Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Путешествие второе

XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги

Прошло больше недели после необыкновенного путешествия в XVII век. Наши близнецы уже давно поправились и ходят в школу. Николая Александровича они видят редко: он очень занят в университете.

Как-то вечером Игорь и Оля остались одни (папа с мамой ушли в театр) и сидели в своей комнате. Вдруг в дверь постучали, и знакомый голос вежливо спросил: «Можно?» Дети бросились к двери. Наконец-то! Николай Александрович сам пришёл к ним!

— Как поживаете, сударь? Надеюсь, вы в добром здравии? А вы, сударыня? — обратился к детям профессор.

— Мы поживаем хорошо, даже очень! Мы уже всё-всё прочитали, и когда же...

— ...снова отправимся в путешествие? Это вы хотели спросить? Отвечаю: сегодня. Более того, если вы не возражаете, сейчас! Прошу вас ко мне. Сегодня, милостивые государи мои, мы отправимся в XVIII век, ко двору императрицы Екатерины II.

— Почему ко двору? Ведь мы же интересуемся детской литературой... — удивился Игорь.

В. Эриксен. «Императрица Екатерина II». XVIII в.

— О, вот это-то самое интересное! Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала восемь книг для детей. Они были напечатаны в 1781—1783 годах.

— А что это были за книги? — начала расспрашивать Оля. — Стихи? Сказки?

— Книги самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Да вы эти книги сможете увидеть сами. Ну что же, вы готовы? Тогда в путь!

Все уселись в кресла. Оля поскорее зажмурила глаза: хотя это будет уже второй полёт во времени, а всё-таки страшно.

Сначала ощущения от полёта были те же, но через несколько секунд дети почувствовали: что-то не так. Возникло состояние необъяснимой тревоги, потом последовал довольно ощутимый удар обо что-то твёрдое...

Когда наши путешественники открыли глаза, в первые мгновения они ничего не могли рассмотреть. Казалось, стояла глубокая ночь. Дул сильный ветер, он доносил запах реки, горьких степных трав. Внезапно тьма рассеялась, на небе показалось солнце, и наши герои увидели степь и вдали — древнерусских воинов, вооружённых, верхом на конях. Во главе войска скакал мальчик лет десяти, одетый в аккуратный костюмчик с кружевами.

— Что это? Что случилось? Где мы? — встревоженные дети умоляюще смотрели на профессора.

— Не могу понять. Что-то с машиной. Надеюсь, что ничего серьёзного. Сейчас я постараюсь определить, где мы. Так. Степь... Древнерусские воины. Солнечное затмение, предвещавшее несчастье, гибель. Кажется, я догадываюсь. Но мальчик? Откуда он? И почему одет в костюм XVIII века? Так-так... Мне всё ясно! — волнение профессора сменилось удовольствием: — Вы даже представить себе не можете, куда мы попали!

— Куда?! — дети сгорали от нетерпения.

— Мы попали в сон. Не удивляйтесь, друзья мои. В сон десятилетнего мальчика. Он живёт в XVIII веке. Скорее всего, вчера он прочитал «Слово о полку

Игореве», и вот ему снится, что он вместе с князем Игорем — во главе русской дружины, готовой сразиться с половцами.

— А что такое «Слово о полку Игореве»? — спросила Оля, вглядываясь внимательно в лицо мальчика.

— Это знаменитое произведение древнерусской литературы XII века, название переводится с древнерусского языка так: «Слово о походе Игоря». Этот литературный памятник в XVIII веке часто использовали для детского чтения. Очень красивое, поэтичное и мудрое произведение. Автор его неизвестен.

— Но почему вы решили, что это сон мальчика? А вдруг всё снится нам самим? — засомневался Игорь.

— А мы сейчас проверим. Смотрите!

В это мгновение войско оказалось совсем рядом. Оля, громко вскрикнув, закрыла лицо руками: над своей головой она увидела лошадиные копыта... Но всадники прошли мимо, вернее, даже не мимо, а как бы сквозь них, никого не задев, совершенно беззвучно. Значит, они действительно попали в чужой сон.

Дети с трудом оправились от испуга.

— Как же мы вернёмся домой?

— Не беспокойтесь, судари мои. Сейчас сработает аварийное реле времени — и всё будет в порядке.

Так и произошло. Скоро все трое уже сидели в своих креслах в комнате Николая Александровича.

— Как жалко, что нам не повезло и мы не попали во дворец Екатерины II, — вздохнул Игорь.

— А мне кажется, что нам очень повезло, друзья мои. Я даже представить себе не мог, что с помощью нашей машины мы попадём не только в реальный мир прошлого, но и в сны людей.

...Прошло несколько дней. Дети ходили в школу, делали уроки, гуляли, читали. Всё как всегда. Но теперь у них была тайна. Она делала жизнь удивительной.

Как-то раз по дороге из школы Оля призналась Игорю, что у неё не выходит из головы тот мальчик из XVIII века, в чей сон они попали, и что ей очень-очень, ну просто ужасно хочется познакомиться с этим мальчиком

или с другим, но чтобы он жил тогда, в XVIII веке, и обо всём его расспросить.

На этот раз с машиной всё было в порядке, и она благополучно доставила наших путешественников в 1798 год, в усадьбу небогатого помещика Тимофея Аксакова. Но давайте всё по порядку.

Николай Александрович, Игорь и Оля сначала долго шли по разросшемуся саду. Стоял летний вечер, тихий и тёплый.

