говорили ей самые ласковые слова, и благодарили, и хвалили её на все лады, а Серая Звёздочка скромно молчала — ведь она была очень, очень скромная, — и только глаза её так и сияли.

Одна Сорока, любившая подслушивать человеческие разговоры, однажды даже спросила, правда ли, что у неё в голове спрятан драгоценный камень и поэтому её глаза так сияют.

«Я не знаю, — смущённо сказала Серая Звёздочка. — По-моему, нет...»

«Ну и Сорока! Ну и пустомеля! — сказал Учёный Скворец. — Не камень, а путаница, и не у Звёздочки в голове, а у тебя! У Серой Звёздочки лучистые глаза потому, что у неё чистая совесть — она делает Полезное Дело! Кажется, ясно?»

— Папа, можно задать вопрос? — спросил Ежонок.

— Все вопросы потом.

— Ну, пожалуйста, папочка, только один!

— Один — ну, так и быть.

— Папа, а мы... мы полезные?

— Очень, — сказал Ёжик. — Можешь не сомневаться. Но — слушай, что было дальше.

Так вот, как я уже сказал, Цветы знали, что Серая Звёздочка — добрая, хорошая и полезная.

Знали это и Птицы. Знали, конечно, и Люди, понятно — Умные Люди.

И только враги Цветов были с этим не согласны. «Мерзкая, вредная злючка!» — шипели они, конечно, когда Звёздочки не было поблизости. «Уродина! Гадость!» — скрипели прожорливые Жуки. «Надо расправиться с ней! — вторили им Гусеницы. — От неё просто нет житья!»

Правда, на их брань и угрозы никто не обращал внимания, и к тому же врагов становилось всё меньше и меньше, но, на беду, в дело вмешалась ближайшая родственница Гусениц — Бабочка Крапивница. На вид она была совершенно безобидная и даже хорошенькая, но на самом деле — ужасно вредная. Так иногда бывает.

Да, я забыл тебе сказать, что Серая Звёздочка никогда не трогала Бабочек...

— Почему? — спросил Ежонок. — Они невкусные?

— Совсем не поэтому, глупыш. Скорее всего, потому, что Бабочки похожи на Цветы, а ведь Звёздочка так любила Цветы! И наверно, она не знала, что Бабочки и Гусеницы — одно и то же. Ведь Гусеницы превращаются в Бабочек, а Бабочки кладут яички, и из них выводятся новые Гусеницы...

Так вот, хитрая Крапивница придумала хитрый план — как погубить Серую Звёздочку...

— Я думаю, Звёздочка убивала врагов взглядом! — торжественно заявил Миша.

Ты тоже так думаешь?

Испортился ли характер у Серой Звёздочки от похвалы Цветов?

Почему же у Звёздочки лучистые глаза? Чьё мнение ты разделяешь: Сороки? Учёного Скворца? А может быть, у тебя есть своё мнение?

Во время перерыва Буратино протянул Маше и Мише две тонкие книжки. На обложках было написано:

— Вот, почитайте, — сказал Буратино. — Это мои самые любимые стихи.

— Давай сначала посмотрим СОДЕРЖАНИЕ книги «Зверюшки», — попросил Миша.

Маша и Миша решили прочитать те стихотворения, по названиям которых видно, что они — о маленьких.

Как ты думаешь, какие стихи они выбрали?

 

Саша Чёрный

ГАЛЧАТА

На заборе снег мохнатый

толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьёзный вид!

Ходят боком вдоль забора,

головёнки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На берёзовой макушке,

на крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой, —

через форточку б махнул

И весёлою нырялкой

В синем небе потонул...

Буратино сказал:

— Мне нравится мечта рассказчика — ГЕРОЯ этого стихотворения. Я и сам иногда об этом мечтаю.

Ты догадываешься, о чём мечтают рассказчик и Буратино?

— Рассказчику очень нравятся галчата, — сказала Маша.

На какие слова или строчки стихотворения обратила внимание Маша?

Буратино попросил:

— Машенька, прочитай ещё раз ту часть стихотворения, которая лучше всего позволяет представить галчат!

Сможешь помочь Маше найти нужную часть стихотворения?

 

Саша Чёрный

ДВА УТЁНКА

Два утёнка подцепили дождевого червяка, Растянули, как резинку, трах! и стало два куска...

Желтый вправо, черный влево вверх тормашками летит, А ворона смотрит с ветки и вороне говорит:

«Невозможные манеры! Посмотрите-ка, Софи... Воспитала мама-утка... Фи, какая жадность! Фи!..»

