...Оля открыла глаза и увидела брата. Игорь тоже плыл, раскинув руки. Что это? Море? Непохоже. Ну конечно же, это воздух, воздушный океан! Дети медленно парили над землёй. Под ними проплывали поля, лес, потом начался город. Вдруг Игорь закричал:
— Смотри, это же наша улица!
Оля всмотрелась и узнала знакомые дома. Да, это была их Остоженка, но что-то в ней изменилось. Дома были как будто те же, но исчез асфальт. Не было машин, троллейбусов, зато по улице медленно катился смешной старинный экипаж. Оля видела такие на картинках. В экипаже сидел человек. Его лицо показалось Оле знакомым. «Кто это? Где я его видела?» — никак не могла вспомнить девочка.
Опустившись на землю, наши герои отправились следом за незнакомцем. Оказалось, что Николай Александрович искал на Остоженке именно этого человека.
Незнакомец, выйдя из экипажа, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошёл. Николай Александрович, Игорь и Оля вошли следом. Подойдя к прилавку, дети увидели, что человек, за которым они шли, листает какую-то книгу. Игорю удалось прочесть её название «Эзоп. Басни».
Ж. Делабарт. «Москва. Вид на Моховую улицу и дом П. Пашкова»
Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем.
— Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?
— Я интересуюсь детским чтением... но, простите, я не представился. Профессор Рождественский к вашим услугам.
— Крылов, Иван Андреевич, — в свою очередь представился его собеседник.
Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой. Ну конечно же, это его портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе.
— Позвольте выразить вам своё восхищение, сударь, — продолжал Николай Александрович. — Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
— Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, — возразил Крылов. — Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, передавать интонацию героев, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. И потом, многие басни смешны, а с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Вообще умение увидеть смешное и сказать смешно о серьёзном очень часто выручало меня в жизни. Так-то, сударь... — и Крылов вновь углубился в книгу.
— Нам пора, друзья мои, — обратился к детям Николай Александрович.
Наши путешественники вышли из книжной лавки, медленно пошли по улице и вскоре оказались на берегу Москвы-реки.
Игорь наконец пришёл в себя после всего увиденного и услышанного.
— Хм, басни, — сказал он вдруг. — Я никогда их особенно не любил, а теперь почему-то захотелось почитать Крылова.
— Как только вернёмся, мы обязательно почитаем, — отозвался Николай Александрович. — Кстати, друзья, вы ошибаетесь, если думаете, что басни — основное в творчестве Крылова. В его Полном собрании сочинений в трёх томах они занимают лишь одну восьмую часть.
— А остальное? — удивилась Оля.
— Пьесы, их Крылов написал всего тринадцать; повести и даже роман. Вы знаете, в биографии Крылова есть один интересный факт: свою первую пьесу он написал, когда ему было 15 лет, и получил за неё от издателя немалый по тогдашним временам гонорар, то есть плату, — 60 рублей. Радость автора была велика. Но он обрадовался ещё больше, когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Я уже говорил, тогда Крылову было 15, а в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нём свой роман с продолжением...