Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Путешествие пятое

Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

В Москве стоит зима, тёплая и сырая. Снег не успевает сделать Остоженку белой и чистой, тает, превращается в коричневую слякоть. Наши близнецы ходят в школу, дожидаются своих любимых зимних каникул и мечтают отправиться в путешествие на машине времени куда-нибудь, где теплее.

Однажды вечером к Николаю Александровичу зашёл его старый приятель, театральный актёр. Он принёс объёмистую сумку, и, когда они с Николаем Александровичем шли по коридору, близнецы услышали, как гость сказал: «Только мне в костюмерной всё это дали на два дня, не больше. Фрак будет нужен в субботу...»

Брат и сестра еле-еле дождались, пока гость профессора распрощался и ушёл. Не прошло и трёх секунд после его ухода, как дети уже стояли «на посту» у двери Николая Александровича.

— Войдите! — пригласил тот, услышав стук в дверь.

Игорь и Оля толкнули дверь и увидели профессора.

Он был одет в чёрный парадный костюм с длинными фалдами1, в белоснежную рубашку со стоячим воротником и выглядел торжественно.

— Кажется, этот фрак мне к лицу, друзья мои? — заговорил он весело. — А костюмы вон там на стуле для вас, примеряйте! Нам предстоит отправиться в Царское Село. Это недалеко от Петербурга. Мы должны попасть в лето 1831 года, потому что именно летом 1831 года в Царском Селе на даче жили Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь, а в гостях у них часто бывал Василий Андреевич Жуковский.

1Фалды - задние полы мужской одежды (сюртука, фрака, мундира).

Мы с вами должны попасть в тот вечер, когда три писателя были приглашены на бал.

...В беседке, где оказались наши герои после благополучного полёта во времени, было темно. Стоял тёплый июльский вечер. Из беседки была видна широкая аллея, ярко освещённая свечами в стеклянных фонарях.

— Смотрите, друзья мои! — Николай Александрович первый увидел, как из подъехавшего экипажа вышли трое гостей. Очевидно, их ждали, потому что присутствующие сразу стали подходить к ним со всех сторон. Мужчины раскланивались, дамы восхищённо смотрели на приехавших.

Мимо беседки прошли два молодых человека, и до наших друзей донеслись обрывки их разговора:

— Ах, вот тот господин средних лет с тростью? Это господин Жуковский, воспитатель наследника престола, поэт.

— Рядом с ним — я знаю — это Александр Пушкин, известный сочинитель, а господин с ними?

— Это Николай Гоголь, автор рассказов...

Тем временем Пушкина, Гоголя и Жуковского окружили гости, завязалась оживлённая беседа. Николай Александрович и близнецы незаметно присоединились к

П. Геллер. Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский и А.С. Пушкин в Царском Селе летом 1831 года.

гостям, но встали подальше от фонарей, чтобы, оставаясь незамеченными, можно было всё слышать.

— А правда ли, господин Жуковский, что вы обратились к низкому жанру? Мы весьма разочарованы. Сказка — это для простолюдинов...

— Позвольте возразить вам, — мягко заговорил Жуковский. — В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они — богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок. Вот что занимает меня сейчас: мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы их после выдать, посвятив детям. А нынче летом мы с господином Пушкиным устроили поэтическое состязание: сочиняем стихотворные сказки на народные сюжеты. Если бы мне удалось написать сказку для детей, польза которой будет в её привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца... Судил нас строго Николай Васильевич, — Жуковский повернулся к Гоголю. — Его и следует спрашивать.

— Чудное дело! — отозвался Гоголь. — Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый поэт, и уже чисто русский. «Спящая царевна» Василия Андреевича изящна и хороша, стихи плавны и звучны.

— А вы, господин Пушкин, тоже теперь сочиняете сказки для детей? — спросил кто-то из гостей.

— Полноте, что вы! — отозвался молчавший до этого Пушкин. — Василий Андреевич наш — воспитатель и педагог, ему душа детская известна более всех нас. Я же не могу разделять своих читателей по возрасту, потому что хотел бы понятным и доступным быть для всех. «Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого», — медленно прочитал поэт.