Из окна вдруг тётя Даша корку выбросила в сад. Вмиг сцепились две вороны — только пёрышки летят.

А утята страшно рады: «Посмотрите-ка, Софи!..

Кто воспитывал? Барбоска? Фи! И очень даже фи!..»

Прочитай ту часть стихотворения, из которой складывается впечатление, что вороны — очень воспитанные создания. А теперь прочитай, пожалуйста, ту часть, из которой видно, какие вороны на самом деле.

Прочитай то, что говорят утята. Можно ли сказать, что утята дразнятся?

— «Жеребёнок» — стихотворение, которое мне нравится больше всех! — сказал Буратино.

 

Саша Чёрный

ЖЕРЕБЁНОК

Хвост — косичкой;

Ножки — спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звёздочкой во лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки —

Что ни видит, — всё сосёт.

Ходит сзади тёти Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле —

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль — и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой,

И галопом — к маме в луг.

— Миша! Из каких строчек видно, что Жеребёнок ещё маленький? — спросила брата Маша.

Прочитайте это стихотворение с соседом по парте. Ты прочитан ту часть, где описывается внешний вид жеребенка, а твои сосед — ту, в которой говорится о его поведении. Потом поменяйтесь ролями.

— Что общего у всех зверюшек, про которых мы читали? — спросил Миша.

Сможешь ответить Мише?

Определи, какие стихотворения из книги «Зверюшки» Маша и Миша ещё не прочитали. На каких страницах они напечатаны?

— Давай посмотрим СОДЕРЖАНИЕ книги «Песенки», — предложила Маша.

— Я хочу прочитать те стихи, которые называются песнями, — сказал Миша.

Помоги Мише определить, на каких страницах книги находятся эти стихи.

 

Саша Чёрный

ПЕСНЯ СОЛНЕЧНОГО ЛУЧА

Луч вбил в ставню через щёлку

Золотистую иголку

И запрыгал на полу.

— Эи, проснись, лентяи-мальчишка...

Встали утки, встала мышка,

Кошка моется в углу.

Спит! Храпуша... Нос распухнет...

Самовар ворчит на кухне.

Ждёт парное молоко.

Золотится лес и крыша.

Мчится в лес телёнок Миша,

Хвост задравши высоко.

Встань, вставай... Вода в кадушке

Холодней брюшка лягушки, —

Брызни горсточкой в глаза.

День сияет, сад сверкает,

Перед дверью Жучка лает, —

Ну, вставай же, егоза!

 

Какой характер у этого Луча? — спросил Буратино.

— По-моему, Луч по характеру такой же, как Репейник! — рассмеялся Незнайка.

А ты как думаешь?

Выбери подходящие слова из списка, чтобы сказать, какой Луч по характеру: бодрый, наблюдательный, болтливый, настойчивый, требовательный, навязчивый...

— А может быть, Луч — просто сам маленький и хочет поиграть с мальчиком? — спросил Миша. Ты соглашаешься с Мишей?

Прочитайте стихотворение по цепочке вшестером. Какие части интереснее читать вслух?

 

Саша Чёрный

ПЕСНЯ МУХИ

Зу-зу-зу —

Пол внизу...

Я ползу по потолку

В гости к чёрному крючку...

Зы, как жарко, зу-зу-зу,

Ах, как чешется в глазу!

На клеёнке на столе

Капля сладкого желе.

Зы-зы, мальчик, это что?

Взял слизал, а мне-то что?!

Зынь-дзынь!

Полечу скорей в окошко —

Там за ёлкой на дорожке

Много корочек от дынь.

Дзынь!

Слышишь жужжание и звон мухи?

 

Саша Чёрный

ПЕСНЯ ВЕТРА

В небе белые овечки...

Фу! Я дунул и прогнал.

Разболтал волну на речке,

Ветку с липы оборвал...

Покачался на осинке —

Засвистел и марш вперёд.

Наклоняй-ка, лес, вершинки —

Еду в город — на восход!

Вею-рею,

Вверх, за тучу, вбок и вниз...

Дую-вею,

Вот и город. Эй, очнись!

Дал старушке под коленку,

С визгом дунул через мост,

Грохнул вывеской о стенку,

Завернул собаке хвост.

Эй, дружок, держи-ка шляпу...

Понеслась вдоль лавок в грязь

Вон, вытягивая лапу,

Он бежит за ней, бранясь.

Вею-рею!

До свиданья. Надо в лес...

Дую-вею!

