Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Путешествие первое

XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий

...Первое ощущение — как будто поднимаешься на скоростном лифте. Хотелось открыть глаза, но мешал ослепительный свет, он проникал даже сквозь крепко сжатые веки. Оле было и страшно, и весело. Игорь потом рассказывал: ему было так интересно, что испугаться он просто забыл.

Когда дети открыли глаза, они увидели, что стоят в углу монастырского двора. Из-за высокой каменной стены вставало солнце. Двор был пуст.

— Идёмте скорее! — позвал их Николай Александрович. — Боюсь, что в нашей одежде мы выглядим довольно странно.

— Где мы? — спросил Игорь, оглядываясь по сторонам. — Незнакомое место, а в то же время... Ой, смотрите, это же колокольня Ивана Великого вот там, за стеной! Так мы что, в Кремле? В Москве?

— Конечно, — улыбнулся Николай Александрович. — Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля.

— Мамочки! Так отсюда же до нашего дома две остановки на троллейбусе, — прошептала Оля и вдруг запнулась: — Какой же троллейбус... XVII век...

— Сударыня, нашего дома пока нет, его ещё не построили, а на месте Остоженки — заливные луга... Однако идёмте, — и Николай Александрович решительно пошёл через монастырский двор.

— Куда мы идём? — спросила Оля.

— Туда, где хранятся книги, здесь есть специальная комната.

— А вы что же, бывали здесь раньше? — удивился Игорь.

— Нет, конечно. Но я изучал в старинных книгах рисунки и чертежи Чудова монастыря. Мы пришли, государи мои. Это здесь.

Скрипнула тяжёлая дверь, и наши путешественники оказались в просторной комнате. Повсюду были книги — печатные и рукописные. Они были большие, некоторые просто огромные и, наверное, очень тяжёлые.

— Как здесь красиво! Как аккуратно разложены и расставлены книги! А какие богатые переплёты, просто роскошные! — дети не скрывали своего восхищения. — Как долго, наверное, надо было переписывать только одну такую книгу!..

— Ещё рано, все монахи в церкви, здесь никого нет. Давайте-ка присядем, и я расскажу вам немного о древних книгах, — предложил профессор.

Вот его рассказ.

— В Древней Руси существовал особый культ книги. Это означает, что книги бережно хранили, относились к ним, как к святыне. Грамотного и начитанного человека уважали, говорили о нём так: «Он горазд говорить книгами».

Во время пожаров и других бедствий люди в первую очередь спасали книги, об этом есть записи в летописях. Книги передавались, как сокровища, от отцов — детям, от детей — внукам, их упоминали в завещаниях, дарили к свадьбе, к совершеннолетию. Книг в древности было мало, особенно до появления книгопечатания. Поэтому каждая книга очень ценилась... Но постойте, кажется, я слышу шаги!

Дети прислушались. Шаги звучали всё яснее, скрипнула дверь, и вошёл высокий человек в чёрной монашеской одежде. У него было худое лицо и умные ясные глаза. Николай Александрович шагнул ему навстречу.

— Простите, отец мой. Вы будете Терентий Васильев по прозвищу Тейша?

— Так меня звали давно, в миру. Ныне я иеромонах Чудова монастыря, имя моё Савватий. Но кто вы, что говорите на таком странном языке? Коли вы чужестранцы, то откуда прибыли к нам?

— Мы прибыли издалека, чтобы познакомиться с вами, — взволнованно продолжал профессор. — Это правда, что вы пишете стихи для детей?

— Да, это правда, слагаю.

— Мы очень хотим их прочитать! — сказала Оля и смущённо улыбнулась.

— Весьма похвально, что в вашем возрасте вы умеете читать. Вот, сие детская азбука, и в ней писания мои.

Савватий взял одну из книг, открыл её и прочёл:

Сия!1 зримая2 мала книжица,

По реченому3 алфавитица4,

Напечатана бысть по царскому велению,

Вам, младым детям, к научению.

Ты же, благоразумным отроче5, сему' внимай6

И от нижния степени на вышнюю выступий...

— Спасибо, большое спасибо! А... можно вам задать один вопрос, пожалуйста! — попросил Игорь.

— Говори, (отроче.

— Почему вы пишете именно для детей?

— Я знаю книги и знаю, что в них мудрость, — медленно начал Савватий. — И хочу (отрокам сказать: учиться старательно следует, ибо грамота великое в жизни значение имеет. Лучшее для учения время — детство, ибо «учение во младости крепче вкореняется», — так говорю им. И вы помните:

...во младых н(октех учению прилежи.

И всякое детское мудрование от себя отложи.

Однако пора мне. Благодарю вас за беседу и желаю здравствовать, — и Савватий с поклоном удалился.

— Нам тоже пора, — тихо сказал Николай Александрович ошеломлённым детям. — Через несколько секунд машина автоматически вернёт нас...

Он не успел договорить, потому что начался второй полёт во времени. На этот раз вперёд, в настоящее.

...Оказавшись дома, в квартире на Остоженке, дети долго не могли прийти в себя и поверить, что встреча с Савватием им не приснилась. Игорь первый обрёл дар речи и очень тихо спросил Николая Александровича:

1Сия - эта.

2Зримая - видимая.

3

3По реченому - то есть другими словами.

4Алфавитица - азбука.

5Отроче - юноша.

6Внимай - вникай, глубоко проникай в смысл.

— Монах Савватий действительно сочинил самые первые стихи для детей?

— Да, сударь мой, — так же тихо ответил профессор. Он был потрясён не меньше. — Так считают исследователи детской литературы. Известно одиннадцать стихотворений Савватия. Возможно, их было больше, но до нас дошло одиннадцать.

— Как жалко, что мы почти ни о чём не успели его спросить! — вздохнула Оля. — Вот он назвал себя «иеромонах», а что это такое?

— Я расскажу вам, — отозвался Николай Александрович. — Вы готовы слушать?

— Конечно!

— Итак, Савватий... Он служил в придворной церкви в Кремле, был монахом, а затем иеромонахом Чудова монастыря. Иеромонах означает старший монах, человек высоких душевных качеств. В 1634 году Савватий был принят на печатный двор справщиком, где служил до 1652 года. Должность эта была очень почётной и ответственной. Справщик выбирал книгу для издания, редактировал, исправлял ошибки, сделанные наборщиком. Потом он представлял книгу патриарху, сам читал ему вслух. Если книга нравилась главе Русской церкви, она выходила в свет. Он готовил к изданию, например, книгу басен древнегреческого баснописца Эзсопа. Савватий был справщиком — значит, очень образованным и уважаемым человеком.