— Где же усадьба? В какую сторону нам идти? — то и дело спрашивали дети. Наконец впереди, совсем близко, появилось несколько огоньков: это в доме зажгли свечи. А вот и сам дом — одноэтажный, с белыми колоннами.

— А как же мы найдём комнату Серёжи? — забеспокоилась Оля.

— Не волнуйтесь, сударыня. Описание я помню очень точно: «...в доме была огромная зала, из которой две двери вели в две небольшие горницы, довольно тёмные, потому что одна из них выходила в длинные сени, служившие коридором; в одной из них помещался буфет, другая была заперта...» — ну и так далее. А теперь следуйте за мной, друзья мои. Думаю, что нам удастся познакомиться с Серёжей Аксаковым.

Имение Аксаковых

...Серёжа собирался уже закрыть книжку и задуть свечу, как вдруг дверь тихо отворилась и в комнату вошли двое незнакомых детей и пожилой господин. Мальчик испугался, но виду не подал и учтиво, как его учила маменька, поклонился и произнёс:

— Здравствуйте, господа. Кажется, мы незнакомы? Вы из соседней усадьбы?

— Да... но... — замялся Игорь.

— Ах, простите, я не представился. Сергей Тимофеевич Аксаков. Мне семь лет.

Оля хихикнула, а вот Николай Александрович был абсолютно серьёзен.

— Рождественский Николай Александрович, профессор университета, — проговорил он.

— Игорь Сазонов. Моя сестра Ольга, — произнёс Игорь, тоже стараясь казаться серьёзным, хотя его так и подмывало спросить, почему этот малыш так странно разговаривает.

— Ах, господа, как я рад! — весело заговорил Серёжа. — Маменька не позволяет мне играть с детьми из деревни. Правда, у меня есть младшая сестрёнка, мы очень дружим... А хотите я вам покажу свои книги? У меня их несколько, и каждую я прочёл много раз.

Близнецов не нужно было долго просить. Вот удача! Этот мальчик любит читать. У него есть детские книги, и он разрешает подержать их в руках!

— Скажите, сударь, — голос Николая Александровича зазвучал взволнованно, — вот эти несколько книжек, похожих на журналы, это что же... неужели издание Николая Ивановича Новикова?

— Вы знаете? О да, это мои любимые журналы — «Детское чтение для сердца и разума». Здесь столько интересного и поучительного, и смешное есть! Знаете, когда мне их подарили, я читал весь день и даже не хотел идти обедать.

— А ещё что вы читаете? Расскажите нам, пожалуйста! А каких писателей вы любите? — близнецы задавали столько вопросов, что Серёжа едва успевал отвечать. Он с увлечением перечислял:

— Господин Новиков, господин Карамзин, господа Болотов и Шишков. Детские песни господина Шишкова — вот прелесть! А ещё у меня есть «История о Младшем Каре и о возвратном походе десяти тысяч греков», переводное сочинение...

Время летело быстро. Уходить хотелось, но...

— Нам пора, господин Аксаков. Благодарим вас, было так приятно беседовать с вами. Однако время позднее... — гости уже стояли у дверей.

— Николай Александрович, — зашептал вдруг Игорь, — я вам не говорил, мы с Ольгой взяли из дома в подарок Серёже... вот, можно?

Игорь достал из-под свитера спрятанную книжку. На обложке Николай Александрович прочитал: «Литературное чтение». Учебник «В одном счастливом детстве».

— Что вы, сударь мой! — в ужасе зашептал он. — Немедленно спрячьте! Вы рискуете изменить весь ход развития детской литературы. Многие из этих писателей не только не написали свои книги, но даже ещё не родились!

...Дома, на Остоженке, наши путешественники, перебивая друг друга, делились впечатлениями.

— Николай Александрович, как же так? — вдруг спросил Игорь. — Серёже 7, нам по 9, а получается, что он читал больше и знает столько писателей, а мы...

— Серёже было проще, — успокоил Николай Александрович. — Он назвал вам почти всех детских писателей, которые были к тому времени известны.

Сейчас дети их не знают, а жаль.

Да, друзья мои, я забыл сказать самое главное! Вы поняли, у кого в гостях мы побывали? Не-ет, не просто у Серёжи Аксакова. Это тогда, в 1798 году, ему было 7 лет, а в 1858-м Сергей Тимофеевич Аксаков закончит свою знаменитую книгу «Детские годы Багрова- внука».

— Аксаков! — воскликнула Оля. — Ну конечно! «Аленький цветочек» — это же его сказка, да?

— Конечно, и не просто сказка, а приложение к книге «Детские годы Багрова-внука».

— Вот это да!.. — только и мог сказать Игорь.— Как это всё связано: Аксаков в детстве много читает, а потом становится писателем и пишет книгу для детей. Эх, если бы я раньше знал, что мы будем в гостях у писателя Аксакова в детстве, я бы...

— Ну-ну, не огорчайтесь так, сударь мой. Всё в наших руках, — остановил Игоря Николай Александрович. — У меня есть книга «Детские годы Багрова-внука». Это автобиографическое произведение, то есть Сергей Тимофеевич Аксаков написал книгу о своём собственном детстве. Он дал герою своё имя — Серёжа, а фамилию другую — Багров. Если вы прочитаете эту книгу, то сможете как бы снова встретиться с Серёжей и узнать всё, о чём не успели его спросить.