Через крыши, вверх всё выше,

Вверх всё выше, до небес!

Мише понравилось, что Ветер — хулиган. Маша поражена, что Ветер можно увидеть и услышать. Найди строчки, которые нравятся Мише. Прочитай строчки, которые восхищают Машу.

Мальвина с гордостью сказала:

— А я знаю ещё одно стихотворение про ветер!

 

Ирина Токмакова

РАЗГОВОР ВЕТРА И ОСИНОК

— Здравствуй, Ветер!

Ветер, здравствуй!

Ты куда летишь, вихрастый

Что поднялся до зари?

Погоди, поговори!

— Я спешу, осинки, в город,

Я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам

Разнести по адресам.

Площадям и переулкам,

Фонарям, тоннелям гулким,

Перекрёсткам и домам

Я приветы передам

От тропинок и дорожек,

От рябинок-тонконожек,

От калиновых кустов,

От малиновок, дроздов,

Чтобы город стал весенним,

Чтоб туда пришло веселье,

Чтоб запахло там весной,

Светлой радостью лесной!

— Этот твой Ветер какой-то уж слишком воспитанный, — сказал Миша. — Такой вежливый — просто сахарный. На тебя очень похож.

— Этот Ветер — не мой, а Ирины Токмаковой, — обиделась Мальвина.

— Всё равно: мне больше по душе Ветер из стихотворения Саши Чёрного.

А тебе какой Ветер больше нравится?

— Давайте продолжим читать про жабу! — вдруг вспомнил Миша.

— Про Серую Звёздочку! — строго поправила его Мальвина.

 

Борис Заходер

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА (продолжение)

Так вот, хитрая Крапивница придумала хитрый план — как погубить Серую Звёздочку.

«Я скоро спасу вас от этой мерзкой жабы!» — сказала она своим сёстрам Гусеницам, своим друзьям Жукам и Слизнякам. И улетела из сада.

А когда она вернулась, за ней бежал Очень Глупый Мальчишка. В руках у него была тюбетейка, он размахивал ею в воздухе и думал, что вот-вот поймает хорошенькую Крапивницу. Тюбетейкой.

А хитрая Крапивница делала вид, что вот-вот попадётся: сядет на цветок, притворится, будто не замечает Очень Глупого Мальчишку, а потом вдруг вспорхнёт перед самым его носом и перелетит на следующую клумбу.

И так она заманила Очень Глупого Мальчишку в самую глубину сада, на ту дорожку, где сидела Серая Звёздочка и беседовала с Учёным Скворцом.

Крапивница была сразу наказана за свой подлый

поступок: Учёный Скворец молнией слетел с ветки и схватил её клювом.

Но было поздно: Очень Глупый Мальчишка заметил Серую Звёздочку.

«Жаба, жаба! — закричал он Очень Глупым Голосом. — У-у-у, какая противная! Бей жабу! Бей!»

Серая Звёздочка сперва не поняла, что он говорит о ней — ведь ее никто еще не называл жабой. Она не двинулась с места и тогда, когда Очень Глупый Мальчишка замахнулся на неё камнем. «Звёздочка, спасайся!» — отчаянным голосом крикнул ей Ученый Скворец, чуть не подавившись Крапивницей.

В ту же минуту тяжелый камень шлепнулся на землю рядом с Серой Звёздочкой. К счастью, Очень Глупый Мальчишка промахнулся, и Серая Звёздочка успела отскочить в сторону. Цветы и Трава скрыли её из глаз.

Но Очень Глупый Мальчишка не унимался. Он подобрал еще несколько камней и продолжал швырять их туда, где шевелились Трава и Цветы.

«Жаба! Ядовитая жаба! — кричал он. — Бей уродину!»

«Дур-ра-чок! Дур-ра-чок! — крикнул ему Учёный Скворец. — Что за путаница у тебя в голове? Ведь она полезная! Кажется, ясно?»

Но Очень Глупый Мальчишка схватил палку и полез прямо в Розовый Куст — туда, где, как ему казалось, спряталась Серая Звёздочка.

Розовый Куст изо всех сил уколол его своими острыми колючками. И Очень Глупый Мальчишка с рёвом побежал из сада.

— Урраа! — закричал Ежонок.

— Да, брат, колючки — это хорошая вещь! — продолжал Ежик. — Если бы у Серой Звёздочки были колючки, то, возможно, ей не пришлось бы так горько плакать в этот день. Но, как ты знаешь, колючек у неё не было, и потому она сидела под корнями Розового Куста и горько-горько плакала...

