На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только «Дон» и «Магдалина» —
Быстроходные суда —
Только «Дон» и «Магдалина»
Ходят по морю туда.
Из Ливерпульской гавани
Всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье
К далёким берегам.
Плывут они в Бразилию,
Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию —
К далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров,
Броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии,
Бразилии моей,
Такое изобилие
Невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию,
Бразилию,
Бразилию,
Увижу ли Бразилию
До старости моей?
1. Как вы думаете, почему историки литературы называют 20-е годы XX века очень важным периодом в истории русской детской литературы?
2. Путешествие в историю русской детской литературы XX века мы назвали «Новые встречи со старыми друзьями». Что нового вы узнали о жизни и о книгах хорошо вам знакомых писателей? Какие книги вам захотелось прочитать? Почему?
3. О ком из писателей вы узнали впервые? О каких писателях изменилось ваше представление во время двух последних путешествий?
Ребята, вы обратили, наверное, внимание, что в наших учебниках по чтению произведения одного и того же писателя встречаются несколько раз (например, в первом классе вы читали стихотворения С.Я. Маршака для малышей, во втором классе — его загадки, стихи, перевод «Сказки о глупости» украинского писателя Ивана Франко, в третьем классе — стихи и пьесу-сказку, в четвёртом — отрывки из статей и стихотворные переводы). Это сделано для того, чтобы у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, чтобы вы увидели, насколько оно многообразно.
4. Вспомните, какие произведения М.М. Пришвина и А.Н. Толстого вы читали. В каких жанрах написаны их произведения?
5. В начале XX века детские писатели создают произведения самых разных жанров: рассказы, автобиографические повести... Продолжите и закончите этот ряд сами.
6. Что нового появилось в стихах для детей в 20-е годы ХХ века?
Поиски нового в архитектуре 20-х годов ХХ века
Конкурсный проект.
Архитекторы братья Веснины. 1924 г.