— Николай Александрович, — зашептала Оля, — это чьи стихи сейчас он прочитал?

— Свои, сударыня, — тоже шёпотом ответил профессор. — Это из ранней сказки «Бова». Пушкин её ещё в Лицее писал, тогда ему было 15...

Между тем в разговор снова вступил Гоголь.

— Знаете ли, господа, — задумчиво произнёс он. — Я полагаю, Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии.

Одни способны понять поэта, другие, увы, нет, и причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.

Беседа принимала серьёзный тон, и Пушкин постарался вернуть её в более лёгкое русло.

— А впрочем, господа, — весело проговорил он, — не принимайте наше поэтическое состязание в жанре литературной сказки столь серьёзно. Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения и сам сочиняет, так в народных сказках этих — бездна поэзии!.. А что до детских книг — это вам госпожу Ишимову почитать стоит.

Внезапно небо осветила яркая вспышка: это был фейерверк, сюрприз, приготовленный хозяевами. Николаю Александровичу едва удалось увести детей с ярко освещённой площадки. Пора было возвращаться.

П. Соколов. Портрет В.А. Жуковского. 1920-е гг.

...За окном всё так же шёл мокрый снег, тускло светили электрические фонари, и детям уже не верилось, что несколько минут назад они были в летнем Царскосельском саду.

Хотя близнецы изо всех сил старались не пропустить ни одного слова, они многое не поняли. Теперь Николаю Александровичу предстояло ответить на их настойчивые вопросы: о каком поэтическом состязании говорил Жуковский и кто в нём победил? Кто такой господин Даль и что это у него за псевдоним? Неужели Пушкин ничего не писал специально для детей? А какие ещё сказки написал Жуковский? А Гоголь тоже сочинял сказки? А госпожа Ишимова?

— Мы с вами были в Царском Селе летом 1831 года, — начал профессор. — Время это я выбрал не случайно. Пушкин и Гоголь жили тогда в Царском Селе на даче, там же часто бывал и Жуковский. Именно тогда он впервые обратился к жанру сказки. А состязание двух поэтов заключалось в том, что тогда, летом 1831 года, оба они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты, а Гоголь был первым читателем их сказок. Сам Николай Васильевич Гоголь сказки не сочинял, но у него повести со сказочным элементом — «Вий», «Ночь перед Рождеством» и другие... Так вот, в то лето Пушкин написал «Сказку о царе Салтане...», а Жуковский — «Спящую царевну» и «Сказку о царе Берендее». Обе сказки Жуковского предназначались для детей. Пушкин же действительно никогда специально для детей ничего не сочинял. Все его произведения, в том числе и сказки, можно читать в любом возрасте. Просто для каждого возраста есть как бы свой уровень понимания, своя глубина, нужно только, чтобы читатель был одарён поэтическим чутьём.

Вы спрашивали, кто победил в этом состязании двух поэтов. Думаю, я не смогу ответить на этот вопрос, скажу только, что благодаря ему литература наша обогатилась прекрасными авторскими сказками.

Ещё вы спрашивали о Дале. Это имя Пушкин упомянул в разговоре не случайно. Владимир Иванович Даль — учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения. Язык сказок Даль изучал, составляя свой знаменитый «Словарь живого великорусского языка». Что же касается псевдонима Даля, то им он пользовался, когда выпускал свои первые книжки. А взят псевдоним от названия города Луганска, где родился будущий писатель.

И последний ваш вопрос был о писательнице Ишимовой. Александра Осиповна Ишимова написала для детей пятнадцать книг, издавала первые в России специальные журналы для девочек — «Звёздочка» и «Лучи». Особенно нравилась детям книга Ишимовой «История России в рассказах для детей», которая издавалась частями с 1837-го по 1840-й год.

А. Горностаев. «Александровский дворец в Царском Селе». 1847 г.