— Жаль, что этот мальчишка не учится в Лесной Школе! — стиснул кулачки Буратино. — Мы бы ему показали!

— Мы бы ему объяснили, а не показали, — одёрнула Бураино Мальвина.

А что бы ты объяснил (а) этому Очень Глупому Мальчишке?

Как Трава и Цветы отблагодарили Серую Звёздочку за её дружбу?

Отчего Звёздочка горько плакала: от испуга? от боли? от обиды?

— Я недавно прочитала рассказ про одного мальчика, — задумчиво сказала Алёнушка. — Его, как и моего братика, тоже Ванечкой зовут. Очень мне того мальчика жалко стало.

 

Лев Толстой

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив.

Когда никого не было в горнице*, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

— А мне нисколько не жалко Ваню! — заявила Мальвина. — Он сам себя наказал!

А тебе что ближе: то, как к Ване относится Алёнушка, или отношение Мальвины? Что хуже всего, с точки зрения папы: съесть

* Горница — комната.

сливу с косточкой или съесть сливу без спроса?

За что стыдно Ване: за то, что он съел сливу без спроса, или за то, что он соврал?

Миша умоляюще посмотрел на Знайку:

— Пожалуйста, давайте дочитаем сказку про... про Серую Звёздочку, — попросил он.

 

Борис Заходер

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА (окончание)

Серая Звёздочка сидела под корнями Розового Куста и горько-горько плакала.

«Он назвал меня жабой, — рыдала она, — уродиной! Так сказал Человек, а ведь люди всё-всё знают! Значит, я жаба, жаба!..» Все утешали её как могли: Анютины Глазки говорили, что она всегда останется их милой Серой Звёздочкой; Розы говорили ей, что красота — не самое главное в жизни (и с их стороны это была немалая жертва).

«Не плачь, Ванечка-Манечка», — повторяли Иван-да-Марья, а Колокольчики шептали: «Динь- Динь, Динь-Динь», и это тоже звучало очень утешительно.

Но Серая Звёздочка плакала так громко, что не слышала утешений. Так всегда бывает, когда начинают утешать слишком рано. Цветы этого не знали, но зато это прекрасно знал Учёный Скворец. Он дал Серой Звёздочке вволю выплакаться, а потом сказал: «Я не буду тебя утешать, доро

гая. Скажу тебе только одно: дело не в названии. И уж, во всяком случае, совершенно не важно, что про тебя скажет какой-то Глупый Мальчишка, у которого в голове одна путаница! Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой. Кажется, ясно?»

И он засвистел музыкальное произведение про... про Ежика-Пыжика, чтобы развеселить Серую Звёздочку и показать, что считает разговор оконченным.

Серая Звёздочка перестала плакать.

«Ты, конечно, прав, Скворушка, — сказала она. — Конечно, дело не в названии... Но всё-таки я, пожалуй, не буду больше приходить в сад днём, чтобы... чтобы не встретить какого-нибудь глупого...»

И с тех пор Серая Звёздочка — и не только она, а и все её братья, сёстры, дети и внуки приходят в сад и делают своё Полезное Дело только по ночам.

Ёжик откашлялся и сказал:

— А теперь можешь задавать вопросы.

— Сколько? — спросил Ежонок.

— Три, — ответил Ежик.

— Ой! Тогда... Первый вопрос: а правда, что Звёздочки, то есть жабы, не едят Бабочек, или это только в сказке?

— Правда.

— А Очень Глупый Мальчишка говорил, что жабы ядовитые. Это правда?

— Чепуха! Конечно, брать их в рот я тебе не советую. Но они совсем не ядовитые.

— А правда... Это уже третий вопрос?

— Да, третий. Всё.

— Как — всё?

— Так. Ведь ты уже задал его. Ты спросил: «Это уже третий вопрос?»

— Ну, папка, ты всегда дразнишься.

— Ишь какой умный! Ну ладно, так и быть, задавай свой вопрос.

— Ой, забыл... Ах, да... Куда же всё-таки исчезали все эти противные враги?

— Ну, конечно же, она их глотала. Просто она так быстро хватает их своим языком, что никто не может за этим уследить, и кажется, будто они просто исчезают.

А теперь у меня есть вопрос, пушистенький мой: не пора ли нам спать? Ведь мы с тобой тоже полезные и тоже должны делать своё Полезное Дело по ночам, а сейчас уже утро...

Нравятся ли тебе отношения Ежонка и его папы Ёжика?

Как изменилась жизнь Серой Звёздочки после нападения на неё Очень Глупого Мальчишки?

Правы ли были Цветы и Учёный Скворец, когда утверждали, что главное в жизни — не красивая внешность, а поступки?

— Хорошая сказка, но очень уж длинная, — сказал Незнайка. — В библиотеке есть книжка, которая мне очень нравится. Там рассказы. Они короткие и очень красочные. Мне даже захотелось нарисовать к ним картинки.

— Иллюстрации, — поправил Незнайку Знайка.

— Я автора не помню, — продолжал Незнайка. — А вот названия рассказов помню. Мои самые любимые рассказы — «В берёзах», «Полёт», «Снегири и коты».

— Это рассказы Юрия Коваля, — одобрительно кивнул Михаил Потапович.

 

Юрий Коваль

СНЕГИРИ И КОТЫ

Поздней осенью с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок хвостик.

До чего же хороши снегири, а особенно — снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная — палевая.

Улетают снегири, улетают снегурки.

А коты остаются на яблоне. Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

А ты хочешь нарисовать свою иллюстрацию к рассказу Юрия Коваля «Снегири и коты»? Если нарисуешь, не забудь её подписать.

 

Юрий Коваль

В БЕРЁЗАХ

Мокрый берёзовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.

За тёмными берёзами я увидел рыжее пятно — и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.

Опавшие листья вздыхали под её шагами.

Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима...

Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я её вообще? Или придумал?

— Удивительно красиво... — мечтательно сказала Алёнушка. — Белый туман и рыжая Лошадь-осень...

Почему рассказчик стал сомневаться в том, что он видел лошадь на самом деле?

— Незнайка прав, рассказы у этого писателя короткие, но очень красочные, — заметил Знайка.

А ты с этим соглашаешься?

 

Юрий Коваль

ПОЛЁТ

— А ты видел когда-нибудь воздух? — спросил меня умный мальчик Юра.

Я подумал и сказал:

— Видел.

Юра засмеялся.

— Нет, — сказал он. — Ты не видел воздух. Ты видел небо. А воздух нам видеть не дано.

А ведь, пожалуй, и вправду: мы видим воздух, только когда смотрим на бабочек, на парящих птиц, на пух одуванчика, летящий над дорогой. Бабочки показывают нам воздух.

Пух одуванчика — чистое воздухоплавание, всё остальное — полёт.

Самолёт в небе никак не даёт ощущение воздуха. Когда глядишь на него, только и думаешь, как бы не упал.

— А парашют? — спросил меня Юра.

— Мне даёт.

— И мне тоже. А бумажный самолёт?

— Конечно, даёт. А ещё лучше — голубь.

— Давай сделаем бабочку из бумаги. Капустницу или крапивницу?

— Давай махаона!

И мы сделали махаона. С огромными крыльями!

Ведь само слово «махаон» — с огромными крыльями.

И оно даёт ощущение воздуха.

Мы отпустили махаона с крыши и, затаив дыхание, долго смотрели, как летит он и показывает нам воздух, которого нам видеть не дано.

— Какая же бабочка лучше показывает воздух: живая или бумажная? — заинтересовался Миша.

— А разве листья на деревьях не показывают нам воздух? — перебил Мишу Незнайка.

— Интересно: воздух и ветер — это одно и то же? — спросила Маша.

А ты знаешь ответы на все эти вопросы?

— Вот эти замечательные ребята, — скромно сказал Михаил Потапович, кивнув в сторону Мальвины и Знайки, — сделали выставку книг к моему дню рождения.

Они знают, что больше всего на свете я люблю сказки, особенно русские народные сказки.

— Особенно про медведей, — улыбнулся Знайка.

Главный Библиотекарь подвёл ребят к выставке «Мои любимые книги».

— Очень советую вам, Машенька и Мишенька, почитать эти сказки. Мне их в детстве читала моя матушка Медведица — Матрёна Михайловна.

 

МАША И МЕДВЕДЬ

Русская народная сказка

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.

Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Машенька, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него не выходить.

— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать... Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. — Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел, Машенька залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, взвалил короб на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

— Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу-вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит!

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

— Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее. Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки учуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Почитайте сказку по цепочке.

ТРИ МЕДВЕДЯ

Русская народная сказка

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивано- вичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи

Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иванычев, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой, — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было

хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина.

Девочка легла в большую, ей было слишком

просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке?!»

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке?!»

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?!»

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?!»

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?!»

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «Кто сидел на моём стуле и сломал его?!»

Медведи пришли в другую горницу.

«Кто ложился в мою постель и смял её?!» — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

«Кто ложился в мою постель и смял её?!» — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «Кто ложился в мою постель?!»

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!»

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

(Пересказал Лев Толстой)

 

— Вы заметили, что сказка длинная, а запомнить её просто? — спросил Михаил Потапович Машу и Мишу.

А вы заметили?

Попробуйте пересказать сказку по очереди, используя иллюстрации. А что в самом тексте помогает вам пересказывать сказку?

— Мишенька, — продолжал Главный Библиотекарь, — тебе какую сказку сложнее пересказать: «Серую Звёздочку», которую написал Борис Захо- дер, или народную сказку «Три медведя»?

Миша сказал, что «Серую Звёздочку» ему пересказать очень трудно. Маша сказала, что и ей тоже трудно.

А тебе? Догадываешься, почему?

Михаил Потапович сказал:

— Сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» — это НАРОДНЫЕ сказки. Все народные сказки появились очень-очень давно, когда люди ещё не умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу. Они всегда легко запоминаются, потому что в них есть ПОВТОРЫ.

— Михаил Потапович! — обратилась Маша к Главному Библиотекарю. — Почему Вы сняли с выставки сказку «Теремок» и положили книгу в свой стол? Это ведь тоже НАРОДНАЯ сказка. Мы с Мишей хотим её прочитать!

Главный Библиотекарь помедлил, вздохнул, потом достал книжку и протянул её детям.

 

ТЕРЕМОК

Русская народная сказка

Стоял в поле теремок. Прилетела муха-горюха и стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нём жить. Прискакала блоха-попрыгуха:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, а ты кто?

— А я блоха-попрыгуха.

— Ступай ко мне жить.

Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок, и стали они жить вдвоём.

Прилетел комар-пискун:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, а ты кто?

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроём. Прибежала мышка-норушка.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, а ты кто?

— А я мышка-норушка.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить вчетвером.

Прискакала лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, да я, мышка-норушка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить впятером.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, да я, мышка-норушка, да я, лягушка-квакушка, а ты кто?

— А я зайка-поплутайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро.

Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, да я, мышка-норушка, да я, лягушка-квакушка, да я, заика-поплутаика, а ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Ступай к нам жить.

Стало их семеро.

Пришёл к терему серый волк — из-за кустов хватыш.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, да я, мышка-норушка, да я, лягушка-квакушка, да я, зайка-поплутайка, да я, лисичка-сестричка, а ты кто?

— А я серый волк — из-за кустов хватыш.

— Ступай к нам жить.

Стали жить-поживать.

Пришёл к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, да я, комар-пискун, да я, мышка-норушка, да я, лягушка-квакушка, да я, зайка-поплутайка, да я, лисич-

ка-сестричка, да волк — из-за кустов хватыш, а ты кто?

— А я медведь — всем пригнётыш. Лягу на теремок — всех раздавлю!

Испугались они, да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

— Как ты думаешь, Маша, почему Михаил Потапович не хотел, чтобы мы читали эту сказку? — спросил Миша.

А как думаешь ты?

— Вам эта сказка не напоминает немножко ДОКУЧНЫЕ сказки? — спросил Михаил Потапович Машу и Мишу.

А тебе напоминает?

Маше и Мише очень понравились иллюстрации к этой сказке.

А тебе понравились иллюстрации?

Михаил Потапович взял с полки книгу и протянул детям.

Маша и Миша нашли страничку СОДЕРЖАНИЕ.

Самуил Маршак

Мише захотелось почитать стихотворение «Багаж». На какой оно странице в книге Маршака? А на какой странице оно напечатано в нашей хрестоматии?

Самуил Маршак

БАГАЖ

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка...

Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймали его — и в багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка,

Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

— Разбойники! Воры! Уроды!

Собака — не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку...

— Отдайте мою собачонку!

Легко ли это стихотворение запомнить наизусть? Чем оно похоже на докучную сказку и на сказку «Теремок»? Чем отличается от них?

— Понравилось стихотворение? — спросил Главный Библиотекарь. — Какие стихи и сказки вам понравились больше всего? Какие иллюстрации?

А какие произведения и иллюстрации понравились тебе?

— Что Вы нам посоветуете почитать летом? — спросили дети, прощаясь с Михаилом Потаповичем.

— Обязательно запишитесь в школьную библиотеку! Спросите и почитайте книги тех авторов, произведения которых (рассказы, сказки, стихи) вам понравились, — посоветовал Михаил Потапович.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница

Оглавление